Антимонопольное управление по Карачаево-Черкесии намерено обжаловать в Конституционный суд России дифференцированные ставки на аренду земли, устанавливаемые муниципалитетами, как форму дискриминации хозяйствующих субъектов. Об этом ИА REGNUM заявил заместитель руководителя УФАС по Карачаево-Черкесии Каир Бабаев.

По мнению Бабаева, арендная плата за землю, устанавливаемая муниципалитетами безо всяких ограничений, становится инструментом недобросовестной конкуренции между муниципальными предприятиями и хозяйствующими субъектами. Так, например, в Черкесске муниципальному жилищно-коммунальному предприятию необходимо было в 2006 году платить 15 копеек в год за квадратный метр арендованной земли, а предприятию того же профиля, но имеющего иную форму собственности, установлена плата в размере 21 рубля 68 копеек, т.е. в 144 раза больше. Плата муниципальным транспортным предприятиям в Черкесске установлена в размере 13 копеек за метр, а для остальных - до 69 рублей. В таком же положении находятся предприниматели, арендующие городские земли под торговлю, строительство.

Различается размер оплаты за землю и в зависимости от места регистрации предприятий. Например, в 2006 году аренда земли для городских предприятий спортивного и реабилитационно-оздоровительного направления составляла 5,56 рубля за метр земли, в то время как для иногородних, эта ставка составила 55,57 рубля.

Для частного бизнеса, являющегося во многих секторах конкурентом городских предприятий (прежде всего, в коммунальной, бытовой сферах обслуживания населения и торговле), такие ставки арендной платы становятся разорительными. Дело доходит до того, что арендная плата за землю в несколько раз превосходит все налоги в совокупности и делает немуниципальные предприятия неконкурентоспособными. В октябре 2006 года УФАС по Карачаево-Черкесской Республике добилось в суде отмены дискриминирующих ставок для предпринимателей, связанных с местом их регистрации, но предписание антимонопольного управления по отмене арендных ставок в зависимости от формы собственности были признаны недействительными арбитражным судом первой инстанции, а затем и Высшим арбитражным судом России.

"К сожалению, на всех уровнях судебных инстанций была проигнорирована одна из главных конституционных гарантий по признанию и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, - сообщил заместитель руководителя УФАС по Карачаево-Черкесской Республики Каир Бабаев. - Судами понятия категорий арендаторов и арендаторов по формам собственности истолкованы как идентичные".

Между тем, по наблюдениям Каира Бабаева, ситуация по дифференцированным арендным ставкам на муниципальные земли повторяется из года в год, причем на всех уровнях судебных инстанций и в разных субъектах Российской Федерации можно наблюдать диаметрально противоположные решения по данной проблеме.

Как отметил Бабаев, в сложившейся ситуации становится крайне актуальным установление на федеральном уровне жестких пропорций между ставками земельных налогов и арендной платой за землю, утверждаемой местными органами власти.