"Реконструкция и открытие армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар носит пропагандистский характер, никаких добрых намерений и проявления доброй воли в этом шаге я не вижу и как армянин чувство благодарности к турецкому государству не испытываю", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM член Республиканской партии Армении, депутат Армен Ашотян.

По его словам, об отсутствии добрых намерений в вопросе реставрации и открытии церкви свидетельствует тот факт, что храм Сурб Хач не будет функционировать как церковь, лишен своей первоначальной атрибутики - креста и духовного очага Армянской Апостольской Церкви. "Даже если мы будем настолько наивными, чтоб предположить, что Турция затеяла это, как доброе дело, то стоит заметить, что в этом случае она не смогла довести начатое дело до конца", - считает Ашотян. Согласившись с мнением, что восстановлена одна из жемчужин армянской средневековой архитектуры, он, тем не менее, подчеркнул, что не стоит забывать о тех тысячах храмах, разрушенных на той же самой исторической родине армян. "Когда во время катастрофы кто-то остается живым вспоминают и погибших также. Во время культурной катастрофы, которое учинило турецкое государство на территории западной Армении, церковь Сурб Хач уцелела, но от этого горечь утраты памятников культурного и исторического наследия Армении не становится меньше", - заметил Ашотян. Если Турция действительно желает доказать, что реставрация церкви являлась делом ее государственного и морального долга, то кроме возвращения церкви ее духовной атрибутики, Турция должна обратиться к ЮНЕСКО с просьбой включить церковь на острове Ахтамар в список мирового культурного наследия. "Это было бы большой международной гарантией того, что эту церковь не постигнет участь, которой удостоились тысячи храмов и монастырей на территории Турции. Может быть, этот шаг был бы лучом света в турецкой политике", - считает Ашотян. Комментируя прозвучавшие на открытии церкви заявления о том, что Турция намерена продолжить восстановление разрушенных памятников на территории страны, Ашотян заметил, что турецкая сторона всегда делала заявления, направленные на усыпление бдительности Армении и мирового сообщества.

Отсутствие на церемонии открытия церкви высшего руководства Турции, по оценкам Ашотяна, свидетельствует о том, что турецкий пропагандистский фокус не удался. "Если турецкое руководство действительно придает большое значение открытию церкви, как попытке сближения с армянским народом, то необходимо было приехать поприветствовать армянскую делегацию, попытаться там озвучить новые подходы к армяно-турецким отношениям. Это была бы отличная возможность направить мессидж армянскому государству, что реконструкция церкви, хотя бы в первоначальном виде музея, не является первым и последним шагом, направленным на сближение наших народов", - считает политик. Кроме того, руководство Турции должно было пообещать, что церковь будет передана Константинопольскому Патриархату, считает Ашотян. Более того, продолжил он, турецкие власти должны были принести извинения армянскому народу за причиненный культурный ущерб, за то, что долгие годы памятники армянской архитектуры приписывались турецкой культуре. Таким образом, считает он, у турецкой стороны было множество возможностей растопить лед в двусторонних отношениях.