"Группа бандитов - нацистов - была изгнана другой шайкой - советскими войсками", - так в интервью, данном ВВС, президент Эстонии оценил исторические события, связанные с освобождением Эстонии от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году. Президент также отметил, что памятник павшим во Второй мировой войне на Тынисмяги (Бронзовый солдат) для эстонцев оскорбителен, поскольку это монумент массовым убийствам: "Именно так он представляется людям. Возможно, это неприятно слышать, но в нашем сознании этот солдат олицетворяет депортации и убийства, разрушение страны, а не освобождение."

Ильвес в интервью высказал мысль о том, что Россия неадекватно оценивает всю ситуацию вокруг Бронзового солдата: "Россия со 140-миллионным населением вдруг почувствовала себя оскорбленной этой супердержавой Эстонией с населением, немногим превышающим миллион человек. Москву возмутил тот факт, что эстонцы осмелились вспомнить историю. Проблема в том, что до сих пор нет признания того факта, что советский режим убивал и терроризировал людей в таких странах, как Эстония. Говоря об освобождении от нацистов, Москва забывает, что для эстонцев, латышей, литовцев и поляков это означает сотни тысяч депортированных, десятки тысяч убитых, Катынь. Для нас СССР олицетворяет именно это, а не освобождение от фашизма".

Одновременно президент подчеркнул, что он не видит проблем в том, что часть русского населения Эстонии лишена гражданства и поражена в правах. По его мнению тему защиты национальных меньшинств в Прибалтике, никто кроме России не поднимает: "Возможно, то, что я скажу, обидит некоторых, но в принципе есть параллель между белыми в ЮАР - группой людей, которая в прошлом была в привилегированном положении, а сейчас они - как и остальные. Я понимаю, что кому-то тяжело потерять привилегии. Эстонский закон о гражданстве гораздо либеральнее, чем во многих других европейских странах".

В заключении Ильвес отметил, что попытки со стороны некоторых политиков в России поделить Европу на "старую" и "новую" являются истеричной реакцией людей, "которые не умеют себя вести". Ильвес добавил, что он не видит причин, по которым ЕС должна относится к России отлично от стран Латинской Америки. "Мы обсуждаем все вопросы, и я не вижу причины, по которой к России должны относиться отлично от, скажем, стран Латинской Америки. Очевидно, что испанцы и португальцы хорошо понимают страны Латинской Америки, и этот опыт учитывается в ЕС. У нас такая же роль, потому что мы лучше знаем Россию," - заключил он.