В настоящее время ряд влиятельных армянских организаций вновь не скрывает своего оптимизма на предмет возможного принятия Конгрессом США Резолюции о Геноциде армян. Этот оптимизм в первую очередь обусловлен победой демократов на последних выборах, а также заявлением новоизбранного председателя Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси о том, что до 24 апреля 2007 на рассмотрение Палаты представителей будет представлен проект соответствующей резолюции. В этой связи хотелось обратить внимание на ряд весьма существенных деталей, наличие коих не позволяет воспринимать указанную перспективу в оптимистическом для армян ракурсе.

Обещания армянскому народу как своеобразный феномен американских выборных кампаний берет свое начало с середины прошлого столетия. Еще раньше, в самом начале 1920 гг. с подобными заявлениями, но при иных политических условиях, выступал и президент Вудро Вильсон, собственноручно подписавшийся под картой Независимой Армении и обозначивший выход "возрожденного армянского государства" к морю. Но этот - так и не одобренный Сенатом акт - оказался не более чем пустым обещанием. Ни одно "армянское ожидание" до сих пор не обрело в США практического воплощения.

На прошедших в США в 2004 г. президентских выборах, функционирующие в этой стране армянские организации поддержали кандидатуру демократа Джона Керри, вовсе не по партийным соображениям; "армянский электорат" Америки традиционно имеет один ориентир - данное претендентом обещание, в случае его избрания "признать Геноцид армян". Точно по такому же принципу калифорнийские армяне в 2003 году поддержали кандидатуру республиканца Арнольда Шварценеггера. Ранее армяне США неоднократно отдавали свои голоса в пользу кандидатов в президенты от Республиканской партии. Дважды они голосовали за того же Рональда Рейгана, который, помимо всего прочего, обещал армянам "независимость и избавление от русского гнета".

18 октября 1983 года в Белый дом на встречу с высокопоставленными чиновниками администрации США были приглашены редактора радиостанций и газет этнических общин США. Из армянских газет на встрече были представлены "Миррор спектейтор", "Айреник", "Армениен обзервер" и "Нор кянк". Перед собравшимися выступили представители Белого дома и Госдепартамента. Президент Рональд Рейган также ответил на ряд вопросов присутствовавших. Редактор лос-анджелесской газеты "Армениен обзервер" Ошин Кешишян задал вопрос об официальной позиции американского правительства в отношении Геноцида армян 1915 года (к тому времени Рейган правил в США уже два года, однако, вопреки своим обещаниям, не проявлял намерений признать и осудить это преступление). Отвечая на вопрос редактора президент отметил: "Я вынужден верить, что сегодня не осталось почти никого, кто жил в те ужасные времена". Ответ Рональда Рейгана, естественно не удовлетворил Кешишяна, и он отправил ему письмо с требованием яснее осветить позицию США в отношении Геноцида.

В то же время американский предвыборный ажиотаж 1984 года не обошел вниманием и данный вопрос. Он стал предметом обсуждения в Конгрессе США. 10 сентября 1984 года Палатой представителей Конгресса была одобрена Резолюция о проведении 24 апреля 1985 года "Международного дня памяти жертв бесчеловечного обращения с человеком и армянской резни". С трибуны законодательного органа США было произнесено много речей по поводу этой проблемы. Среди ораторов был и лидер большинства от демократической партии в Конгрессе О'Нил, кандидат в вице-президенты США от демократической партии. Упомянутая Резолюция могла быть принята Конгрессом США еще в апреле 1983 года, но тогда турецкому правительству удалось оказать решающее воздействие на Госдепартамент. Впрочем, принятое 10 сентября 1984 года Палатой представителей Конгресса США решение о проведении 24 апреля 1985 г. (70-летие Геноцида) "Международного дня памяти жертв бесчеловечного обращения человека с человеком и армянской резни" в свою очередь вызвало широкий резонанс в Турции. Президент Турции Кенан Эврен отреагировал на данное решение гневным письмом в адрес Pональда Рейгана, в котором обратил внимание своего американского коллеги на неизбежность негативных последствий в сфере двусторонних отношений при условии такого "неосмотрительного шага". Тогда же, 12 сентября, посол США в Анкаре Штраус Хьюпе был вызван в МИД Турции, где глава внешнеполитического ведомства В. Халефоглу вручил ему ноту протеста.

Итак, на прошедших в США в 2004 году президентских выборах, функционирующие в этой стране армянские организации поддержали кандидатуру демократа Джона Керри. Надеяться, что именно он призван был стать первым "нарушителем" традиции, было просто несерьезно. Очевидно, что в случае своего избрания президентом США Керри был бы вынужден отказаться от данных обещаний, ибо суть дела заключается не в нем самом, а в региональной политике Вашингтона, где Турции и Израилю уделяется особое место.

Из заявления сенатора от группы "Армянской поддержки" Адама Шиффа: "Я уверен, что если мы энергично возьмемся за решение вопроса о Геноциде армян, то он будет решен в контексте фундаментальной переоценки отношений США с Турцией. Меня не удовлетворяет тот факт, что существующие сегодня отношения с Турцией не служат ни интересам США, ни американским ценностям. Почему наше правительство, представляющее американский народ, так долго старалось не замечать отказ Турции от признания Геноцида армян, блокаду нашей гуманитарной помощи Армении, военную оккупацию Кипра, насилие против курдов, ограничения, направленные против христианских общин, и нарушения прав человека? Почему мы - самая мощная страна в мире - позволяем запугивать себя? Это потому, полагаю я, что мы выбрали политику поблажек, отказываясь, вот уже более пяти десятилетий, от требований к Турции соблюдать основные правила международной жизни и права человека. Вопрос признания Геноцида армян должен быть решен в контексте фундаментальной переоценки отношений США с Турцией".

Следует специально акцентировать внимание на этом заявлении американского сенатора, так как признание Геноцида армян действительно будет означать кардинальный пересмотр турецко-американских отношений, к чему не готов и, разумеется, - не стремится Вашингтон. Официальная Анкара неоднократно заявляла о реальной возможности разрыва дипломатических отношений с США в случае подобного признания.

Впервые об этом было заявлено даже до принятия соответствующей Конвенции; в 1934 году, киностудия "Метро-Голдвин Майер" высказала намерение приступить к экранизации романа Франца Верфеля "Сорок дней Муса-дага", однако работа над фильмом была приостановлена после получения американским правительством официальной ноты протеста из Анкары. "Свободная" Америка действительно прервала съемки под давлением Турции. "Мы не можем допустить дипломатического скандала", - чиновник из Госдепартамента был более чем решителен. Знаменитая компания сдалась: великий Рубен Мамулян был отстранен от съемок; турецкий посол в Вашингтоне Мюниб Эртегюн выразил признательность американским властям за принятое решение.

В настоящее время, когда Государственный департамент США осуществляет политический проект "Большой Ближний Восток", Турции отводится более масштабная, чем когда-либо роль. Осознание собственной значимости открывает турецкому политическому истеблишменту новые возможности по внесению корректив в двусторонние отношения, которые в турецком восприятии подчинены идее создания "Великого Турана". Инициируемые штатами региональные проекты изначально рассматриваются Анкарой в ракурсе этого главного интереса, чем нередко провоцируются и известные разногласия. В частности, такие противоречия имели место в начале иракской кампании 2002 года - по вопросу использования дислоцированного в Турции военного контингента. Примерно то же самое происходило и в начале 1980-х годов, после подписания 29 ноября 1982 года в Брюсселе турецко-американского "Меморандума доверия", предполагающего использование военно-воздушной базы Инджирлик для переброски в Ливан американских воинских подразделений.

Следует отметить, что официальная Анкара всегда проявляла крайне последовательное и столь же болезненное отношение ко всем формам напоминания в США о Геноциде армян. Кинематограф, лишь одна из подобных плоскостей. Отснятый в 2002 году канадским режиссером Атомом Эгояном фильм "Арарат" спровоцировал поистине "атомный" взрыв негодования на турецком политическом полигоне. В канун Рождественских праздников 2002 года американская компания "Мирамакс", приобретшая право на показ фильма "Арарат" в США, получит более 2000 обращений из Турции с требованием разорвать контракт. "Я боялся, что эта крупная голливудская компания отступит перед турецким прессингом, как это уже однажды было с одной из американских студий, - отметит Эгоян. - Но на этот раз все обошлось. Глава компании Ванштайн заявил, что Вашингтон устал от турецкого лобби, которое отрицает Геноцид, как некоторые отрицают Холокост. Это моя большая личная победа".

Единственная осечка произошла в Италии - 24 апреля 2003 года; в тот вечер "итальянский сапог" действительно оказался под турецким каблуком; он сделал шаг в сторону Анкары. Впрочем, уже на следующее утро почти все республиканские газеты напишут об этом позорном инциденте - снятие с показа фильма "Арарат" по требованию турецких властей. Заголовки публикаций говорили сами за себя: "Показ фильма Атома Эгояна об Армении был запрещен в последнюю минуту" ("Ла Республика"), "Показ фильма о геноциде армян приостановлен" ("Унита"), "Странная история, в которой ничего не понятно" ("Ла Стампа")... Правая газета "Иль Джорнале" напишет: "В нашей стране почти никогда не говорилось о первых этнических чистках 20 века, пример которых воодушевил Адольфа Гитлера на массовое уничтожение евреев. Турция - наследница Османской империи, никогда не признавала размеры этих погромов". Директор компании "Бим", приобретшей монопольное право на показ фильма в Италии, Франко Уголини заявит: "Это первый за 20 лет случай, когда компании запретили показ фильма". Официальная Анкара вынуждена будет сообщить о своей непричастности к этому событию.

Начало 2007 года, помимо всего прочего ознаменовалось также и протестом ряда турецких организаций в связи с намерением Сильвестра Сталлоне экранизировать фильм по роману австрийского писателя Франца Верфеля "40 дней Мусадага". Впервые о том, что турецкие организации "не допустят экранизацию этого фильма", было заявлено еще в декабре прошлого года. Как сообщала 26 декабря "Миилиет", председатель "Ассоциации по борьбе с утверждениями о геноциде армян" Саваш Эгилмез заявил, что "фильмы часто используют в пропагандистских целях, и армяне намерены воспользоваться подобной возможностью".

"Роман полон лжи, так как автор писал его после беседы с националистически настроенными армянами", - отметил Эгилмез. По его словам, "необходимо предпринять соответствующие меры до начала съемок, так как после этого, дело осложнится. Мы уже отправили продюсерам фильма соответствующие документы о событиях тех лет. Наши соотечественники помогут нам в том, чтобы не позволить продюсерам пойти на этот шаг". Тем не менее, Сильвестр Сталлоне заявил, что "Анкара, которая уже 85 лет проводит политику отрицания Геноцида армян, не сумеет на этот раз помешать экранизации фильма". И тем не менее, как было отмечено выше, кинемотограф, лишь одна из плоскостей турецкого пресса на США.

Итак, в настоящее время ряд влиятельных армянских организаций опять не скрывает своего оптимизма на предмет возможного принятия Конгрессом США Резолюции о Геноциде армян. Этот оптимизм в первую очередь обусловлен победой демократов на последних выборах, хотя очевидно, что отношение официального Вашингтона к "Армянскому вопросу" никак не обусловлено партийной принадлежностью американских сенаторов или президента этой страны. В октябре 2000 года демократ Билл Клинтон лично воспрепятствовал принятию Резолюции по Геноциду армян, хотя армянские общественно-политические круги почему-то склонны винить в этом экс-спикера Палаты Представителей Конгресса США, республиканца Денниса Хастерта.

В условиях доминирующей версии о том, что в 2000 году Армянский вопрос так и не был внесен на обсуждение в Палату представителей по личной инициативе тогдашнего ее председателя республиканца Денниса Хастерта, многие забывают или не знают, что роль последнего именно в этом случае явно преувеличена - президент США демократ Билл Клинтон был первым, кто выступил против внесения резолюции.

Еще 9 октября 2000 года правовой комитет Палаты представителей Конгресса США принял решение назначить на 17 октября голосование по "Армянской резолюции", содержащей призыв к президенту США квалифицировать массовые истребления армян в Османской империи в 1915-1923 годах именно как геноцид. Тогда же Правовой комитет утвердил окончательную версию "Армянской резолюции", в результате чего в текст документа больше не могли вноситься какие-либо изменения или поправки.

В октябрьские дни 2000 года турецкая телекомпания NTV сообщила, что 141 конгрессмен выступает за принятие "Армянской резолюции" и еще 100 членов Палаты представителей обещали свою поддержку данному документу. Как заявили тогда в Армянском Национальном Комитете Америки, для принятия Резолюции достаточно 210-215 голосов. Именно тогда президент США Билл Клинтон и встретился со спикером Палаты представителей Конгресса США Деннисом Хастертом и попросил его не принимать "Армянскую резолюцию".

В этой связи турецкая газета Star процитировала слова споуксмена Совета национальной безопасности США Кроули: "Президент Клинтон и спикер Хастерт обсуждали вопросы, связанные с "Армянской резолюцией" с глазу на глаз. Президент отметил, что в случае принятия резолюции могут возникнуть серьезные нежелательные последствия".

В этот период Би-би-си обнародовала информацию о том, что "возможность принятия резолюции вызвала такую озабоченность в Белом доме, что президент Клинтон немедленно вмешался лично. Он обратился в Конгресс с письмом, а также лично позвонил спикеру палаты республиканцу Деннису Хастерту. Вашингтон опасался того, что Турция, возмущенная принятием резолюции, может принять меры, которые сильно повредят американским интересам в регионе. В качестве одной из ответных мер Турция рассматривала отказ на продление аренды военной базы в Инджирлике, с которой самолеты ВВС США и Великобритании вылетают на патрулирование территорий северного Ирака".

Свое возмущение по поводу отклонения Резолюции конечно выразили и некоторые представители американских демократов. В частности, тот же Адам Шифф заявил: "Я глубоко разочарован и оскорблен действиями спикера Палаты Представителей Денниса Хастерта и республиканского руководства Палаты, которые привели к отказу от постановки на голосование резолюции о Геноциде армян. Правительство в Анкаре в дни после отзыва спикером резолюции заявило о своем сильном влиянии на правительство Америки. Несмотря на это заявление и на свою победу в вопросе постановки резолюции на окончательное голосование, турецкое правительство не обладает - и никогда не будет обладать - правом вето в демократической системе Америки. Слишком много поколений американцев приносило жертвы в борьбе за наши права и свободу, чтобы сегодня предавать их под давлением иностранного правительства".

Несмотря на тот факт, что в заявлении Адама Шиффа прослеживается попытка смещения вектора негодования в сторону республиканцев, тем не менее сенатор все равно принципиален: "Вместе с тем я считаю, что и администрация США несет большую долю ответственности в этом вопросе. Вместо того чтобы уступать давлению турецкого правительства, администрация должна была попросту игнорировать эти угрозы. Я горжусь тем, что я демократ, но никогда не смогу простить представителя власти - независимо от его партийной принадлежности, - который не оправдает доверия армянской общины США".

В своем заявлении Адам Шифф прямо не указывает на демократа Билла Клинтона, однако сам факт критики президентской администрации действительно свидетельствует о последовательности его позиции. Что, между прочим, нельзя сказать о самом бывшем президенте; уже после своей отставки Билл Клинтон вновь выступил "апологетом" признания и международного осуждения Геноцида армян; 22 апреля 2005 г. демократы Б. Клинтон и Дж. Керри призвали Буша признать это преступление.

Раннее, 28 марта 2005 года аналогичную позицию высказал и демократ Патрик Кеннеди. Будучи членом Комитета по армянским вопросам Конгресса США он - сын сенатора Эдварда Кеннеди и племянник 35 президента США Джона Кеннеди - заявил: "Сегодняшнее правительство Турции должно прекратить свою позорную политику отрицания геноцида армян. Американская администрация не хочет говорить о геноциде армян, дабы не обидеть Турцию... Призываю администрацию Буша выступить против продолжающейся политики Турции по отрицанию геноцида армян и содействовать принятию резолюции Конгресса о признании геноцида армян как преступления против человечности".

Не пытаясь ставить под сомнение искренность слов отдельных представителей Демократической партии США, следует вместе с тем отметить, что "армянская надежда" перманентно находится между "демократической Сциллой" и "республиканской Харибдой", противоречия между которыми каждый раз нивелируются планкой стратегических интересов официального Вашингтона. Необходимо также подчеркнуть, что в понимании янки само понятие "демократ" никак не ассоциируется с человеколюбием или пацифизмом.

В частности, одиннадцатый президент США, демократ Джеймс Нокс Полк вел войну против Мексики (1846-48), захватил более половины ее территории и неоднократно вторгался в Колумбию (с 1846). Более того, один из организаторов захватнической американо-мексиканской войны Джеймс Бьюкенен вскоре сам станет президентом США именно от Демократической партии; пятнадцатый глава республики, помимо всего прочего, содействовал и усилению рабовладельческого Юга. Демократ Эндрю Джонсон был известен своим "империалистическим аппетитом"; помимо прочего, именно этот семнадцатый президент США купил Аляску у России. Другой представитель Демократической партии, Стивен Гровер Кливленд проводил политику "панамериканизма". Данный список можно продолжить, однако обратим внимание на более близкий нашему времени период: в частности, демократ Гарри Трумен (33 президент США) отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Он также один из инициаторов создания военно-стратегического блока НАТО.

На демократе Гарри Трумене можно остановиться и отдельным пунктом, так как именно в его бытность президентом США в Нью-Йорке и начал свою работу Всемирный армянский конгресс (30 апреля - 4 мая 1947 года); на форуме принимали участие 715 делегатов из 22 стран и 31 церковной епархии, с целью "возбуждения в условиях создавшихся после Второй мировой войны вопроса о возвращении захваченных Турцией армянских земель". Перед началом работы будет зачитано знаменитое послание Католикоса Всех Армян Геворга VI и обращение правительства Советской Армении. Впрочем, к моменту открытия Конгресса Гарри Трумэн уже представил миру известную доктрину, разработанную вместе с Черчиллем; особым пунктом в ней значилась необходимость оказания военно-политической и финансовой поддержки Турции в связи с возможной "коммунистической агрессией". Именно в 1947 году МВФ и МБРР в "спешном порядке" примут в ряды своих членов Турцию, а Вашингтон заключит с ней военное соглашение. Уже на Всемирном армянском конгрессе представитель Госдепартамента США заявит, что доктрина Трумэна "базируется на непоколебимости территориальной целостности Турции". Примечательно, что уже в 1949 году Анкара вступит в Совет Европы, а в 1952 году станет полноправным членом НАТО.

За укрепление военных блоков и усиление военной мощи США выступал и президент - демократ Джон Фицджералд Кеннеди. Его преемник, 36 глава Белого Дома Линдон Джонсон (также демократ) начал войну во Вьетнаме и осуществил вооруженное вмешательство в Доминиканской Республике. В пылу предвыборной гонки демократы не любят вспоминать и то, что их последний президент Бил Клинтон теми же методами - как и в случае с Ираком - с применением военной силы против мирного населения - пытался решить региональный кризис на Балканах и бомбил Белград. Спустя годы этот очаг напряженности не только не погашен, но и периодически вспыхивает новыми, еще более жестокими конфликтами при подстрекательстве и прямом участии террористов, в том числе наемных. Сегодня уже на очереди "демократическое" Косово...

30 января 2007 года Конгрессмены США Адам Шифф, Джордж Раданович, Фрэнк Палоун, Джо Нолленберг, Бред Шерман и Тадеус Мак Котер внесли на рассмотрение Палаты представителей Конгресса проект резолюции №106 о признании Геноцида армян. По словам конгрессменов, проект указанной резолюции по духу соответствует резолюции № 316, одобренной Комитетом по внешним отношениям Палаты представителей Конгресса США предыдущего созыва, и призывает президента страны обеспечить достойное отражение во внешней политике США вопроса о Геноциде армян и в своем ежегодном послании систематическое и организованное уничтожение 1,5 млн. армян в Османской Турции 1915 г. конкретно охарактеризовать как Геноцид. По мнению представителей АРФ "Дашнакцутюн" и комитета "Ай Дат" проект резолюции № 316 о признании Геноцида, одобренный Комитетом по внешним отношениям Палаты представителей, был заблокирован тогдашним главой Палаты Денисом Хастертом.

5 февраля начался официальный визит министра иностранных дел Турции Абдуллы Гюля в США, в ходе которого состоялись встречи с вице-президентом Диком Чейни, госсекретарем Кондолизой Райс, советником президента по национальной безопасности Стивеном Хедли и некоторыми ведущими конгрессменами. Он разъяснил полномочным представителям США ущерб, который может быть нанесен турецко-американским отношениям, в случае принятия законопроекта о Геноциде армян.

6 февраля министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль предупредил, что принятие Конгрессом США резолюции, характеризующей события в Турции в начале 20-го века как Геноцид, нанесет вред отношениям Вашингтона и Анкары. "Если документ будет принят, он окажет шоковое воздействие на наши отношения", - заявил Абдулла Гюль, выступая в вашингтонском пресс-клубе и комментируя тот факт, что в Конгресс США представлена резолюция о признании Геноцида армян. 6 февраля в ходе встречи А.Гюля с госсекретарем США Кондолизой Райс последняя заверила, что администрация сделает все возможное, чтобы воспрепятствовать принятию "Армянского билля". Выступая в пресс-клубе, глава МИД Турции заявил: "Мы не боимся смотреть в лицо нашей истории. Эти события произошли в военное время, и мы потеряли 3 миллиона человек. Принятие армянского законопроекта серьезно повлияет на наши двусторонние отношения. Давайте не забывать о нашем многолетнем партнерстве с США, которое мы намерены продолжать и в будущем. Нельзя допустить, чтобы турецко-американское сотрудничество стало заложником армянского законопроекта. Этот вопрос не должен быть политизирован", - сообщает газета "Хюрриет".

Любопытно, что Спикер Палаты представителей Конгресса США, демократ Нэнси Пэллоси, которая выразила свою поддержку недавно представленному в Палату законопроекту о признании Геноцида армян, отклонила предложение Министерства иностранных дел Турции встретиться с главой МИД Турции Абдуллой Гюлем. Как сообщает турецкая газета "Хюрриет", Пэллоси мотивировала отказ занятостью и перегруженностью рабочего графика.

Как сообщает, агентство АПА еврейское лобби, на которое больше всего полагается Анкара, готовится начать деятельность, направленную против принятия этого документа. Еврейские организации опасаются того, что в случае принятия законопроекта будет нанесен удар по союзническим отношениям между двумя странами, и они будут лишены военной базы "Инджирлик", расположенной вблизи границ Ирана и использованной США в ходе операций в Ираке. В связи с этим три еврейские организации Вашингтона попытаются предотвратить включение этого документа в повестку Палаты представителей. Они планируют воспользоваться Рамом Эмануэлем, основным автором избирательной стратегии, принесшей победу демократам, для того, чтобы повлиять на Пелоси, не столь близкую к евреям. Как заявил турецким журналистам руководитель одной из еврейских организаций, для достижения поставленной цели нужно убедить Эмануэля в необходимости предотвращения принятия законопроекта, поскольку Пелоси всегда прислушивается к его советам.

Еще в 2002 году, посол Израиля в Армении (резиденция в Тбилиси) Ривка Коэн заявила в Ереване, что "Холокост - явление беспрецедентное, и ничто, в том числе и трагедию армян, нельзя сравнивать с еврейским геноцидом". В этой связи внешнеполитическое ведомство Армении 15 февраля направило в адрес МИД Израиля ноту протеста. В ноте, в частности, отмечалось, что Армения считает неприемлемой любую попытку отрицания или умаления факта Геноцида армян, с какой бы мотивировкой это бы ни делалось. Более того, Армения никогда не имела цели проводить параллели между Геноцидом армян и еврейским Холокостом, считая, что любое преступление против человечества беспрецедентно по своим политическим, правовым, историческим и моральным последствиям.

Откровения официального представителя Израиля в Ереване г-жи Коэн вызвали широкий резонанс среди армян всего мира. Многочисленные выступления, статьи, письма лишь отчасти передают возмущение откровенно циничным заявлением еврейского дипломата и содержат призыв к армянским властям безотлагательно предпринять адекватные шаги. Арут Сасунян ("Калифорния курьер") отметил: "Отрицание израильским послом Геноцида армян совершено в русле позиции ее правительства. В прошлом году аналогичное заявление сделал министр иностранных дел Израиля Шимон Перес. Его заявление было раскритиковано не только со стороны многочисленных армянских организаций, но и некоторых израильских ученых. Правда, это не возымело эффекта. Ясно одно: лидеры Израиля готовы пожертвовать исторической правдой ради своих стратегических связей с Турцией". Обращает на себя внимание нестандартность поведения Ривки Коэн в Ереване. Уж так повелось, что выработанный в течение столетий дипломатический этикет (независимо от уровня взаимоотношений двух стран) предполагает доброжелательный тон высказываний официального представителя того или иного государства в стране пребывания. Ривка Коэн не сочла целесообразным соблюдение этой нормы, грубо и преднамеренно вызывающе представив позицию своей страны относительно Геноцида армян. Не вызывает сомнений, что г-жа посол, произнося свои провокационные откровения, прекрасно осознавала и неизбежность соответствующей реакции со стороны армянской общественности. В этом и заключается особый цинизм ее заявления.

По мнению многих армянских аналитиков, спорным выглядит мнение, объясняющее позицию Израиля по армянскому геноциду, одним лишь фактом тесного стратегического сотрудничества Турция-Израиль. Безусловно, есть страны, которые в вопросе целесообразности признания Геноцида армян руководствуются лишь сиюминутными политическими интересами в отношениях с Анкарой. Однако в случае с Израилем мы имеем дело с мотивом несколько иного происхождения. Тель-Авив весьма и весьма ревностно относится к самому понятию "геноцид", считая его применимым исключительно к трагедии еврейского народа. Отсюда и заявление Ривки Коэн: "Происшедшее с армянами в начале прошлого века является трагедией, а преступление, совершенное в отношении евреев, - геноцидом. Холокост - факт беспрецедентный!". Отношения между Турцией и Израилем не всегда характеризовались высоким уровнем сотрудничества и взаимопонимания. 50-летняя история двусторонних связей знает и мрачные периоды. Однако так или иначе, но израильское руководство, независимо от внешнеполитической обстановки, всегда готово отстаивать "уникальность" Холокоста и выражать свой гнев в случае, если факт еврейского геноцида хоть как-то оспаривается.

Известно, например, что шведский историк Д. Фельдерер был приговорен к тюремному заключению и помещен в психиатрическую больницу только за то, что попытался усомниться в достоверности относительно цифры "6-ти миллионов умерщвленных евреев" и обратил внимание на то, что большая часть "дневника Анны Франк" написана шариковым пером, впервые появившемся в продаже в 1952г., т. е. через 10 лет после того, как он был написан еврейской девочкой из Амстердама. В 1979 г. во время первого визита Папы Римского Иоанна Павла II в Польшу понтифик под открытым небом отслужил мессу в Освенциме. Был воздвигнут крест, ибо узниками лагеря были не только евреи, но и христиане. Однако, по мнению ряда еврейских организаций, недопустимо, чтобы в "Освенциме - самом печальном месте еврейского народа" присутствовал какой-либо христианский символ. В начале уже 1999 г. в период своего визита в Израиль президент Польши Квасьневский пообещал, что примет спешные меры для охраны бывшего концлагеря: "Проблема с крестом может быть решена польским Сеймом". Примеров такого рода более чем достаточно. Все они - свидетельство того, что израильское руководство придерживается очень последовательной и непримиримой позиции по отношению к возможным "искажениям исторических реалий, касающихся еврейского народа". Упрекать их в этом, видимо нельзя. Однако не нравственнее ли для Тель-Авива предполагать, что и другие народы могут быть столь же чувствительны к омраченным геноцидом страницам собственной истории. Впрочем, армянский народ знает не только главарей младотурецкого режима - выходцев из салоникских денме (Денме - букв. "вернувшиеся в лоно ислама" - секта евреев-мусульман, возникшая в 1666 году в Салониках. Со временем члены ложи денме заняли важные позиции в общественно-политической жизни Османской империи, в особенности в руководстве, осуществившей Геноцид армян партии "Единение и прогресс"). Это и Франц Верфель, и доктор Лепсиус. Это и посол Моргентау, частица праха которого ныне покоится в Ереване на холме Цицернакаберд.

По мнению ряда армянских аналитиков, минимальная вероятность принятия Конгрессом США соответствующей Резолюции обусловлена не только фактором американо-турецкого стратегического партнерства, но и соответствующей позицией функционирующего в США мощнейшего еврейского лобби, представители которого склонны скрывать под "топливной вуалью" факт непосредственного участия салоникских денме в осуществлении Геноцида армян.

Арис Казинян - эксперт Аналитического центра "Кавказ"