Рабочая группа историков, созданная по итогам прошедшего 12 февраля 2007 года в Москве круглого стола "Россия и Прибалтика: компетентные ответы на исторические претензии лимитрофов" (лимитрофы - государства, образовавшиеся после Октябрьской революции на окраине бывшей Российской империи: Эстония, Литва, Латвия - прим. ИА REGNUM), подготовила к публикации сборник выступлений и документов по итогам встречи и приступила к осуществлению ряда исследовательских проектов, касающихся "белых пятен" истории Прибалтики и советско-прибалтийских отношений. ИА REGNUM публикует итоговые рекомендации круглого стола, подготовленные с участием научного руководителя Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН, доктора исторических наук Олега Ржешевского и президента "Фонда исторической перспективы", доктора исторических наук Наталии Нарочницкой:

1. Исходя из непрекращающихся попыток прибалтийских историков пересмотреть итоги Второй мировой войны, выставив СССР и русских как народ в качестве агрессора, закрепить в общественном сознании Литвы, Латвии и Эстонии концепцию "советской оккупации", "экспортировать" ее идеологическую основу в Грузию, Молдавию, Азербайджан и на Украину, популяризировать ее как на Западе, так и в России, следует признать вопрос противодействия политико-идеологическим спекуляциям на исторической почве в Прибалтике одним из важнейших в борьбе с фальсификаторами истории и создателями негативного образа России за рубежом.

2. Участники круглого стола пришли к выводу о том, что государственные органы России не должны отгораживаться от исторических проблем и претензий, "оставляя историю историкам", а обязаны формировать ясную и четкую политическую позицию государства по важнейшим историческим вопросам и доводить ее до научных кругов и общественности в форме открытой дискуссии.

3. Эксперты пришли к общему пониманию, что без исправления ошибок, допущенных в 1989-91 годах в политико-юридических квалификациях исторических событий 1939-40 годов, связанных с предпринятыми мерами обеспечения безопасности СССР, российское руководство не сможет занять прочную позицию в отношении политических и финансовых претензий, предъявляемых государствами Прибалтики при поддержке влиятельных кругов на Западе. В конкретном плане речь должна идти о пересмотре Постановления Съезда Народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года в пользу более объективного рассмотрения и оценки правовой, политической и фактологической ситуации вокруг подписания Советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 года и секретных протоколов к нему.

4. Участники круглого стола констатировали, что подавляющее большинство прибалтийских историков задействованы в отлаженной и жесткой схеме научно-властных отношений, имеющей целью не только подкрепить псевдоисторическими выкладками антироссийскую политику официальных Таллина, Риги и Вильнюса, но и оправдать дискриминационные меры в отношении наших соотечественников.

5. Особую озабоченность вызывают попытки латышских официозных историков бесконтрольно и тенденциозно использовать материалы российских архивов для выдвижения в адрес России обвинений в "геноциде латышей" и финансовых претензий. В этих условиях работа российского исторического сообщества требует системной организации и обеспечения финансовыми и информационными ресурсами, что достижимо только в тесном взаимодействии с государственными структурами.

6. В ходе обсуждения особенностей прибалтийской историографии было установлено, что она склонна к догматизации формулировок и выводов, "отсеву" исторических фактов и документального материала, не укладывающихся в узкие рамки идеологических установок. В таких условиях наиболее действенными методами борьбы с искусственными и самыми экзотическими антироссийским концепциями могут стать:

  • Широкая историческая дискуссия по конкретным темам, с показом несостоятельности "оккупационной" риторики прибалтов;
  • Систематическое введение в научный оборот архивных документов, их исторический анализ и синтез с учетом уже опубликованных материалов.

7. Приоритетными темами исследований представляется необходимым считать следующие:

  • Военно-политические и правовые обстоятельства обретения прибалтийскими республиками независимости де-факто и де-юре в 1918-1920 гг.;
  • Политика новых прибалтийских режимов по отношению к Белому движению (особенно в случае с Эстонией);
  • Зигзаги во внешнеполитической ориентации Литвы, Латвии и Эстонии в 1920-1940 гг., с нарастанием ее прогерманского вектора;
  • "Балтийская Антанта": система антисоветских военно-политических консультаций Эстонии и Латвии, роль Литвы;
  • Отношение этих стран к агрессивным действиям Германии и Италии, участию Польши в разделе Чехословакии;
  • Связи политического руководства прибалтийских государств, их военной верхушки, репрессивного аппарата, политических организаций фашистского толка с иностранными спецслужбами и идеологическими "наставниками", в частности, из Великобритании и нацистской Германии, включая НСДАП;
  • Антидемократические перевороты в прибалтийских странах: правовые и политические аспекты;
  • Изменения в положении национальных меньшинств в условиях укрепления авторитарных националистических режимов (1920-е (Литва) - 1930-е гг.);
  • Советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 года и секретные протоколы к нему: обстоятельства подписания, оценка влияния на положение в Прибалтике;
  • Крах прибалтийской авторитарно-националистической государственности в 1940 году и вхождение (присоединение) республик в СССР;
  • Характер и размеры сталинских репрессий в Прибалтике;
  • Участие остатков административного, военного и репрессивного аппарата авторитарно-националистических режимов в коллаборационизме в пользу гитлеровских оккупантов, включая репрессии в отношении евреев, славянского населения, цыган и лиц, придерживавшихся левых взглядов, а также задействование в боевых действиях против СССР как члена Антигитлеровской коалиции;
  • Мифы о "подпольных национальных правительствах" в 1941-44 гг., "оккупации" Таллина советскими войсками в сентябре 1944 года, в центре которого якобы был вывешен флаг довоенной республики "от имени временного национального правительства", и т.п.;
  • Восстановление и развитие советской Прибалтики после освобождения от нацистской оккупации; связь националистического подполья с подрывными центрами на Западе.

С учетом фактора времени информационную работу на основе результатов этой научной деятельности целесообразно вести на трех уровнях: газетные публикации (выступления в электронных СМИ) - статьи в научных ("толстых" политических) журналах - издание научно-популярных брошюр и книг, монографий, сборников документов.

8. Для системной работы российских историков по прибалтийскому досье необходима государственная поддержка по следующим направлениям:

  • Организационное и финансовое содействие временным научным коллективам и рабочим группам по подготовке сборников архивных материалов, созданию документальных фильмов, написанию монографий;
  • Обеспечение приоритетного доступа к общегосударственным и ведомственным архивным фондам, поддержка по дипломатическим каналам российских ученых в работе с архивными материалами в Эстонии, Латвии и Литве;
  • Содействие в популяризации результатов научной деятельности в электронных и печатных СМИ России и зарубежья;
  • Целевая поддержка дискуссионных встреч в форме всероссийских и международных научных конференций, круглых столов, теледебатов;
  • Финансирование научных переводов с прибалтийских языков архивных документов и публикаций, составляющих основу "доказательной базы" антироссийских концепций, а также объективных исторических исследований, которые начали появляться в последнее время.