В России вновь поднят вопрос о воссоздании Министерства рыбного хозяйства. Свою точку зрения по этому вопросу высказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM заместитель генерального директора Архангельского тралового флота Виктор Лощевский.

ИА REGNUM: Какие проблемы в первую очередь должно решать вновь создаваемое Министерство рыбного хозяйства?

Вопрос реорганизации Федерального агентства по рыболовству назрел давно. После ликвидации прежнего Министерства рыбного хозяйства реорганизация данной структуры происходила около 10 раз. Но эффективной работа этой структуры не была, так как были урезаны ее функции, полномочия во вновь создаваемых агентствах. В любой стране, где добывается рыба, например, Норвегии, существует директорат рыболовства. То есть эффективный орган, который влияет на всю государственную политику, касающуюся лова рыбы. А в России существует в урезанном виде Федеральное агентство по рыболовству. Оно не имеет тех полномочий, которые были у Министерства рыбного хозяйства. Если вернуть это министерство, то страна вернет себе авторитет на международной арене. Представительство России в этой сфере будет выглядеть совсем по-другому, это уже большой плюс. Появится более ответственное отношение к самой рыбной промышленности. Вновь поднимется вопрос о возрождении российского рыболовного флота и рыбной промышленности в целом. По многим пунктам в этом направлении у России утеряны позиции. Наши суда практически не выходят в мировой океан. Заброшены те районы промысла рыбы, в которых традиционно работали наши суда во времена СССР: атлантическая часть Антарктики, часть Тихого океана, его Юго-Восточная часть, районы Африканского побережья. В этих частях мирового океана были очень сильны позиции советского рыболовного флота, и эта политика поддерживалась государством. Происходило централизованное водоснабжение, поставки топлива для рыболовного флота.

Также в СССР был развит крупнотоннажный флот. На данный момент, крупнотоннажного флота не осталось в принципе, поэтому ловить рыбу в дальних районах не на чем. Скоро и в Архангельской области может быть прекращен лов рыбы, так как флот устарел, его возраст составляет уже 25 лет. Вопрос судостроения в рыбной отрасли придется решать новому министерству. Президент страны уже определил центры судостроения, и упор сделан на судостроение рыбной промышленности. Но определить центр судостроения мало, нужно, чтобы была оказана конкретная помощь государства. Так, один из центров судостроения определен в Северодвинске, но для того, чтобы он развивался, надо выдавать беспроцентные кредиты, ссуды, определять квоты для новых судов. Все эти вопросы должны быть решены в комплексе. Сам процесс восстановления рыбной промышленности - это укрепление продовольственной безопасности страны.

ИА REGNUM: Как вы можете оценить текущую ситуацию с квотированием лова рыбы?

В 2008 году в схему квотирования будут внесены изменения. Хотелось бы, чтобы в результате этих изменений исчезли фирмы-однодневки, а остались бы только добросовестные пользователи, которые имеют свой флот и производственные мощности, могут осваивать квоты и эффективно их использовать. Это должно быть учтено в новом порядке распределения квот. Тот же Архангельский траловый флот должен получить квоту не меньше, а намного больше, так как это государственное предприятие. На данный момент политика квотирования не направлена на то, чтобы убрать с рынка одиночек. Маленькие фирмы только занимаются браконьерством. Таким компаниям дается, например, 100 тонн квоты на год. Такая фирма не может даже самостоятельно выйти в море, так как согласно распоряжению Росрыболовства, на каждый тип судна определяется объем вылавливаемой рыбы, например - 800 тонн. При квоте 100 тонн мелким компаниям приходится объединяться и выходить в неконтролируемые районы. 100 тонн квоты они растягивают на целый год, но такого просто не может быть. Чем меньше останется компаний на промысловом рынке, тем это будет более выгодно с экономической точки зрения для государства, тем легче будет наладить контроль за ловом рыбы.