В последнее время многие из заключенных в республиках постсоветского пространства обращаются с жалобой в различные инстанции, вплоть до Европейского Суда по правам человека, с просьбой пересмотра их дел и замены вынесенного им наказания в виде пожизненного лишения свободы на срок 15-20 лет. За комментарием корреспондент ИА REGNUM обратился к правозащитнику, директору карабахского "Центра гражданских инициатив" (ЦГИ) Альберту Восканяну.

"Посредством СМИ мы отслеживаем развитие ситуации вокруг данной проблемы и она нам не безразлична. В отличие от многих государств, Нагорный Карабах отменил смертную казнь, но не обрек "смертников" на пожизненное заключение. C 1997 года в Нагорном Карабахе де-факто действовал мораторий на смертную казнь, что было зафиксировано в докладах ОБСЕ. Де-юре смертная казнь в НКР была отменена 1 августа 2003 года, когда в Нагорном Карабахе вступил в силу Закон "О введении в действие УК Армении от 18.04.03 г. на территории НКР", 6-я статья которого отменяет смертную казнь как исключительную меру наказания и заменяет ее пожизненным тюремным заключением. Последнему из "смертников", 30 января 2004 года смертная казнь (расстрел) была заменена 15-ю годами лишения свободы", - сообщил Альберт Восканян. Он подчеркнул, что Нагорный Карабах, будучи непризнанной республикой, отменил у себя смертную казнь добровольно, не приговорив "смертников" к пожизненному заключению. "К данному вопросу у нас подошли юридически грамотно, так как в момент вынесения приговора "смертникам" такой меры наказания, как "пожизненное заключение", закон, действовавший в республике и странах, вступивших в Совет Европы, не предусматривал", - пояснил Альберт Восканян.

По его словам, "смертники" были приговорены к смертной казни Уголовными кодексами СССР и новосозданных независимых республик, согласно которым высшей мерой наказания являлась смертная казнь, которую можно было заменить 15-20 годами лишения свободы, но не пожизненным заключением. "И поскольку закон не имеет обратной силы, положения новых УК, в которых смертная казнь заменена на пожизненное заключение, не распространяются на осужденных. Пожизненная изоляция от общества является крайне жестоким наказанием, ибо это лишает людей надежды на возвращение к нормальной жизни и превращает их существование в пытку на всю оставшуюся жизнь. Налицо вариант замены моментальной смерти замедленной смертью от старости, болезней и изоляции", - отметил карабахский правозащитник. При этом он заметил, что до сих пор мировое сообщество практически так и не определилось, какая мера наказания является более человечной - смертная казнь или пожизненное заключение. "Замена смертной казни на пожизненное заключение лишь на первый взгляд выглядит гуманным шагом. Кстати, и статья 7 Европейской конвенции по правам человека гласит: "Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления", - сказал Альберт Восканян. В заключение директор "Центра гражданских инициатив" отметил, что возглавляемая им организация всегда выступала за отмену смертной казни в Нагорном Карабахе, о чём неоднократно писала в своих отчётах, интервью, пресс-релизах и обращениях.

"Мы с удовлетворением восприняли отмену у нас в республике смертной казни. Опыт государств, где применяется исключительная мера наказания, свидетельствует о том, что применение этой меры само по себе не снижает уровня преступности. Фактически смертная казнь является демонстрацией силы государственной власти, использующей это как средство борьбы с преступностью. Казнь является нарушением права на жизнь и чрезвычайно жестоким, бесчеловечным и унизительным наказанием", - резюмировал Альберт Восканян.

Напомним, что одним из основных направлений работы ЦГИ является мониторинг пенитенциарных учреждений Нагорного Карабаха, который с разрешения властей НКР организация осуществляет с апреля 2003 года. Подобный мониторинг со стороны неправительственной организации проводится в НКР практически впервые. На основе систематического анализа наблюдений и полученной в ходе посещения пенитенциарных учреждений информации ЦГИ представляет отчеты в Совет Европы, ОБСЕ, Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека, МККК, Международную амнистию, Международную тюремную реформу, Международный комитет против пыток, другим заинтересованным международным и правозащитным организациям, соответствующим структурам НКР.