О проблемах межнациональных отношений в Дагестане, связях этой республики с государствами Закавказья, а также о выборах Народного собрания и о ситуации на рынке республиканских СМИ с министром по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Эдуардом Уразаевым беседует корреспондент ИА REGNUM в этой республике Светлана Бондарева.

ИА REGNUM: На какой стадии сегодня процесс делимитации границы России с Азербайджаном?

В ближайшие месяцы ожидается очередное заседание совместной комиссии по вопросам делимитации границы. Осталось рассмотреть три спорных участка. Какие-то подробности сейчас освещать было бы не совсем корректно. Идет рабочий процесс согласования, уточнения. Готовится проект соглашения (он сейчас близок к финишу) между Российской Федерацией и Азербайджаном о приграничном сотрудничестве. Это, в общем-то, достаточно долгий процесс внесения предложений, корректировки, согласования, потому что в нем задействован ряд министерств и ведомств. И вот сейчас очередной этап завершается.

ИА REGNUM: Затрагивает ли это соглашение проблему разделенных народов, проживающих частично в Дагестане, а частично - в Азербайджане?

Проблема разделенных народов, в той трактовке, которую применяют некоторые наши политические и общественные деятели, в этом проекте не обозначена. Он направлен именно на торгово-экономическое, культурное сотрудничество, в первую очередь, жителей приграничных районов, создает режим благоприятствования. Режим перехода границы для жителей Азербайджана и России давно установлен, он достаточно либеральный. Пожалуй, единственное ограничение по приграничной зоне было принято после событий 1999 года, и оно касается пересечения гражданами третьих стран. Вы, журналисты, сами видите, что каких-то серьезных жалоб, протестов в связи с порядком перехода российско-азербайджанской границы жителями приграничных районов не наблюдается.

В отношении прав и интересов дагестанских народов, проживающих в Азербайджане, в СМИ периодически появляются критические материалы, однако в этой деликатной сфере нельзя торопиться или драматизировать ситуацию, а следует решать все вопросы на основе международных документов о правах человека и гражданина, с соблюдением принципов невмешательства в дела суверенного государства.

ИА REGNUM: Что делается органами власти республики для решения проблемы дагестанских жителей станицы Бороздиновская Шелковского района Чеченской Республики, которые пострадали, как они считают, от "зачистки" военнослужащих?

С формально-юридической точки зрения это вопрос, который должны решать органы власти Чеченской Республики и Российской Федерации. Но с моральной стороны дагестанцы не могли оставаться в стороне и сразу после инцидента оказывали им гуманитарную помощь, участвовали в переговорах, взаимодействовали с федеральными и чеченскими представителями по разбирательству произошедшего и обеспечению их безопасности.

Вместе с тем, согласованные, казалось бы, решения по их возвращению из лагеря "Надежда" в село Бороздиновское, определению порядка компенсации, расследованию преступления и обеспечению безопасности жителей, по сути, "сорвались" из-за неверия части пострадавших бороздиновцев в обещания и в связи с их требованиями выплатить большее, чем предлагалось, суммы денег. Теперь представители пострадавших пытаются отстоять свои права в Пресненском суде г.Москвы.

Дагестан - малоземельная республика, и мы не можем выделить участок для компактного переселения бороздиновцев, поскольку в этом случае возникает вопрос о аналогичных требованиях жителей ряда сел Дагестана, которые находятся в стесненных обстоятельствах в силу природных, экономических и демографических причин. Вместе с тем, по поручению руководства республики, были направлены письма главам некоторым муниципальных образований с просьбой рассмотреть вопрос о выделении части пострадавших земельных участков для строительства индивидуального жилья.

ИА REGNUM: Аварцы в Кварели (Грузия), подвергшиеся притеснениям во времена первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, тоже хотят переселиться на историческую родину?

Вопросом кварельцев, которые обратились в письме к руководству республики с просьбой переселить их в Дагестан, мы занимались. Их в Кварельском районе Грузии насчитывается до 4 тысяч, но часть из них имеют прописку в разных районах Дагестана и других областей России. Однако они хотят переселиться сюда в рамках федеральной программы переселения соотечественников, которая предусматривает создание для переселенцев определенных льгот, приемлемых жизненных условий, предоставление рабочих мест. Республика не может пока обеспечить все эти формальные критерии по понятным причинам. Хотя этнические дагестанцы, пожелавшие вернуться в Дагестан самостоятельно, не в рамках этой программы, могут беспрепятственно сделать это, обратившись в российское посольство с соответствующим заявлением.

Мы подготовили предложения в МИД России, Федеральную миграционную службу, а также рекомендации нашим представительствам и землячествам, чтобы они содействовали дагестанцам, проживающим за рубежом и желающим стать участниками программы возвращения соотечественников, в переселении в другие регионы России, которые вошли в состав включенных в программу.

ИА REGNUM: Как сегодня можно оценить межнациональные отношения внутри республики? Каково сейчас положение "русскоязычного" населения?

Немногочисленные, правда, социологические опросы, показывают, что национальная проблематика ушла на периферию общественного сознания. И в первую очередь людей волнуют социально-экономические проблемы: безработица, невысокая заработная плата, жилищно-коммунальные проблемы. Но, тем не менее, у нас есть сотрудники, которые отслеживают ситуацию в сфере межнациональных отношений.

Руководство республики считает, что из поля зрения этот вопрос выпускать нельзя. По поручению Президента Дагестана Муху Алиева министерством подготовлен проект программы развития национальных отношений. Она должна стать своего рода продолжением аналогичной программы, которая принималась в 90-е годы. Планируется утвердить ее республиканским законом. Сейчас проект дорабатывается, потом еще раз пройдет все ступени согласования в министерствах и ведомствах и поступит на рассмотрение правительства и президента республики.

ИА REGNUM: Что нового добавится по сравнению с прошлой программой?

Дело в том, что мы работаем уже в новых законодательных условиях. Это одна сторона. Вторая - если в 90-е годы проблемы межнациональных отношений носили острый политический характер, и их надо было решать в условиях ограниченных экономических ресурсов и часто - с помощью компромиссов, то сейчас республика имеет больше экономических возможностей для решения этих проблем. И соответственно, больше возможностей для этнокультурного развития народов нашей республики.

ИА REGNUM: Дагестан в своем законодательстве сейчас отходит от национального квотирования на выборах в сторону интернациональности...

Действительно, пропорциональное представительство народов в парламенте у нас было заложено в Конституции республики. Кроме того, по одному представителю народов входило в Госсовет, который был своего рода "коллегиальным президентом". Сейчас мы формально отошли от принципов квотирования по национальному признаку в органах власти, но на неформальной основе у нас и сейчас ведется учет и ориентация на мнения, на особенности общественного сознания дагестанцев. Поэтому, это правило сейчас действует в виде консультаций и рекомендаций.

В политической практике многих европейских стран, где провозглашен приоритет прав индивида над правами народов, также без лишнего педалирования применяется принцип обеспечения национального представительства. Даже в Соединенных Штатах с их космополитической ориентацией, если в каких-то структурах (муниципальных, государственных) нет представителей цветных меньшинств, то на этот факт сразу же обращается внимание, поскольку это, соответственно, чревато потерей голосов избирателей для тех или иных политических партий и их кандидатов.

ИА REGNUM: Получается, все осталось по-прежнему, но условия усложнились?

Согласен, что это создает некоторые дополнительные проблемы. Легче отталкиваться от определенного регламента. Конституцию ведь тоже называют коллективным договором различных общественных групп - если один раз договорились, то дальше действуют по принятым правилам. А в этом случае - правила неузаконенные, неформализованные. Образуется поле или для спекуляций, или для злоупотреблений - в ту или другую сторону. Надеюсь, что в ходе выборов в парламент Дагестана серьезного нарушения уже сложившегося национального баланса не произойдет. И руководство республики в решении кадровых вопросов предусматривает определенный паритет в представительстве народов. Не скажу, что это легкий процесс, но президент Муху Алиев, заявляя свою программу при вступлении в должность, назвал приоритетными профессиональные качества претендентов на ту или иную государственную должность, хотя и с учетом национального признака.

ИА REGNUM: В последнее время в республике обострились земельные споры, в которых тоже присутствуют межнациональные претензии... На ваш взгляд, это обусловлено предстоящими выборами, недавней сменой высшей власти в республике или стечением обстоятельств?

В какой-то степени и то, и другое, и третье. Хотя, как я уже сказал, межнациональный аспект на первый план не выходит. Сейчас идет реформа местного самоуправления в соответствии с 131-м Федеральным законом о местном самоуправлении (МСУ). Есть рамочный федеральный закон, есть республиканский закон о МСУ, принят ряд нормативно-правовых актов по разграничению полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, в рамках которых проводится разграничение собственности на федеральную, республиканскую, местную. В том числе, на землю и другие объекты госимущества. Меняются межбюджетные отношения, постоянно совершенствуется земельное и налоговое законодательство. И это тоже вносит, может, и небольшими "порциями", свои осложнения. Ведь любое общественное изменение происходящего, даже просто в силу внутреннего саморазвития общества, не может происходить без каких-то проблем. Другое дело, что, конечно, они могут протекать более или менее остро. Органы государственной власти как раз и должны работать на то, чтобы этот эволюционный процесс проходил по более благоприятному сценарию.

ИА REGNUM: Эксперты предрекают, что изменения, которые несет закон о МСУ, таят в себе еще немало конфликтов в будущем...

Президент республики в своих выступлениях настраивает соответствующие ведомства на то, чтобы они в течение этого года уже завершили разграничение собственности на землю, чтобы муниципальные образования начали работать, уже опираясь на четкую правовую, материальную, финансовую базу. Это позволит повысить ответственность каждого уровня власти за качество исполнения ими своих функций. Иногда жители городов и районов пытаются отозвать или добиться отставки глав муниципальных образований, депутатов.

ИА REGNUM: Но у нас ведь не было пока такого прецедента?

Да, процедура отзыва достаточно сложная. Эта проблема двоякая: если мы даем слишком облегченный вариант отзыва человека с должности, то порождаем нестабильность. Хотя известен опыт Италии, где чуть ли не каждые полгода менялось правительство, но общество спокойно развивалось. Но это - процветающее, экономически развитое государство. Другое дело - наша республика, да и вся Россия в целом. Здесь слишком частая смена власти может иметь даже более негативные последствия, чем наличие руководителя с какими-то недостатками, который хотя бы под давлением общественного мнения или благодаря контролю вышестоящих властных или судебных органов меняет свое поведение и улучшает работу. То есть, упрощенная процедура отзыва должностного лица, депутата чревата еще большей нестабильностью.

С другой стороны, чересчур усложненная (для избирателей) схема отзыва порой оборачивается негативными последствиями, нерадивого руководителя, злоупотребляющего служебным положением, очень тяжело отстранить от должности, и он продолжает свою линию, пользуясь защищенностью законом. Здесь нужна золотая середина. И очень многое зависит от работы правоохранительных, налоговых, других контрольных органов. В принципе, инструменты влияния на таких глав есть, но они не всегда хорошо срабатывают. Но это проблема не только дагестанская, а общефедеральная.

Поэтому пока прецедентов отзыва должностных лиц и депутатов у нас не было. Но вот произошла же отставка главы Кумторкалинского района Сапиюллы Карачаева. Он добровольно, понимая, что продолжение его работы в этой должности негативно отразится на нем, и конфликт в районе будет тлеть, подал в отставку [20 марта 2006 года в райцентре - селе Коркмаскала на митинге местных жителей, недовольных вариантом распределения земельных участков главой администрации района, произошёл конфликт, переросший в драку со стрельбой. Пострадало около 20 человек. 2 августа Карачаев подал в отставку - корр. - ИА REGNUM]. Глава Ногайского района получил 8 лет за взятку [по факту вымогательства у фермера 600 тысяч рублей за предоставление ему в долгосрочную аренду в 750 га для занятия животноводством на территории района - ИА REGNUM]. Отстранен от должности глава Лакского района [в июне 2006 г. Ниматулла Алиев был временно отстранен судом от должности в связи с делом о мошенничестве и злоупотреблениях в районе, выявленных Счетной палатой Республики Дагестан - ИА REGNUM].

Это свидетельствует о том, что инструменты влияния есть. Но мы еще должны учиться и учиться самоуправлению. Этот процесс еще не везде налажен. Если конкретнее, то я могу лишь повторить оценку нашего президента по поводу громких конфликтных ситуаций, сложившихся между руководителями шести муниципальных образований Дагестана и местным населением и вызвавших широкий общественный резонанс. На совещании 20 декабря прошлого года Муху Алиев упрекнул глав районов в недостаточном общении с рядовыми гражданами, недостаточном внимании к проблемам жителей своих районов и городов. В том, что главы не решают даже тех проблем, которые вполне решаемы на местном уровне. Тем самым, они вынуждают людей идти с жалобами к президенту республики или устраивать массовые протестные акции. И, если вы заметили, в последние месяцы конфликты пошли на убыль. Возможно, это затишье перед выборами, когда есть надежда, что произойдет замена неугодного избирателям руководителя на лучшего. Кстати, предстоящие выборы тоже могут стать одним из каналов смены власти, который избирателям в первую очередь надо использовать.

ИА REGNUM: Какие задачи на данном этапе ставятся в информационной политике Дагестана в период компании по выборам в Народное собрание?

Недавно мы провели семинар-совещание вместе с Избиркомом и Министерством юстиции республики, на котором обозначили задачи в соответствии с законодательством (предстоящие выборы регулируются и федеральным и республиканским законодательством о выборах). Пока по средствам массовой информации серьезных нареканий с юридической стороны нет. Вы знаете, что некоторые проблемы были связаны с регистрацией нескольких партий, но эту тему лучше осветят в Избиркоме. Хотя, должен сказать, что 6 партий, прошедших регистрацию из 13 претендовавших на участие в выборах, представляют, в общем-то, весь спектр политических сил, "Единая Россия", СПРОС, КПРФ, Аграрная партия, ЛДПР, "Патриоты России" - избирателям будет из кого выбирать. Но попытки некоторых политиков в Москве и журналистов в Дагестане поставить под сомнение закон о выборах в Народное Собрание РД и перевести соперничество партий в межличностную плоскость обуславливают необходимость держать руку "на пульсе".

ИА REGNUM: В этом году изменился статус некоторых республиканских изданий. Животрепещущей темой были и объемы финансирования республиканских СМИ.

Учредителями 15 изданий, в основном, газет на национальных языках, были органы государственной власти. Теперь им и еще трем изданиям мы придали статус госучреждений. Это связано со сменой института Госсовета на институт президента. Кроме того, в составе учредителей этих изданий, постоянно финансируемых из госбюджета, выступал и журналистский коллектив редакции. Эти противоречия с федеральным законодательством устранены.

Что касается финансирования, то бюджет формировался до меня. По указанию президента Дагестана увеличены зарплаты сотрудникам этих госучреждений. Что-то удалось получить для редакций на ремонт. Если удастся сэкономить некоторые средства, то можно будет закупить больше техники и транспорта, произвести необходимые ремонтные работы.

ИА REGNUM: В различных дискуссиях о республиканской прессе постоянно поднимается вопрос, целесообразно ли государству содержать такое количество государственных изданий на национальных языках.

Пока мы сохраняем прежнюю схему. Национальные издания дотируются на 70-90 процентов. Но мы призываем редакторов активизировать свою работу и добиться хотя бы ненамного повышения экономической эффективности. Мы считаем, что рекламный рынок вырос и экономические возможности у общества расширились, и есть возможность повышения собственных доходов редакций. Эти доходы будут оставаться у редакций и могут быть использованы для дальнейшего саморазвития, повышения заработной платы своим сотрудникам. В этом плане у них есть стимул. Но другое дело, что, как выяснилось, не все редакции резервы используют, а больше акцентируют внимание на таких проблемах, как доставка периодики, трудности с подпиской и другие обстоятельства.

ИА REGNUM: Миннац в Дагестане в последнее десятилетие находится на переднем крае борьбы государства с идеологией экстремизма, терроризма и несвойственных сложившемуся укладу общества религиозных течений, проникающих в Дагестан преимущественно с Ближнего Востока. Министерство было мощным политическим инструментом в этой борьбе. Именно с этим связывают убийства двух ваших предшественников - Магомедсалиха Гусаева и Загира Арухова. Не пугает ли вас то, что вы можете стать заложником большой политики, или время изменило задачи вашего ведомства?

Задачи не изменились, а по поводу "расстрельности" занимаемой должности - я свой выбор сделал, согласившись на это назначение.

Справка ИА REGNUM: Эдуард Каирханович Уразаев родился в 1952 году в с. Новолакское Новолакского района Дагестанской АССР. Отец - кумык, мать - русская. После окончания в 1975 году Ленинградского государственного университета служил в Вооруженных силах СССР. Трудовую деятельность начал в 1976 году инженером-программистом Дагестанского политехнического института. С 1978 года работал младшим научным сотрудником, старшим лаборантом Дагестанского государственного университета и Дагестанского политехнического института, а с 1987 года - младшим научным сотрудником Института истории, языка и литературы Дагестанского научного центра (ДНЦ) РАН. По совместительству сотрудничал с Региональным центром этнополитических исследований при ДНЦ РАН, а также с редакциями газет "Новое дело", "Северный Кавказ" и другими изданиями. В 1995 году назначается главным специалистом информационно-аналитического отдела аппарата Народного Собрания РД. С 1998 года работал пресс-секретарем председателя Государственного Совета Дагестана - руководителем пресс-центра Государственного Совета и правительства. В 2006 году был назначен на должность пресс-секретаря президента Дагестана - руководителя пресс-центра президента и правительства. В ноябре 2006 стал министром по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан.