Сегодня, 20 февраля, в ИА REGNUM поступило официальное заявление руководства ГТК "Россия" (правопреемник "Пулково") относительно заключения комиссии межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы Ту-154 22 августа 2006 года под Донецком. Публикуем его полный текст:

"17 февраля было озвучено официальное заключение комиссии межгосударственного авиационного комитета по расследованию причин катастрофы самолета ТУ-154 авиапредприятия "Пулково", произошедшей 22 августа 2006 года под Донецком. В связи с этим ГТК "Россия" считает необходимым сделать заявление, отражающее позицию компании.

Основываясь на имеющихся в распоряжении компании данных и документах, ГТК "Россия" официально выражает несогласие с формулировкой заключения комиссии, возлагающей ответственность за катастрофу на так называемый человеческий фактор, под которым в данном случае подразумевается вина экипажа самолета.

Мы не отрицаем того факта, что ряд аварийных ситуаций в небе действительно складывается из-за того, что командиры экипажей принимают неверные или несвоевременные решения. Многочисленные примеры, взятые как из отечественной, так и из зарубежной статистики авиакатастроф, подтверждают это. Однако в случае с катастрофой самолета Ту-154 RA-85185 обвинение экипажа в некомпетентных действиях авиакомпания "Россия" считает безосновательным.

Подготовка и выполнение полета до возникновения катастрофической ситуации производились в строгом соответствии с правилами выполнения полетов в гражданской авиации. Высота и скорость полета также соответствовали рекомендациям руководства по летной эксплуатации Ту-154М.

Роковую роль в трагедии сыграли чрезвычайно сложные метеоусловия, в которые попал самолет. По данным Государственного комитета по гидрометеорологии незадолго до катастрофы в районе Донецка образовался неспрогнозированный метеослужбой мезоциклон, представлявший большую опасность для самолета. Кроме того, погодные условия, возникшие в районе полета, встречаются крайне редко, но служба управления воздушным движением не проинформировала об этом экипаж самолета. Тем не менее, неожиданно попав в условия сильной "болтанки" и резко меняющих свое направление воздушных потоков, экипаж действовал в строгом соответствии с руководством по летной эксплуатации, которое предписывает в подобной ситуации отключить автопилот и пилотировать самолет с так называемым "полузажатым" управлением.

Конструктивные особенности Ту-154 таковы, что система управления и индикации самолета не позволяет в условиях "болтанки" своевременно и достоверно определить переход в режим сваливания, который и стал причиной того, что Ту-154 попал в плоский штопор. Вывести из него данную модель невозможно. В сложившейся обстановке экипаж принял все возможные меры, чтобы спасти пассажиров. Тем не менее, объективные факторы не позволили предотвратить катастрофу.

Реакцией на трагедию 22 августа стало огромное количество аналитических публикаций, а также многочисленные комментарии серьезных экспертов. Подробно проанализировав ситуацию, они пришли к тем же, что и ГТК "Россия", выводам. Несмотря на это, мы констатируем, что комиссия предпочла озвучить не самую аргументированную и убедительную версию, возлагающую всю ответственность за случившееся на погибших летчиков, которые уже ничего не могут сказать в свою защиту.

Командир корабля Иван Корогодин был не просто пилотом 1 класса, что уже само по себе является подтверждением высокого уровня его подготовки. Он был пилотом-инструктором. В совокупности с огромным практическим опытом (12 000 летных часов) это лучше всего свидетельствует о его высочайшем профессионализме. Возможность того, что он совершил ошибку, которую ему вменяют в вину, практически исключена. Размышление о том, что позволило бы избежать трагедии 22 августа - это разговор из серии "если бы не...". Можно посетовать на отсутствие на российских самолетах метеооборудования, способного дать экипажу представление о реальной погодной ситуации за бортом; можно говорить о необходимости более квалифицированных и скоординированных действий наземных служб; можно рассуждать о многочисленных недостатках российской системы обеспечения безопасности полетов в целом. Существует еще немало других составляющих, повлиять на которые не в состоянии ни авиакомпания, ни экипаж.

Примечателен тот факт, что в выводах комиссии Межгосударственного авиационного комитета не учтены мнения всех членов летной подкомиссии, многие их которых отличаются от официального заключения. Официальные выводы не отражают истинных причин катастрофы и не учитывают всех факторов, приведших к ней.

Не оспаривая ответственности авиакомпании "Пулковские авиалинии" за случившееся, хочется отметить те шаги, которые были предприняты компанией в течение 6 месяцев после трагедии.

Во-первых, авиапредприятие "Пулково" влилось в состав Государственной транспортной компании "Россия". Уже давно ведутся дискуссии о том, что многих проблем - в первую очередь экономических - можно было бы избежать путем создания мощных авиационных компаний (холдингов), которые заменят собой маленькие обособленные авиакомпании, вынужденные идти на многочисленные уловки для того, чтобы выжить в современных жестких рыночных условиях. Слияние "Пулково" с такой мощной государственной авиакомпанией, как ГТК "Россия" стало закономерным и экономически обусловленным шагом.

ГТК "Россия" - это не просто преемник "Пулково" на петербургском рынке. Занимаясь разработкой таких аспектов, как безопасность полетов, обслуживание пассажиров, эксплуатация авиатехники, компания ориентируется на современные международные стандарты качества.

Отмечая непростые рыночные условия, которые сложились в отрасли за последние годы, многие специалисты уже открыто говорят о таких факторах, как износ авиапарка и полный упадок отечественной авиационной промышленности, не способной конкурировать с самолетами, производящимися за рубежом. ГТК "Россия" признает правомерность этих упреков. В настоящее время компания разрабатывает программу по реформированию собственного авиапарка. Запланировано постепенное списание устаревших ТУ-154 и закупка самолетов таких известных марок, как Airbus, Boeing. Большинство закупаемых самолетов иностранного производства находится в эксплуатации не более 5-7 лет. В среднем установленный срок эксплуатации этих самолетов варьируется от 25 до 30 лет. К сожалению, далеко не все российские авиакомпании могут позволить себе комплектацию техникой такого уровня. Но в условиях кризиса российской отрасли гражданских авиаперевозок ГТК "Россия" считает этот шаг необходимым условием дальнейшего существования компании. Забота о безопасности полетов - важнейший аспект ее работы.

Помимо закупок современных самолетов, ГТК "Россия" все больше внимания уделяет вопросам профессиональной подготовки летного состава. В последнее время многие эксперты напрямую связывают возросшее количество авиакатастроф с недостаточной подготовкой летчиков. Летный состав ГТК "Россия" проходит обучение в сертифицированных европейских учебных центрах с использованием новейших тренажеров, способных с максимальной достоверностью имитировать самые сложные ситуации и погодные условия. Безусловно, вкупе с высоким уровнем технической оснащенности современных самолетов зарубежного производства такая подготовка летчиков поможет существенно повысить уровень безопасности наших полетов".