Председатель республиканского славянского движения "Лад" Иван Климошенко ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: На прошедшей 21 апреля в Астане республиканской конференции русских, славянских и казачьих объединений говорилось, что по российской программе добровольного переселения соотечественников пока больше вопросов, чем ответов, в чем суть вопросов?

Указ был принят президентом РФ в июне прошлого года, сегодня уже май месяц, и, к большому сожалению, пока никаких подвижек нет. Это называется -дискредитация указа, шантаж, или не знаю, как угодно можно назвать. Почему не действует этот указ? И на конференции именно этот вопрос отдельно стоял. Мы обеспокоены таким положением дел - народ хлынул, мы всем сказали, но уже май, а никаких подвижек нет. Это всех волнует, потому что очень много желающих выехать, а как это сделать? Россия, как бы, одной рукой пригласила, другой отталкивает. Это больной вопрос для того русскоязычного населения, которое спланировало выехать.

ИА REGNUM: Как вы считаете, если программа по переселению соотечественников активно заработает, не станет ли она камнем преткновения во взаимоотношениях двух стран?

Я не думаю. Во-первых, потому что это добровольное переселение. Никто никого не заставляет, не насилует, не требует. Ну, объявил президент, хочешь, езжай, тебе помогут, объявил, допустим, президент Казахстана - и сюда же тоже приезжают оралманы (казахи-репатрианты). Нет, я не думаю, что это будет, потому что желание большой массы выехать в какой-то конкретный регион не всегда будет реализовываться. Потому что всем, к примеру, может быть надо в Калининградскую область или Подмосковье, а им предлагают на Дальний Восток, а они туда не хотят. Желание - это одно, реальное осуществление - другое. И я не думаю, что в этом году и в следующем будет масса выезжающих, хотя отъезд был и будет продолжаться. Если помогут, то, конечно, усилится отъезд. Но это не будет поводом для напряжения между государствами. Также выезжают казахи в Россию, и из России приезжают казахи сюда, это естественная миграция. Так что это никак не отразится на отношениях. Отразиться может только в том случае, если Россия поставит вопрос о положении русских и будет на самом высоком уровне об этом говорить, или какие-то требования, претензии предъявлять, здесь может осложниться. Но Россия пока таких шагов не делает, как и Казахстан, поэтому не предполагается такого. Тут скорее всего экономические взаимоотношения будут играть главную роль.

ИА REGNUM: Насколько консолидированы сегодня в Казахстане русские, славянские, казачьи организации?

Тут есть амбиции у некоторых, но по ключевому вопросу у нас нет расхождений. У нас есть два крупных объединения - это Координационный совет русских, славянских и казачьих организаций, и Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана (АРСК). У нас нет стыковки на уровне лидеров. Но принципиальных разногласий нет. Существует дискуссия о том, как подходить к решению вопросов, как излагать, где озвучивать, в общем тут есть тактические ходы, которые необходимо обсудить. Но принципиальных разногласий нет, расходимся только во взглядах, как это делать. Если взять АРСК, то они полностью свою позицию выражают сквозь призму действий официальных властей, поэтому у них ограничено поле деятельности. А что касается Координационного совета - здесь другая немного картина, хотя мы тоже не против президента, не против его политики. Мы поддерживаем его, но что касается национально-культурно ориентированных моментов, таких, как язык - тут есть проблемы, о которых мы заявляем, выступаем и говорим, об издержках перевода делопроизводства на казахский язык. Так что тут нельзя сказать однозначно, что мы полностью консолидированы. У нас есть внутренние проблемы, но не в самом принципиальном вопросе.

ИА REGNUM: На упомянутой выше конференции в Астане было высказано предложение - подавать в суд на чиновников за языковую дискриминацию. Как вы относитесь к этому предположению, и есть ли ресурсы, чтобы отстаивать свои права?

Ресурсы есть. Мнение положительное, потому что поднимать эти вопросы надо - хотя бы один суд пройдет, пускай даже если он будет не в нашу пользу, но сам факт - он необходим, потому что проблемы есть. Президент говорит - есть у нас Конституция, есть у нас закон, пускай на местах выполняют. Требуйте, добивайтесь, чтобы на местах выполняли положения этих документов. И думаем, один из таких моментов - подавать в суд, хотя мы знаем, каков будет ответ. Может быть даже и не примут, но факт в том, что мы должны это делать.

ИА REGNUM: Какие, на ваш взгляд, следует предпринимать шаги для усиления роли русского языка в Казахстане?

Мы говорим, необходимо уточнение, чтобы русский язык был не только официально употребляем в органах власти и местного самоуправления, чтобы он был официальным везде. Вот на этом мы акцентируем, на сегодняшний день, основное свое направление. Что касается перспектив, конечно, мы должны отстаивать, мы продолжаем говорить, чтобы он был языком государственным. Пока это не предполагается, поэтому мы хотя бы настаиваем на уточнении формулировки - официально употребляемый язык.

ИА REGNUM: Изменилось ли, на ваш взгляд, официальное отношение к казахстанскому казачеству, по сравнению с девяностыми, чувствует ли оно себя комфортнее?

Да, конечно, тут даже разговора нет, потому что, во-первых, казачество очень активно работает на власть и поддержало президента в предвыборной кампании. Время от времени встречается и с президентом, и с аппаратом президента. Много предложений властям, готовы служить его гвардии и прочее, то есть снялось опасение, что казаки - это организованная сила, которая завтра может взять шашки или автоматы и идти вперед - нет такого. Раньше же, не дай Бог надел форму и появился криминал, сейчас все в порядке вещей, ничего страшного. То есть сейчас им гораздо легче жить.