Правительство России 11 апреля внесло в Госдуму проект закона "О платных автомобильных дорогах". Целью законопроекта является регулирование отношений в процессе создания и эксплуатации платных автомобильных дорог.

Корресподенты ИА REGNUM в регионах сообщают о плачевном состоянии платных дорог в России сейчас.

В Воронежской области в 1998 году был создан первый в России платный участок дороги в Семилуках. Он просуществовал до 2005 года, но закрыт в связи с нерентабельностью. Однако это не мешает обсуждать возможность создания платного участка трассы Москва - Ростов-на-Дону в Воронежской области.

Какое-то время просуществовал в платном режиме участок объездной дороги вокруг села Хлевное (Липецкая область), но тоже вернулся к бесплатному режиму. Платным остается участок на дороге Воронеж - Тамбов в Тамбовской области.

В Хакасии судебные приставы арестовали часть имущества АО "МКК-Саянмрамор". В списке арестованных объектов - единственная в округе платная автодорога, ведущая от мраморного карьера до поворота на курорт "Гладенькая".

Рентабельность некоторых участков платных трасс определяется отсутствием альтернативы. На юге Псковской области транзитная дорога Невель - Усвяты, соединяющая область со Смоленской, была отремонтирована уже после того, как стала платной. За проезд по ней берут с легковых в пределах 200 рублей, с фур - до тысячи. Альтернативная трасса предполагает значительный объезд через город Великие Луки.

Псковская область примечательна еще одним платным участком. При въезде из Эстонии в Россию, почти проехав Печерскую таможню, водитель упирается в шлагбаум с вывеской о въезде на платную автотрассу. Лишь оплатив в законном от 100 до 500 рублей (в зависимости от типа транспортного средства), человек может въехать в Россию.

Другую возможность для взимания денег с автомобилистов предоставляют мосты. Еще в 2005 году готовился перечень трасс Ульяновской области, за проезд по которым водители будут обязаны платить. Среди них - новый мост через реку Черемшан (в Дмитровграде).

В Алтайском крае есть два участка платных дорог - Алтай - Кузбасс, протяженность 137 километров, и мостовой переход через реку Обь в Барнауле. Пока планов по развитию сети платных дорог нет.

Платных дорог нет в Нижегородской области и пока не предвидится. Единственное движение в этом направлении - областные и городские власти неоднократно заявляли о необходимости строительства еще одного моста через Волгу. Условия, которые рассматривается властями, содержит элементы строительства платных дорог.

В Татарстане платных дорог, в отличие от платных мостов, нет и в ближайшие пару лет не ожидается. В настоящее время правительством республики разработаны и поданы заявки в Минтранс РФ на строительство трех платных автодорог: "Шали - Сорочьи Горы", платная автодорога в рамках Большого казанского кольца с выходом на трассы М7 и М5, "Алексеевск-Альметьевск".

В Красноярском крае планировалось, что платным будет проезд по четвертому мосту через Енисей в Красноярске, но он еще не построен.

О планах построить платную дорогу в Калининградской области говорит губернатор Георгий Боос. Речь идет об участке между Калининградом и городом Светлогорск.

Для большинства регионов платная дорога остается мечтой. "Нам бы отремонтировать то, что есть", - признаются власти в Чечне. Даже не думают о платных дорогах в Чите, Мурманске, Вологде, Ненецком округе, Туле, Уфе. На вопрос, есть ли в Ингушетии платные дороги и планируется ли их ввод, начальник производственного отдела ГУ "Автодор" ответил, что таких дорог в Ингушетии нет и не планируются вообще.

На территории Кабардино-Балкарии платных автодорог нет и в ближайшее время их строительство не планируется, сообщил ИА REGNUM заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Малик Гижгиев. "Во-первых, такие дороги эффективны лишь на той территории, где отмечено интенсивное дорожное движение - свыше 12 тыс. единиц транспорта в сутки. У нас же даже на федеральной трассе "Кавказ", проходящей по территории КБР, в сутки проезжает не более 7-8 тыс. единиц, а на внутренних трассах - 2-4 тыс. автомашин. Во-вторых, чтобы ввести платные автодороги, нужно, чтобы рядом проходила альтернативная бесплатная. Это сопряжено с дополнительными расходами, а дорожная отрасль республики и так испытывает сложности с финансированием", - заметил Гижгиев.

Условия для строительства платных дорог в Тюменской области, по оценкам региональной администрации, могут возникнуть через 5-10 лет. Такие же перспективы видят власти Архангельской области.

Еще в августе 2006 года министр транспорта, связи и автомобильных дороги Самарской области Борис Ардалин на вопрос о появлении платных дорог в Самаре и области заявлял, что в ближайшем будущем подобного не произойдет, поскольку стоимость проезда по таким дорогам будет недоступна основной части автомобилистов, да и найти инвесторов из-за долгого срока окупаемости дорог невозможно. Однако уже в апреле этого года появилась информация, что возможность строительства платных дорог в Самаре все же рассматривается.

Тот же Ардалин заявил, что над Московским шоссе, возможно, будет построена платная эстакадная дорога, которая обеспечит выезд из любой точки Самары за 15 минут. Предположительно, стоимость такой дороги составит 76 млрд руб.

В марте 2007 года при обсуждении генплана Иркутска в обладминистрации было предложено создать скростное транспортное кольцо. Транспортную проблему в городе проектировщики решили устранить с помощью создания "скоростного кольца", соединяющего различные районы города. Обсуждая неподъемную стоимость этого проекта, вице-мэр Иркутска Игорь Бычков заявил, что он вполне реализуем, но за счет частных инвесторов. "Будем строить платные дороги в рамках соглашений о частно-государственном партнерстве," - заявил вице-мэр. В ближайшее же время платная дорога в Иркутской области может появиться только одна - параллельная трассе Иркутск-Листвянка (поселок на берегу Байкала). Чиновники ожидают увеличения транспортного потока на этой дороге в связи с созданием в Листвянке особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Строительство платной дороги предусмотрено в "Стратегии социально-экономического развития Чувашии до 2020 года". Предполагается, что платная шестиполосная автомобильная дорога общего пользования на федеральной магистраили М-7 "Волга", длиной 15 км, будет создана на участке обхода Чебоксары - Кугеси. В 2008 году, по решению правительства России, начинаются проектные работы. Трасса будет строиться на условиях частно-государственного партнерства.

Власти Московской области в последнее время всерьез обсуждают перспективу появления в регионе серии платных автомагистралей. 11 апреля эту тему в рамках своей пресс-конференции затронул начальник областного УГИБДД Сергей Сергеев. По его словам, региональный Минтранс уже приступил к разработке проектно-сметной документации по строительству платных дорог. На первом этапе предполагается связать высокоскоростной трассой две российские столицы - Москву и Санкт-Петербург. Причем она должна пройти в непосредственной близости от аэропорта "Шереметьево". В том районе предполагается соорудить транспортную развязку.

Другой проект - это строительство платной дороги в аэропорт Домодедово. Пока чиновники из областного правительства неохотно говорят о том, во сколько обойдется водителям передвижение по этим дорогам. Тем не менее, уже известно, что, наряду с платными дорогами, будут функционировать параллельные бесплатные. В правительстве не скрывают, что они будут менее комфортными и безопасными, но зато по ним можно будет ездить без прямых финансовых потерь.

В перечень платных магистралей планируют включить и Каширское шоссе.

Кроме того, планируется, что платная дорога пройдет через Московскую, Владимирскую и Ярославскую области. Уже готов проект трассы, он находится на рассмотрении в Министерстве транспорта России. Новая дорога должна разгрузить аналогичный участок трассы "Москва - Холмогоры". Предполагается взымать с грузового автомобиля 3 рубля, а с легкового - 1 рубль. Подобные планы были озвучены компанией, готовой вложить средства в этот проект. Между тем, в администрации Ярославской области отказались давать какие-либо комментарии по этому вопросу, а в администрации Переславского муниципального округа Ярославской области возможность появления платной дороги назвали "бредом".

В целом, отмечают корреспонденты ИА REGNUM, региональные чиновники неохотно разговаривают с журналистами о перспективах строительства платных дорог, советуя за ответами обращаться в администрацию Санкт-Петербурга. Предполагается, что только в этом регионе имеют четкие, а не туманные представления о перспективах создания платных дорог в России.

Действительно, продолжаются споры вокруг проектирования, строительства и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Однако одновременно идет конкретная работа, озвучены параметры трассы, ожидаются итоги конкурса участников.

Концессионный конкурс участников был объявлен в ноябре 2006 года, но продлен. ЗСД - платная трасса, которая соединит северные районы города с югом, минуя городскую дорожную сеть. Часть магистрали пройдет по эстакаде в Финском заливе. Общая ее протяженность - 46,4 км, в том числе 28 км внутри плотной застройки города. На трассе планируется организовать 14 транспортных развязок. Планируется, что в 2010 году, когда предполагается завершить проект, число пользователей трассы составит более 100 тысяч автомобилей в сутки.

Но наиболее известен проект строительстве платной скоростной автомагистрали от Москвы до Санкт-Петербурга. Проект будет поэтапным и продлится ориентировочно 5 лет. По предварительным оценкам, новая трасса обойдется в 200 700 млн рублей. Финансирование будет вестись в равных долях из бюджета и частными инвесторами. Средняя стоимость проезда по трассе составит порядка 600 рублей. В Новгородской области будет проложена четырехполосная скоростная магистраль на протяжении 181,2 км по территориям Окуловского, Маловишерского, Новгородского и Чудовского районов в обход территорий заповедников - Валдайского национального парка и Окуловского природного биологического заказника.

Проект закона, предложенный правительством России парламенту, устанавливает разграничение предметов ведения Российской Федерации, субъектов России и органов местного самоуправления при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог; определяет цели, принципы и условия принятия решений об эксплуатации автомобильных дорог на платной основе, а также порядок их принятия; устанавливает требования к альтернативному бесплатному проезду; устанавливает некоторые дополнительные к имеющимся в действующем законодательстве гарантии инвесторам, участвующим в финансировании проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации платных автодорог; вводит некоторые термины, необходимые для успешного правоприменения. Законопроект устанавливает, что платной автомобильной дорогой является автомобильная дорога общего пользования, в отношении которой принято решение об эксплуатации на платной основе. Платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства законопроектом предусматривается возможность привлечения частных инвестиций в проекты по созданию и эксплуатации платных автодорог. В этом случае привлечение частных инвесторов осуществляется на основе концессионных соглашений.

Законопроект также закрепляет гарантии прав пользователей платных автодорог. Помимо установленного законопроектом принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда, устанавливается регулирование платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Предельный ее размер устанавливается уполномоченными государственными или муниципальными органами на основе единой методики, утверждаемой правительством РФ. Конкретный размер платы в случае эксплуатации автомобильной дороги на платной основе по концессионному соглашению устанавливается концессионером.