The PBN Company, вероятно, является консалтинговой компанией в сфере PR, лоббизма и предвыборных технологий, отстаивающей интересы США на постсоветском пространстве. Об этом предположении говорят следующие факты.

География офисов агентства: 5 из 7 офисов этого "международного агентства" находятся в столицах СНГ и стран Прибалтики: Москве, Киеве, Алма-Ате, Кишиневе и Риге. Также у компании есть представитель в Эстонии.

Момент появления агентства в России. Цитата с сайта компании: "В 1990 году, задолго до того, как другие западные консультационные компании обратили свое внимание на Советский Союз, PBN открыла свой офис в Москве. Мы были первой международной компанией по коммуникационным стратегиям, официально аккредитованной и зарегистрированной Министерством иностранных дел СССР". Вашингтонский, и де-юре головной офис агентства был открыт только в 1993 году, т.е. на 3 года (!) позже московского. Лондонский офис, "второй" по значимости, был открыт в 1999 году, на 9 лет (!) позже московского и на 3 года - Киевского. Характерно, что первым проектом агентства на Украине стала работа в качестве координатора "Украинской образовательной программы рыночных реформ", финансируемой USAID.

Численность команд в офисах ближнего и дальнего зарубежья. Нехитрое сравнение численности персонала в "постсоветских" и "западных" офисах демонстрирует, что первые располагают значительно большими командами. В Лондонском офисе заявлено всего 2 (!) специалиста, а в Вашингтонском 11, в то время, как в Московском - 43, а в Киевском - 15. Характерно, что основным местом работы основателя и главного управляющего компании Питера Некарсулмера в течение последних 10 лет был Московский офис.

Заявленное кредо компании: "The PBN Company обладает большим опытом работы в России, Украине, других странах СНГ и Балтии. Мы помогаем нашим западным клиентам разрабатывать и осуществлять коммуникационные программы, содействующие получению максимальной отдачи от их вложений в этом регионе". PBN претендует быть "главным связующим звеном при выполнении проектов в России, странах Балтии и СНГ в интересах американских клиентов".

Клиенты агентства. Среди клиентов московского офиса агентства такие организации, как Министерство финансов США и Всемирный банк. Широко известно, что задача американских консалтинговых компаний, обслуживающих две эти структуры в какой-либо зарубежной стране - убедить правительство брать в кредит крупные суммы "на развитие экономики". В реальности же большая часть денег вывозится ангажированными чиновниками за рубеж, а долговые обязательства ложатся бременем на страну, делая её зависимой от международных кредитных организаций, а фактически от США. Об этой взаимосвязи написал бывший сотрудник американской консалтинговой компании Chas Main в нашумевшей книге "Исповедь экономического убийцы".

Политическая ангажированность PBN. По многочисленным отзывам специалистов и публикациям СМИ, в ходе президентских выборов 2004 года на Украине и последовавшей реприватизации "Криворожстали" PBN была ключевым агентством, формировавшим имидж кандидата в президенты Виктора Ющенко, управлявшим его предвыборной кампанией. Впоследствии агентство получило дивиденды от приватизационных сделок. По информации тех же источников, PBN формировала консорциум из западных компаний, команд и специалистов в сфере информационных технологий, в том числе с опытом участия в "цветных революциях". О том, что число западных структур, участвовавших с тех выборах, исчислялось сотнями, открыто сообщил Вячеслав Никонов: скорее всего, он хорошо осведомлен в данном вопросе, ибо является сотрудником PBN.

PBN работает с командой Ющенко с 2000 года. Глава Киевского офиса PBN Мирон Василик - американский гражданин украинского происхождения. В молодые годы Василик работал в Украинском комитете при Конгрессе США, возглавляя информационный отдел Украинской национальной информационной службы. Директором службы в тот момент была Катерина Чумаченко, впоследствии ставшая супругой Виктора Ющенко. Как упоминалось выше, первым проектом агентства в 1997 году была "Украинская образовательная программа рыночных реформ" USAID. Под эгидой агентства в тот момент работала и Barents Group, руководителем которой была Катерина Чумаченко. Мирон Василик женат на Марии Ионовой, руководителе международного отдела центрального исполкома Народного Союза "Наша Украина". В числе гостей на их свадьбе была семья Виктора Ющенко.

В июне 2004 года, когда состоялась первая продажа Криворожстали консорциуму "Инвестиционно-металлургический союз", Мирон Василик заявил: "При Ющенко-президенте, местные олигархи не смогут конкурировать со стратегическими иностранными инвесторами, которые могут предложить более высокие ставки за конкурентоспособные и прибыльные промышленные предприятия". Во время второго аукциона PBN оказывала лоббистские и иные услуги компании Mittal Steel, что, скорее всего, и предопределило ее победу, так как этому участнику аукциона был обеспечен наилучший доступ к президенту.

Новый след PBN появился в истории с демонтажом монумента Воину-освободителю в центре Таллина. Одним из основных лоббистов сноса памятника стал Юри Эстам, бывший солдат спецподразделения армии США. В частности, он пытался прорваться к памятнику с эстонским флагом, после чего началось два громких судебных дела, создавших соответствующий информационный фон вокруг сноса "бронзового солдата". Юри Эстам является представителем PBN в Эстонии. Ряд СМИ считает, что "дело Эстама" стало одной из главных PR-акций в поддержку сноса памятника.

Теперь, по сообщению СМИ, PBN формирует консорциум для работы по улучшению имиджа "Газпрома" за рубежом и планирует сформировать еще один консорциум - для работы над улучшением имиджа России. Компании, приглашенные PBN к участию в тендере, в последние годы серьезно запятнали свою репутацию. В частности, Hill & Knowlton и Ruder Finn вели крупномасштабные кампании по дезинформации мирового сообщества о событиях в Ираке и на Балканах. При этом установлено, что эти агентства не стеснялись фабриковать информацию о "зверских преступлениях" иракцев и сербов.