Тирасполь и Кишинев: союз возможен? Сергей Иванов: Российские миротворцы останутся в Приднестровье. Игорь Смирнов: Цель реформы власти - укрепить президентскую вертикаль управления государством. Молдавская "Фемида отрабатывает свою методику на Бургуджи". Приднестровье испытывает нехватку научных кадров.

Тирасполь и Кишинев: союз возможен?

"Все озабочены "замороженным состоянием" переговорного процесса по вопросу молдово-приднестровского урегулирования, - пишет газета "Приднестровье", - и все настойчиво предлагают возобновить консультации, подтверждают готовность содействоать процессу и неизменно напоминают о традиционных условиях сохранения молдавского суверенитета, с одной стороны, и с учетом приднестровского интереса, с другой". "Согласно неофициальной информации об итогах мадридской встречи посредников и наблюдателей 25 января 2007 года, - продолжает "Приднестровье", - появилась хрупкая надежда, что Приднестровская Республика вернется за стол переговоров без предварительных условий, т.е. без требований согласиться с подписанием так называемого транзитного протокола [этот документ даст Приднестровью возможность осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года (после введения новых таможенных правил на молдавско-украинской границе 3 марта 2006 года такой возможности ПМР лишена), но в то же время она будет транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. - прим. ИА REGNUM]".

"Проблема приднестровского урегулирования отяжеляется с каждым днем, - пишет газета "Приднестровье", - и механизмов для остановки этого процесса пока не найдено. Долго не бравшийся за проблему Верховный Совет Приднестровья отменил свои прежние решения о создании с Молдавией конфедеративного государства, а приднестровский спикер Евгений Шевчук заявил о приоритетах другого документа - Концепции внешней политики ПМР, принятой в конце 2004 года. Если в Кишиневе не понятно, что дело дошло до подготовки переговоров двух государств - Молдавии и Приднестровья, то посмотрим на некоторые статьи Концепции. Первое. Референдум о независимости 1 декабря 1991 года "является решающим фактором для отстаивания политико-правового статуса... государства и его объективного существования с точки зрения международного права... Создание... республики является исторически обоснованным, юридически законным и нравственно оправданным следствием развития политико-правовых процессов...". Второе. "Обеспечение национальных интересов государства является смысловым стержнем внешней политики республики". Здесь же дан перечень приоритетов (защита независимости, прав и свобод граждан, мирный характер, приверженность к диалогу, стремление к проведению современного реформирования народнохозяйственного комплекса...). И далее: "Реализация этих приоритетов обеспечит социально-экономическую независимость республики, достойную жизнь ее народу, а также естественное включение Приднестровья в общеевропейские интеграционные процессы". И, наконец, третье. "Отношения с Республикой Молдова. Приднестровская Молдавская республика считает, что образование межгосударственной ассоциации с Республикой Молдова является реальным способом разрешения существующих противоречий".

Подводя итоги, "Приднестровье" пишет: "Официальный Тирасполь не видит оснований говорить с Кишиневом на иные темы, кроме создания Союза двух государств. Не правда ли, странными выглядят надежды на результаты новых посиделок, именуемых "5+2" [переговорный формат, Молдавия, Приднестровье - стороны, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели. - прим. ИА REGNUM]? Впрочем, настойчивость в сохранении нового формата говорит о том, что главной задачей посредников, гарантов и наблюдателей является обеспечение статус-кво для существующих отношений между Кишиневом и Тирасполем. Иными словами, они выполняют свою роль, какую должны выполнять определенное время после урегулирования конфликта. Если так, то приднестровский конфликт в известном смысле слова можно считать урегулированным".

"Кишинев демонстрирует готовность сотрудничать с Москвой в поисках решения приднестровского конфликта, - пишет оппозиционная газета "Человек и его права". - Еще 22 июля в Москве президент Молдавии Владимир Воронин передал Владимиру Путину записку, содержащую план по нормализации отношений между Молдавией и Россией. В нем молдавский лидер соглашался предоставить Приднестровью статус широкой автономии в составе Республики Молдова. В обмен господин Воронин предлагал закрепить нейтральный статус будущей "объединенной Молдавии", что сделает невозможным размещение на ее территории иностранных войск и военных баз. Более того, кишиневские переговорщики выразили готовность вернуться к некоторым идеям так называемого "Меморандума Козака"". "В России эти предложения доработали, - продолжает оппозиционное издание. - Родилась идея о совместной базовой декларации Владимира Воронина и Игоря Смирнова [президент Приднестровья. - прим. ИА REGNUM] о приднестровском урегулировании, которая могла бы стать демонстрацией доброй воли сторон. По замыслу Москвы, подобное заявление следует сделать в присутствии президента РФ Владимира Путина, что продемонстрировало бы ОБСЕ, Украине, Евросоюзу и США, кто на самом деле занимается восстановлением мира в регионе. Москва берется уговорить Тирасполь согласиться на конфедерацию".

"Новая газета" опубликовала комментарий председателя Верховного Совета Приднестровья Евгения Шевчука "о якобы имеющемся новом российском плане урегулирования". "Председатель Шевчук сказал: о таком плане мне ничего не известно", - пишет газета. "Коснувшись темы урегулирования конфликта, Шевчук высказал сомнение, что прорыв возможен в 2007 году, - продолжает "Новая газета". - Однако пришло время рассматривать "большой политический документ", связанный с "окончательным урегулированием". Спикер выделил три фактора, могущие, по его мнению, существенно повлиять на перспективы развития: ситуация в Косово, позиция "пятерки" в лице России, США, ОБСЕ, Украины и ЕС, финансовая состоятельность ПМР. План, аналогичный "косовской автономии", должен быть задействован и на территории ПМР, ибо права личности у нас не менее важны, чем в Косово".

ИА "Ольвия-пресс", цитируя заместителя помощника госсекретаря США по вопросам общественной дипломатии Колин Граффи, пишет: "США остаются последовательными приверженцами мирного разрешения конфликта" и "выступают за независимость, суверенитет и территориальную целостность Молдовы". "Американский дипломат заявила, что международное сообщество не признает Приднестровье независимой страной, - продолжает "Ольвия-пресс". - Соответственно, по словам представителя Госдепартамента США, и референдум, который состоялся в ПМР 17 сентября 2006 года, - "это не выражение воли жителей Приднестровья". [17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, на котором большинство избирателей высказались за независимость республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации. - прим. ИА REGNUM.]

Эксперты "Ольвия-пресс" отмечают: "Данная встреча представителя Госдепа с приднестровскими журналистами вписывается в общую стратегию Белого дома, принятую в 2005 году. Ее задача - фактический подкуп зарубежных СМИ с целью создания позитивного имиджа Америки за рубежом. В Тирасполе представитель Госдепа дала понять, что имеет прямое отношение к этой стратегии". "По словам Колин Граффи, - пишет "Ольвия-пресс", - она тесно координирует свои действия с заместителем госсекретаря США по вопросам общественной дипломатии Карен Хьюз. Очевидно, что ведомство Хьюз "для контроля СМИ" уже приступило к своей работе".

Сергей Иванов: Российские миротворцы останутся в Приднестровье

"Россия не выведет свои воинские подразделения из Приднестровья, несмотря на требования Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)", - пишет газета "Приднестровье", цитируя слова, сказанные вице-премьером РФ Сергеем Ивановым на пресс-конференции в Севилье, где он участвовал в неформальной встрече Совета Россия-НАТО. "Приднестровье" отмечает: "Сергей Иванов назвал весьма туманными перспективы ДОВСЕ. "На мой взгляд, судьба ДОВСЕ на сегодняшний день весьма печальна", - сказал Иванов. "Вице-премьер напомнил, что Россия, как и другие страны, подписала соглашение об адаптированном ДОВСЕ, - продолжает "Приднестровье". - Отметив, что с тех пор прошло восемь лет, он сказал: "Наши натовские партнеры говорят: мы не ратифицируем это соглашение, поскольку вы должны еще вывести свои базы из Грузии и Молдавии". Иванов заявил, что такой увязки в соглашении об адаптированном ДОВСЕ нет. Тем не менее, с Грузией вопрос решен, сказал он, подчеркнув при этом, что "к концу 2008 года последний российский солдат Грузию покинет".

"В то же время мы видим определенную реконфигурацию военного присутствия НАТО в Европе", - цитирует Иванова "Приднестровье". - В частности, министр обороны РФ напомнил, что недавно США подписали соглашения с Болгарией и Румынией о создании на территории этих стран так называемых легких передовых военных баз. "Может быть, они и легкие, но общая численность военнослужащих, которых предполагается там дислоцировать, составляет 5 тыс. человек. То есть у нас в Молдавии - полторы, а здесь появилось пять", - сказал Иванов". "При этом вице-премьер подчеркнул, что Россия ратифицировала адаптированный ДОВСЕ: "Мы выполняем взятые на себя обязательства и ограничения. Другие страны этот договор не ратифицировали и свободны от выполнения каких-либо обязательств. Так бесконечно продолжаться не может, правила игры должны быть одинаковыми для всех". ("Приднестровье")

Газета "Сведения" цитирует Иванова: "В Молдавии остается российский контингент в составе полутора тысяч военнослужащих, который выполняет две функции, первая из которых - миротворческая. Кроме того, в Приднестровье с советских времен осталась часть складов с вооружением и боеприпасами, и наши солдаты их охраняют. Российская сторона не может так просто взять и бросить эти склады. Российские войска не уйдут до тех пор, пока вооружение, боеприпасы и иное военное имущество РФ не будет вывезено на российскую территорию". "По мнению экспертов, возобновление вывоза боеприпасов возможно только после появления положительной динамики в молдово-приднестровском диалоге и получения Приднестровьем международных гарантий самостоятельности в осуществлении внешней и внутренней политики и экономической деятельности", - отмечают "Сведения".

Газета "Днестровская правда" пишет: "По мнению президента Приднестровья Игоря Смирнова, "склады военного имущества российской армии являются собственностью приднестровского народа и подлежат транспортировке при условии денежной компенсации со стороны правительства РФ в размере 100 млн. долларов"".

Также "Днестровская правда", цитируя заявление министра иностранных дел Молдавии Андрея Стратана на прошедшей в Мюнхене 43-й Международной конференции по вопросам политики безопасности, отмечает, что "Молдавия озабочена неэффективностью нынешних механизмов миротворческой миссии в Приднестровье". "Глава молдавского МИД указал на необходимость решения приднестровской проблемы "путем переговоров в составе ключевых участников в формате "5+2", - продолжает "Днестровская правда". - Власти Молдавии полны решимости найти политическое решение этой проблемы на основе уважения суверенитета и территориальной целостности страны", - сказал Стратан". В заключение "Днестровская правда" отметила, что "Стратан призвал также к полному выполнению решений Стамбульского саммита 1999 года о выводе из Приднестровья российских войск".

ИА "Ольвия-пресс" процитировало министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Валерия Лицкая: "Российские дипломаты уверенно отстаивают интересы своего государства на международной арене. При этом важная роль в развитии межгосударственного диалога отводится российским дипломатическим представительствам за рубежом. Народ Приднестровья благодарен Российской Федерации за ее взвешенную политику государства-гаранта, за ответственную эффективную миссию по поддержанию мира и стабильности на берегах Днестра".

[Российские миротворцы участвуют в миротворческой операции в Зоне безопасности Приднестровья с 1992 года в составе совместных сил, куда также входят контингенты миротворцев Молдавии и Приднестровья. Миротворческая миссия регламентируется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Молдова о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года. На военных складах в приднестровском селе Колбасна в настоящее время хранится 19 тысяч тонн (35 эшелонов) боеприпасов, 57% которых относится к третьей категории, то есть считаются устаревшими и непригодными к использованию., - прим. ИА REGNUM.]

Игорь Смирнов: Цель реформы власти - укрепить президентскую вертикаль управления государством

"В стране началась дискуссия о реформе системы выборов, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Общая идея дискуссий - это возможность перейти к системе, когда парламент и местные советы избираются по партийным спискам. В этом году Приднестровье увидит пример России. На выборах в Государственную Думу не будет депутатов-одиночек, российские граждане будут голосовать за партии".

"Для партийного строительства 2006 год был урожайным в Приднестровье, - продолжает "Ольвия-пресс". - На политическом поле страны появились новые партии. Большая часть из них выросла из уже известных общественных организаций. Такая трансформация - закономерный этап в развитии приднестровской демократии. Самые крупные организации выходят в большую политику. Партийное строительство - основа демократического общества. По мнению ряда экспертов, процесс появления новых партий уже прошел свою активную фазу в Приднестровье. Сегодня - другой этап. Этим политическим силам предстоит доказать свою жизнеспособность. Есть мнение, что процесс становления партий продолжится тем, что кто-то из них объединится в общую силу".

"Партийное строительство в стране - это повод задуматься, как отразится оно на избирательной системе государства, - отмечает "Ольвия-пресс". - Несколько партий уже поднимают вопрос о том, что нужна реформа. Прежде всего, речь о Верховном Совете. В Приднестровье парламент страны выбирают по мажоритарной системе. В современном мире больше в ходу другая система. Ее называют пропорциональной - это выборы в парламент по партийным спискам, когда свой голос отдают не одному человеку, а партии. Такая система - в России, Америке, Западной и Восточной Европе. При этой системе учтен каждый голос избирателя. При той, что в республике сейчас, - голоса теряются".

"Приднестровские политики приводят простой пример - выборы в Верховный Совет позапрошлого года, - продолжает "Ольвия-пресс". - Борьба была напряженной - в среднем за один депутатский мандат боролись пять кандидатов. Нередко голоса избирателей делились почти поровну - по 20-15% за кандидата. Но в результате всегда побеждал один, чаще всего - совсем с небольшим превосходством. Так получалось, что голоса за других (а в сумме их было намного больше, чем пятьдесят процентов) просто ушли в никуда. В Приднестровской коммунистической партии провели анализ парламентских выборов. Вывод, считают там, неутешительный. По мнению лидеров этой партии, сегодня состав парламента - это выбор меньшинства".

"Мы провели анализ того, как формировался нынешний состав Верховного Совета, - сообщил "Ольвия-пресс" лидер Приднестровской коммунистической партии Олег Хоржан. - И мы увидели следующее: из более чем 400 тысяч избирателей, которые зарегистрированы в нашей республике, этот состав был сформирован лишь 125 тысячами населения. Достаточно, чтобы за каждого депутата проголосовал каждый десятый или каждый восьмой избиратель, и он получал мандат. Мы считаем, что Верховный Совет, сформированный 30% населения, не имеет право говорить от имени всех жителей республики. Избирательное законодательство нужно менять таким образом, чтобы парламент формировался большинством населения республики".

"Лидеры многих партий считают, что в современной системе выборов, которая есть в Приднестровье, - большой и опасный изъян. Это практика, когда голоса избирателей пытаются просто купить, - отмечает "Ольвия-пресс". - Партийная система в стране - это возможность для здоровой политической конкуренции. Для государства - это важный элемент развития".

[В настоящее время в ПМР действуют семь политических партий. 20 апреля 2003 года была образована Приднестровская коммунистическая партия. 1 июня 2006 года состоялась учредительная конференция Народно-демократической партии "Прорыв!", 2 июня 2006 года было объявлено о создании республиканской политической партии "Обновление", 1 августа 2006 года была учреждена политическая партия "ЛДПР Приднестровья", 4 августа была создана Патриотическая партия Приднестровья. 11 декабря 2006 года состоялся учредительный съезд партии "Народная воля Приднестровья", 27 января 2007 года была создана Приднестровская республиканская партия. - прим. ИА REGNUM.]

"Днестровская правда" пишет, что, по мнению спикера приднестровского парламента Евгения Шевчука, "сегодня в республике создалась уникальная ситуация - функционируют две правительственные партии. В Верховном Совете сторонники одной партии, в исполнительных органах власти - сторонники другой партии. В этом изначально заложены противоречия. Рано или поздно нам надо от них уходить".

"Новая газета" пишет: "Уход с занимаемых должностей нескольких видных функционеров исполнительной власти после выборов 10 декабря 2006 года [имеются в виду выборы президента Приднестровья. - прим. ИА REGNUM] вызвал повышенный интерес наблюдателей". "Заметным событием стала отставка глав государственных администраций: Александра Посудневского в Бендерах и Владислава Финагина в Дубоссарах, - сообщает оппозиционное политическое издание. - Некоторые аналитики предполагают, что президента Смирнова могли подвинуть на столь радикальные решения многочисленные обвинения двух мэров в коррупции, поступавшие к главе государства по различным каналам. Факт в том, что в конфликтоопасных Бендерах Игорь Смирнов предпочел сменить политический имидж власти: вместо периодически разворачивающего пропагандистскую кампанию за вывод молдавской полиции Александра Посудневского пришла команда умеренных прагматиков во главе с Вячеславом Когутом".

"Иначе сложилась ситуация с бывшим главой госадминистрации Дубоссар и Дубоссарского района Владиславом Финагиным, - отмечает оппозиционная "Новая газета". - Местные источники поговаривали о тотальном беззаконии в официальных структурах Дубоссар. Кстати, Смирнов сказал, что "нарушения в сфере землепользования стали одной из причин освобождения от должности главы администрации Дубоссар".

"Из числа прежних министров кабинет недосчитался министра образования Елены Бомешко, промышленности - Анатолия Блашку, экологии и природных ресурсов - Юрия Чебана, - продолжает "Новая газета". - Пришедшая из числа юристов-профессионалов Арбитражного суда ПМР Галина Урская не относится к политическим радикалам экстремистского типа. Назначение Петра Степанова вместо Блашку нередко рассматривают как идущее параллельно с событиями в России укреплением позиций так называемой сырьевой группировки (газовиков, нефтяников)".

"Сложнее всего объяснить отставку Елены Бомешко, которая как будто эффективно контролировала ситуацию в своей отрасли, - отмечает оппозиционное издание. - Недавнее празднование 15-летия ведомства внешне показало прочность позиций министра. Как бы то ни было, назначение на ее место Марии Пащенко показало нежелание Смирнова видеть на этой "идеологической" должности ту или иную политическую фигуру".

"Ожидалась отставка "правительственного долгожителя", бывшего министра экологии Юрия Чебана, которого в приватных разговорах упрекали в желании заниматься бизнесом на базе своего ведомства, - отмечает "Новая газета". - Министерство поручено возглавить юристу Олегу Калякину. Это приводит к выводу, что ведомству придется работать над совершенствованием экологического законодательства".

Министерство финансов пришел прагматик Алексей Мельник, - продолжает "Новая газета". - Характерно, что Игорь Смирнов, вопреки некоторым прогнозам, не доверил руководство созданным ведомством кому-либо из "старой гвардии" рубежа 80-90-х гг. Приход Мельника даст возможность стабилизировать финансовую систему ПМР".

"Таким образом, Игорь Смирнов, назначив прагматиков в свой новый кабинет министров, дополнительно укрепил свое положение как единственного политического руководителя исполнительной власти", - заключает "Новая газета".

Газета "Сведения", цитируя президента ПМР Игоря Смирнова, пишет: "Главная задача реформ, которые проведены в системе исполнительной власти Приднестровья, - повысить ответственность чиновников и "максимально приблизить власть к народу". "Цель реформы - создать структуру, которая будет давать главе государства не только детальный анализ о положении дел в стране. Она будет готовить стратегию долгосрочного развития Приднестровья, выявлять проблемы и предлагать меры по их решению", - сказал Игорь Смирнов. По словам президента, "новая структура направлена на укрепление президентской вертикали управления государством".

"Молдавская Фемида отрабатывает свою методику на Бургуджи"

"В центре Москвы 9 февраля около посольства Молдавии прошёл пикет Евразийского союза молодёжи с требованием к молдавскому правительству освободить лидера гагаузской оппозиции, правозащитника Ивана Бургуджи", - пишет газета "Сведения". "Своим выступлением пикет открыл лидер ЕСМ Павел Зарифуллин, рассказавший о беззакониях, творимых молдавскими властями в отношении представителей оппозиции, а также национальных меньшинств Молдавии, - продолжают "Сведения". - По словам Павла Зарифуллина, в рамках сфабрикованного против Бургуджи уголовного дела не проводятся допросы, обвиняемому запрещены свидания с адвокатом и близкими родственниками, против правозащитника применяются пытки и унижения".

"Кульминацией пикета стал спуск с крыши соседнего дома штурмовика ЕСМ Геннадия Бодрова, развернувшего прямо напротив окон молдавского посольства растяжку с надписью: "Иван Бургуджи - президент Молдавии". Это действо сопровождалось зажжением фаеров и скандированием лозунга: "Свободу Ивану Бургуджи!". ("Сведения")

ИА "Ольвия-пресс" пишет, что "известный гагаузский правозащитник Иван Бургуджи, арестованный в декабре 2006 года правоохранительными органами Молдавии, передал из следственного изолятора на волю письмо, адресованное генеральному прокурору Республики Молдова, главе миссии ОБСЕ в Кишиневе и СМИ".

"17 декабря 2006 года, около 11:20, при въезде в город Чадыр-Лунга машину, на которой мы ехали вместе с семьей, остановили неизвестные вооруженные люди и потребовали, чтобы я вышел из машины и поехал вместе с ними, - цитирует "Ольвия-пресс" содержание письма Бургуджи. -... Меня в грубой форме, с применением физической силы и насилия (били головой о стену), хотя я не оказывал никакого сопротивления, скрутили, вывернув руки за спину и надев наручники, выволокли из помещения районного комиссариата полиции через заднюю дверь, закинули в легковую автомашину с тонированными стеклами и с кишиневскими номерами.... Меня насильно доставили в Кишинев, в департамент по борьбе с организованной преступностью МВД Молдавии, и ввели в кабинет начальника отдела С.И. Мангыр. На мои вопросы и требования, чтобы мне объяснили причину моего задержания и тайной доставки в Кишинев, никто ничего не объяснял, говорили, что выполняют приказ, а мою судьбу решает руководство".

"Около 21.00 17/XII 2006 года меня вывели из помещения МВД Молдавии, и сотрудники департамента МВД Молдавии, во главе с начальником отдела этого департамента С.И. Мангыр, сказали мне, что они выполняют приказ и что в Комрате мне все объяснят. Из разговоров по телефону, пока меня везли под конвоем в Комрат, я понял, что кто-то ждет нас в Управлении внутренних дел (УВД) Гагаузии, - говорится в письме Бургуджи, пишет "Ольвия-пресс". -... 19/XII 2006 года зампрокурора Гагаузии г-н Чимпоеш вынес постановление о выведении меня из-под уголовного преследования и незамедлительном освобождении из-под стражи. В 19.29 19/XII 2006 года я расписался об ознакомлении с постановлением о моем освобождении, а в 19.30, при выходе, практически на глазах у зампрокурора Гагаузии В. Чимпоеш и замкомиссара Комратского РКП г-на С. Комур я был снова схвачен вооруженными людьми в масках, которые заковали меня в наручники и без объяснения причин затолкали в машину, после чего снова доставили меня в Кишинев. Там офицер полиции по уголовному преследованию МВД Молдавии г-н Петру Богян заявил, что принял решение задержать меня по подозрению в присвоении 81900 леев бюджетных средств, выделенных в 2001 году исполкомом Гагаузии на содержание представительства Гагаузии в Приднестровье. Мои доводы о том, что имеются отчеты и иные документы, которые неоспоримо свидетельствуют о том, что указанные деньги мною не были присвоены, а были использованы в соответствии со сметой расходов, не были приняты во внимание".

"На протяжении всего времени, что я был задержан и арестован, я ни разу не был допрошен по факту и обстоятельствам необоснованно инкриминируемого мне совершения преступного деяния, - цитирует "Ольвия-пресс" письмо Бургуджи. -... В целях оказания на меня морально-психологического воздействия и давления, а также усиления моей боли и страданий, в изоляторе меня раздевали догола, держа босиком на холодном полу".

"Таким образом, из изложенного явствует, что сотрудники правоохранительных органов, необоснованно возбудившие настоящее уголовное дело против меня, не заинтересованы в его скорейшем и объективном рассмотрении, а делают все, чтобы я был как можно дольше изолирован от общества. Прокурор Ешану продолжает вводить судебные инстанции в заблуждение, в своих ходатайствах о продлении срока моего содержания под стражей указывая, что отсутствуют мои отчеты о расходовании средств, выделенных на содержание представительства Гагаузии в Приднестровье в 2001 году, тогда как данные отчеты приложены к материалам дела. Поэтому обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой о помощи и прошу Вас вмешаться и помочь восстановлению справедливости и законности, оградить меня от произвола отдельных представителей власти и управления Молдавии, поощряемых и покрываемых руководством нашей страны", - пишет Бургуджи в своем открытом письме. ("Ольвия-пресс")

Газета "Приднестровье" отмечает, что "во все времена существования "гагаузского вопроса" кишиневские власти рассматривали Ивана Бургуджи как главного возмутителя спокойствия, подстрекателя, провокатора". "Не первый раз арестовывают или задерживают Ивана Бургуджи кишиневские правоохранители, применяют к нему "грубую физическую силу" или, говоря языком попроще, избивают, - пишет "Приднестровье". - До сих пор по поводу последнего инцидента нет никаких официальных объяснений. А общественность, в свою очередь, требует "установить и привлечь к ответственности лиц, причастных к задержанию Бургуджи"".

Газета "Русский прорыв" пишет: "Бургуджи не мог не знать о возможности ареста. Несколькими месяцами ранее молдавская полиция предприняла попытку похитить его из Тирасполя, а до того молдавский отряд полиции особого назначения (ОПОН) ранним утром врывался в дом его матери, подозревая, что он находится у нее в гостях. Словом, за ним охотились, и он это знал, но, тем не менее, поехал в Гагаузию. Зачем? Трудно сейчас сказать, кто это был, а спросить самого Ивана Георгиевича пока что нет возможности. Общение с Бургуджи максимально затруднено, так что даже его адвокаты пробиваются к нему с большим трудом".

"За что арестован Бургуджи? - спрашивает газета "Русский прорыв". - Формально - за "хищение" средств, имевшие место в то время, когда Бургуджи был официальным представителем Гагаузской автономии в Приднестровье - а было это в 1999-2001 гг.". "Логика кишиневского обвинения удивительно проста, - продолжает "Русский прорыв". - Приднестровья, с точки зрения молдавских законов, как бы и нет, а следовательно, не могло быть и представителя Гагаузии в нем, а следовательно, деньги были украдены... Финансовые отчеты, хранящиеся в архивах исполкома Гагаузии, во внимание не принимаются".

"В Молдавии, десятками проигрывающей дела в Европейском суде по правам человека, предпочитают скорее заплатить по проигранным делам, но продолжать сажать, сажать и еще раз сажать всех, кто может представить хотя бы малейшую угрозу правящему режиму, - отмечает "Русский прорыв". - Бургуджи в этом ряду не исключение, он лишь один из многих, затянутых в молдавскую юридическую мясорубку. Механизм изготовления обвинений "из ничего" за годы президентства Владимира Воронина отлажен и доведен до немыслимого совершенства, фабрикация дел давно поставлена на конвейер и происходит почти автоматически. Так что в ситуации с Бургуджи все обыденно и стандартно - ну, разве что ненависть, которую кишиневские власти испытывают к нему, несколько превышает средний уровень...".

"Если молдавская Фемида когда-нибудь доберется до жителей Приднестровья, то любого на выбор, по этой методике, отрабатываемой сегодня на Бургуджи, можно будет с легкостью привлечь к уголовной ответственности по целому букету статей. Чистка Приднестровья, если Кишинев доберется до него, растянется на годы и десятилетия... Так что "всех", конечно, не посадят, но всех, кого захотят, - упрячут за решетку наверняка", - заключает газета "Русский прорыв".

Приднестровье испытывает нехватку научных кадров

В настоящее время в Приднестровье ведется разработка целевой государственной программы по развитию науки, одним из основных пунктов которой станет решение кадровой проблемы. Сообщение об этом распространила пресс-служба президента ПМР по итогам заседания Высшего консультативного совета по науке и технике при президенте ПМР. "К концу 2006 года общее число работников в научной сфере уменьшилось на 23 человека, среди которых 8 докторов наук. Подготовка научных кадров высшей квалификации производится только Приднестровским государственным университетом и Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. В 2006 году успешно защищено 10 кандидатских и докторских диссертаций. В аспирантуру приняты 14 человек, однако это обеспечивает только простое воспроизводство кадров. Эта проблема остается открытой и требует незамедлительного решения", - отмечается в сообщении.

Газета "Сведения" пишет: "Роль науки в Приднестровье осознана обществом еще не до конца. Подтверждают это и малая доля расходов на науку в общей структуре расходов государства (сегодня это примерно 0,4% консолидированного бюджета), и низкий удельный вес научных работников среди занятого населения (0,2% от общего количества трудоспособного населения республики). Настораживает также тот факт, что молодежь теряет интерес к научной деятельности. Так, из общего числа выпускников всех вузов республики свое будущее с наукой связывают лишь 0,6% юношей и девушек. В результате приднестровскую науку не удается в полной мере поднять на качественно новый уровень".

"Сведения" считают: "Именно сегодня настал момент, когда нужно серьезно подумать о концепции развития науки в целом, а также создать государственную целевую программу развития науки в ПМР на долгосрочную перспективу. Изменять и обновлять содержание образования нужно только опираясь на современный уровень развития фундаментальной науки, которую сегодня формирует приднестровская научная элита, а именно профессорско-преподавательский состав и научный потенциал Приднестровского госуниверситета".

Газета "Приднестровье", цитируя заведующую кафедрой функциональной лингвистики Института языка и литературы Екатерину Погорелую, пишет: "Наука сегодня не живет, а выживает. Крайне важно, чтобы процесс оснащения научных исследований был более интенсивным. Научный потенциал Приднестровской Республики огромен, но в силу финансовых возможностей реализовать его крайне сложно".

"Приднестровская наука находится только на начальном этапе становления, поэтому все методы, которые сейчас внедряются, носят оттенок особой новизны. Особенно это проявляется в области гуманитарных наук и вопросов государственного строительства, - продолжает "Приднестровье". - По словам директора Института истории, государства и права Ильи Галинского, "все, что сегодня делают ученые-обществоведы вместе с Верховным Советом и администрацией президента, направлено на строительство государства. Вопросы, которые мы сегодня подвергаем научному анализу и исследованию, касаются жизнеспособности и признания Приднестровского государства. Раз в месяц мы выносим на обсуждение научного сообщества нашего института актуальные вопросы государствостроительства. В дальнейшем мы планируем организовывать встречи с государственными деятелями для совместного сотрудничества"".