Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга вернула на повторное рассмотрение в Сейм связанные с государственной безопасностью законы, существенно увеличивающие влияние премьер-министра и правительства на спецслужбы страны, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Парламенту придётся повторно обсудить правила Кабинета министров, принятые правительством в межсессионный период с силой закона и утверждённые Сеймом 1 февраля в виде законов "Поправки к закону "О национальной безопасности"" и "Поправки к закону "О государственных учреждениях безопасности".

Как уже сообщало ИА REGNUM, согласно законодательному решению правительства "Совет государственных учреждений безопасности", ранее состоявший из руководителей спецслужб и руководимый одним из них по принципу ротации, теперь возглавил премьер-министр, а в его состав будут входить только министры - обороны, иностранных дел, финансов, внутренних дел и юстиции. Кабинет министров наделил Совет дополнительной функцией в виде согласования проектов бюджетов структур государственной безопасности, а также правом возбуждать в упомянутых структурах проверки. Кроме того, расширены полномочия курируемой главой правительства Службы анализа информации, занимавшейся до сих пор обобщением и анализом всех данных, поступающих в распоряжение спецслужб. Теперь Служба будет вправе заниматься и "стратегической разведывательной деятельностью".

Возвращая законы обратно в Сейм, президент обращает внимание, что согласно их редакции, надзор за деятельностью государственных служб безопасности в дальнейшем будут осуществлять не только особо уполномоченные законом юристы - представители Генеральной прокуратуры и Верховного суда, но и, возможно, приближённые к политикам лица без каких-либо определённых законом критериев. В сопроводительном письме председателю парламента глава государства пишет: "Закон "Поправки к закону "О национальной безопасности"" предусматривает, что впредь, осуществляя парламентский контроль, право проводить проверки в государственных учреждениях безопасности, знакомиться с соответствующей информацией и документами, выслушивать должностных лиц государственных учреждений безопасности, проверять соответствие закону и обоснованность проводимой разведывательной и контрразведывательной деятельности, мероприятий оперативной деятельности будет не только у депутатов комиссии Сейма по национальной безопасности, но и у не сформулированных в законе уполномоченных лиц, у которых будет соответствующий допуск к государственной тайне. Редакция упомянутого закона не поясняет, что законодатель имел в виду под этими уполномоченными лицами: будут ли это эксперты, работающие в других учреждениях безопасности, или помощники депутатов и консультанты?"

Кроме того, Вике-Фрейберга отмечает, что до сих пор проверка законности разведывательной, контрразведывательной и оперативной деятельности являлась функцией судебной власти, а не законодательной или исполнительной. Тогда как принятый закон предусматривает право Службе анализа информации или другим государственным учреждениям вместе с уполномоченными Советом государственных учреждений безопасности проводить проверки в государственных учреждениях безопасности и оценивать результаты этих проверок.

"Мне как руководителю Совета национальной безопасности не понятно, зачем одному учреждению государственного управления, к тому же вместе с другими лицами, чья принадлежность к системе государственных учреждений безопасности в законе не уточнена, даётся право проверять такие специфические учреждения, каковыми являются учреждения безопасности, - пишет Вике-Фрейберга. - Непонятно, какого рода это будут проверки, каковы их критерии и цели".

Президент напомнила парламенту: "Уже выражала публично точку зрения, что мне как Президенту страны и руководителю Совета национальной безопасности не приемлемо поспешное изменение законов, регулирующих деятельность государственных учреждений безопасности, без привлечения представителей всех заинтересованных сторон, специалистов и экспертов, и, не выделив разумного времени для оценки данной инициативы и разработки предложений. Хочу указать, что вышеупомянутые законы вопреки утверждению в аннотациях законопроектов, не рассматривались на Совете национальной безопасности, как это определяет ст. 20 Закона о национальной безопасности и Положение Совета национальной безопасности. (...) По-прежнему настаиваю на своей точке зрения о недостаточном обосновании срочности и хочу указать, что не поддерживаю уменьшение роли Совета национальной безопасности с концентрацией контроля над службами государственной безопасности в руках исполнительной власти. (...) С преобразованием состава Совета государственных учреждений безопасности и изменением его полномочий, меняется и равновесие в сфере контроля и управления государственными учреждениями безопасности со стороны парламента, правительства и Президента страны".

Добавим, нормы упомянутых законов, как принятые правительством в межсессионный период, вступили в силу и действуют с момента их подтверждения парламентом. В данном случае, возвращая законы в Сейм, президент страны может добиться их пересмотра, но не приостановки действия.