В последнюю неделю года работа украинского парламента, похоже, была "разблокирована". Так, по крайней мере, полагает обозреватель сетевой "Недели":

"В лучших традициях политических торгов 18 парламентских комитетов обменяли на кресло председателя Нацбанка и государственный бюджет-2003. Баш на баш. Просто вспоминается невольно из полузабытого вузовского курса политэкономии: "2 сапога = 1 топор". Вопрос в том, равны ли комитеты Нацбанку и бюджету? И кто, собственно говоря, разблокировал работу парламента? И зачем?"

Тот же автор отвечает на собственные вопросы: комитеты не стоят Нацбанка и вообще не стоят ничего: "посты председателей комитетов парламента являются скорее способом потешить подувянувшее самолюбие". Пропустив бюджет, оппозиция потеряла возможность давления на Кабмин. Между тем "регуляторы финансовых потоков попадают в руки человека, который сам не лишен президентских амбиций". Плюс старые счеты: "Вспомним, с каким выражением лица тогдашний министр С.Тигипко клал перед тогдашним премьером В.Ющенко заяву об уходе из его "реформаторского" правительства", - напоминает все тот же автор. Однако главный, движущий интригу вопрос: Кто это сделал? Судя по результатам поименного голосования, "контрольный пакет" в пользу оппозиции держали депутаты группы "Европейский выбор" и часть региональщиков, все - "люди Азарова", т.е. ключи к парламенту на этот раз оказались в руках нового министра финансов и бывшего "мытаря" Николая Яновича Азарова. Последний вопрос - зачем? На этот вопрос есть два ответа: чтоб решить, наконец, с сакраментальной поправкой к закону об отмывании грязных денег: "он был весьма важен для Азарова и как для министра финансов, и как для представителя экспортоориентированного донецкого клана"

Здесь стоит напомнить, что 19 декабря в Париже Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, рассматривала украинский вопрос и порекомендовала странам-членам организации ввести санкции в отношении Киева, потому как соответствующие украинские законы не отвечают мировым стандартам. "По иронии судьбы, - комментирует "Зеркало недели", - на том же заседании FATF решила не применять санкции к Нигерии, которая 14 декабря приняла закон о борьбе с отмыванием "грязных" капиталов. Эти изменения в нигерийском законодательстве удовлетворили комиссию, и в далекой африканской стране сейчас могут перевести дыхание....

Объявленные против Украины санкции оказались едва ли не юбилейными. Год назад первой страной, против которой их ввела FATF, стал столь любимый украинскими банкирами остров Науру".

О том, что сулит украинским банкирам решение FATF, - в том же "Зеркале":

"Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, резко затрудняется поддержание корреспондентских отношений с зарубежными банками. Все перечисления денег с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым учреждениям Организации экономического сотрудничества и развития рекомендуется проявлять "повышенную осторожность" при работе с тамошними партнерами".

Справедливости ради надо сказать, что парижские заседатели предоставили украинцам некоторую отсрочку: в середине февраля произойдет новое заседание FATF, и борцы с грязными деньгами выразили надежду, что "в оставшееся до заседания время Украина внесет необходимые дополнения в свое законодательство".

Новый министр финансов справился за считанные дни. И таким образом - это уже комментарий обозревателя "Недели" - "Николай Янович ярко продемонстрировал некоему внимательному зрителю с Банковой свое умение "решать вопросы", что называется, малой кровью. В отличие даже от своего непосредственного начальника, который никак не может "застроить" парламент".

Но есть и другая версия того же сюжета, причем исход здесь менее всего зависит от волшебных умений Николая Яновича "решать вопросы".

Принципиальные антиукраинские санкции FATF другое сетевое издание - "Контекст" предлагает понимать как очередное "американское предупреждение". - За решением европейской комиссии стоят США, - утверждают здесь:

"Ситуация проста: Штаты предупреждали. Украина не прислушалась и была наказана. И вряд ли стоит искать в решении США второе или третье дно. Америка начинает давить не только на украинскую власть, но и на украинский бизнес. Цель - добиться изменений в Украине. И политических, и экономических. А надежды Украины на традиционный "авось" могли бы оправдаться только в том случае, если б стратегическое партнерство с США, которое наблюдалось еще пару лет тому, не сменилось близкими к "холодной войне" отношениями".

"Контекст" приводит слова члена парламентской фракции "БЮТ" Анатолия Матвиенко: "Санкции FATF направлены против Президента Леонида Кучмы. Предполагаю, что санкции введены по инициативе США, уже давно проводящих политику изоляции высшего руководства Украины. Сначала были "Кольчуги", теперь грязные деньги... и этот ряд будет продолжен".

Если верить экспертам "Контекста", новый, разработанный правительством в соответствии с требованиями FATF закон не устраивает, прежде всего, бизнесменов, близких к оппозиции: он предусматривает за Кабмином рычаги контроля и давления на бизнес. Тем не менее, оппозиционные фракции все же за него проголосовали: "Угроза экономической изоляции украинского бизнеса и искусственного его сближения с российскими капиталами... заставила депутатов пренебречь собственными интересами.... При этом не известно, что двигало сильнее "Нашей Украиной", голосовавшей за законопроект правительства, - то ли стремление отодвинуть топор санкций, занесенных над шеей украинской экономики, то ли внутренние договоренности, на которых в вечер перед католическим Рождеством был устранен парламентских кризис". Несколькими абзацами раньше "Контекст" как бы между делом дает понять, что "Наша Украина" "уже видит себя членом нового парламентского большинства на основе старой коалиции "девяти" минус СДПУ(О)".

Парламентский компромисс как поражение социал-демократов (объединенных) и лично Виктора Медведчука комментирует "Украинская правда":

"Не секрет, чье это поражение: СДПУ(О) как искусственного интеллекта Леонида Кучмы и Александра Задорожнего - как спинного мозга парламентского большинства. Именно они были приверженцами силового решения конфликта. И вторничные показатели - это опасный звонок для Медведчука: фракции большинства не совсем искренни, когда заявляют, что им нравится поза страуса".

Похоже, что и "газовая операция" эсдеков пробуксовывает, здесь их тоже "кинули" (часть аналитиков полагала, что план с эмиссией ценных бумаг "Газа Украины", ради которого был "продавлен" глава Нацбанка, был на руку прежде всего кругам, близким СДПУ(о)). Новый глава НБУ не выказал готовности "автоматически" выкупать "газовые облигации", в чем его поддержал министр экономики Валерий Хорошковский:

"По состоянию на 30 сентября компания имела непокрытые убытки в размере 1,51 млрд. грн. Помимо того, в производстве находится дело о банкротстве предприятия. Однако "Газ Украины" уже имеет разрешение ГКЦБФР, а Кабмин разрешил выпуск ценных бумаг еще в июле.

В настоящий момент существует несколько принципиальных позиций относительно эмиссии газовой компании. Среди них - ни одной "за". Официальная позиция властей еще не сформировалась. Об этом свидетельствует несогласованность в высказываниях членов Кабмина и "незнание" главным банкиром страны ситуации, возникшей вокруг скандального проекта. Премьер-министр Виктор Янукович выразился довольно абстрактно, заявив, что каждая компания имеет право на выпуск облигаций. Но в то же время отметил, что если ценные бумаги "Газа Украины" будут выпущены, то за ними будет установлен жесткий контроль. А министр экономики Валерий Хорошковский считает выпуск облигаций невозможным, поскольку это не соответствует финансовым возможностям компании

...

Неопределенность властей в этом вопросе может говорить о том, что новое руководство Кабмина не выступало инициатором выпуска облигаций "Газа Украины", и теперь взяло время на размышление относительно его целесообразности. С одной стороны, эмиссия, при условии рефинансирования Нацбанком, может принести в бюджет реальные деньги. Срок погашения обязательств по облигациям составляет десять лет, и к тому же возможность досрочного возврата средств не предусмотрена. С другой, любые действия, направленные на дополнительную эмиссию, вызовут эскалацию конфликта между политическими силами и могут подорвать репутацию нынешнего премьера".

Таким образом политический и бюджетный аспекты вероятной эмиссии комментирует "Инвест-газета", параллельный комментарий помещает "большевистский" "Киевский телеграф". В том же номере "КТ" помещает двусмысленный заголовок "У парламентского большинства есть выбор: победа или развал" и подробный анализ "идентификации Литвина", который будто бы все дальше отходит от "большинства" и едва ли не предает его интересы. Целую подборку "враждебных" действий спикера размещает "Неделя", однако "КТ" прозревает здесь некий хитрый план: будто бы из Литвина хотят создать оппозиционного лидера, нового мессию и... вероятного кандидата в президенты. Как бы то ни было, настоящий президент высказался по поводу "идентификации Литвина" на последней пресс-конференции, вспомнив "школьный анекдот про Вовочку", который помогал Родине и подносил патроны бойцам:

- И что, Вовочка, они тебя благодарили за это? Да, они говорили: "Ja, ja, sehr gut!".