Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, воспользовавшись предоставленным ей Конституцией правом, приостановила на два месяца провозглашение принятых Сеймом законов "Поправки к закону "О национальной безопасности"" и "Поправки к закону "О государственных учреждениях безопасности", сообщает корреспондент ИА REGNUM. Согласно основному закону упомянутые нормативные акты теперь могут быть переданы на всенародный референдум, если этого потребует одна десятая часть избирателей республики, подписи которых будут собраны в ближайшие два месяца. Вечером 10 марта президент Латвии провела пресс-конференцию в Рижском замке, на которой обосновала свою позицию.

Как уже сообщало ИА REGNUM, законы увеличивают влияние премьер-министра и правительства на спецслужбы страны и вначале были приняты между сессиями парламента как правила правительства с силой закона, а затем утверждены правящим большинством Сейма. Глава государства напомнила, что уже возвращала их в парламент на повторное рассмотрение, однако законодатели проигнорировали её мнение, приняв повторно поправки в предыдущей редакции.

По словам Вике-Фрейберги, приостанавливая провозглашение законов, она не только хочет привлечь внимание к имеющимся в них недостаткам, но и "дать мощный сигнал тревоги о том, что происходит в стране в отношении надзора и контроля над службами государственной безопасности": "Это довольно конкретная общность событий, которые внезапно начались в самые последние дни прошлого года, когда очень поспешно между сессиями Сейма приняли поправки, многие из которых с самого начала были настолько неадекватны, что они, в конце концов, были отозваны". Одна из таких отозванных поправок касалась присвоения подчинённой премьеру Службе анализа информации права оперативной деятельности, что на взгляд президента могло привести к "катастрофическим последствиям": "Потому что Латвия как страна НАТО в качестве агентства национальной безопасности определила Бюро по защите Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) и приданные ему функции нельзя передавать кому-то другому или менять, так как всё это согласовано с нашими партнёрами в рамках НАТО. Принятие такого решения, выдвинутого поспешно, уже показало опасную тенденцию что-то менять во всей системе законов, не взирая на то, какие могут возникнуть последствия для внешней безопасности нашего государства".

Президент подчеркнула, что в Латвии есть три учреждения национальной безопасности: Бюро по защите Сатверсме, Служба военной разведки и Полиция безопасности, которые выдают решения на допуск к секретной и конфиденциальной информации. Между тем, принятые поправки, хотя и не дают Службе анализа информации права на занятие оперативной деятельностью, но позволяют ей впредь присваивать своим работникам любые допуски, в том числе и первой степени. На взгляд президента, этим "в сущности, уничтожена вся система допусков, которая тщательно разработана и согласована с партнёрами по НАТО", так как структура, которой нет в списке учреждений безопасности, и у которого нет права оперативной деятельности, "мистическим образом может практически любому лицу на неизвестных критериях выдавать допуск первой степени". "В стране формируется система, когда человек может получить допуск первой степени без оперативной деятельности и проверки, как это предусматривает Закон о национальной безопасности, - подчеркнула президент. - И главное, что со всеми этими правами он может отправляться проверять другие учреждения безопасности".

Как ещё раз напомнила президент, принятые поправки позволяют осуществлять надзор за деятельностью государственных служб безопасности не только особо уполномоченным законом юристам - представителям Генеральной прокуратуры и Верховного суда, но и, возможно, приближённым к политикам лицам без каких-либо определённых законом критериев. "Есть возможность привлечения лиц, которые являются помощниками депутатов, выдача которым допуска первой степени больше не является юрисдикцией Бюро по защите Сатверсме, что, на мой взгляд, разрушает всю систему и равновесие, существовавшие до сих пор в отношении государственной тайны, деятельности служб безопасности, - заметила Вике-Фрейберга. - И здесь я вижу внешнюю угрозу. С одной стороны, наши партнёры по НАТО не останутся не заметившими эту ситуацию, что очень серьёзно, так как повлияет на тот поток информации, который мы будем в будущем получать от наших партнёров. Речь о том, насколько серьёзно Латвия будет рассматриваться как партнёр. Для нашей безопасности это существенно и серьёзно".

С другой стороны, по словам Вике-Фрейберги, есть возможность политических манипуляций: "Опасаюсь, что может произойти неадекватное вмешательство в процессы расследования, которые эвентуально затрагивают или конкретные политические группировки или тех, кто за ними стоит - финансирует и поддерживает". Добавим, согласно соответствующей статье Конституции Латвии, если необходимое число подписей избирателей в течение двух месяцев собрано не будет, законы придётся провозгласить. Кроме того, референдум может не состояться, если Сейм повторно проголосует за законы и за их принятие выскажется не менее трёх четвёртых из 100 депутатов парламента. Правда в этом случае президент страны может воспользоваться ещё одним, предоставленным Конституцией правом, - распустить парламент. Тогда проводится референдум и если в его ходе более половины проголосовавших поддерживают это решение, то Сейм распускается, а если более половины высказываются "против", то следует отставка президента, а парламент сохраняет свои полномочия.

Как уже сообщало ИА REGNUM, летом текущего года истекает второй и в целом максимально возможный срок пребывания па посту президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги.