Специалист по связям с общественностью, владелец PR-фирмы Nagu ja Tegu Рауль Калев, обратился сегодня, 9 мая на интернет-портале газеты Postimees ко всем, кто считает 9 мая своим праздником. Свое послание он озаглавил "Простите, еще раз простите".

ИА REGNUM предлагает ознакомиться с полным текстом статьи.

"Я эстонец. Полторы недели назад защищал свой дом в ста пятидесяти метрах от Алеши (так иногда называют памятник "Бронзовый солдат" - прим. ИА REGNUM).

На меня накинулась полиция и, побив хорошенько, посадила на ночь в камеру. Как и многих других эстонцев и русских. Я бы никогда не поверил, что, стоя на крыльце собственного дома и следя за тем, чтобы хулиганы не разбили окна, надо было опасаться атак со стороны представителей государственной власти. Когда на другой день разобрались, что я не бандит, меня, конечно же, отпустили домой. Но и извиняться не стали - как сказал один полицейский, сам виноват, что живешь там, где не надо.

Нет, я не против правительства и не за хулиганов. Но я против того, что государство не сумело разрешить конфликт, относясь с уважением к тем, кто его кормит. И смешало мирных людей с провокаторами. И не извинилось ни перед теми, кого задерживали и избивали без причин, ни перед теми, чей памятник так некрасиво увезли.

Почему все произошло именно так, многие до сих пор не понимают. И эстонцы, и русскоязычное население. Сложно разобраться, когда нам не объясняют, с нами не говорят. Но ясно одно - нормальным людям, и эстонцам, и русским, не понравилось поведение правительства и то, что творили мародеры и хулиганы.

Я общаюсь как с эстонцами, так и с русскими, и очень хорошо знаю, как дорога многим из вас память о Великой Отечественной войне. Треть эстонцев воевала в рядах Красной армии, однако, к сожалению, для эстонцев эта война никогда не была святой. Почему? Потому что в этой войне другая треть эстонцев воевала в рядах немецкой армии и оставшаяся треть просто пряталась в лесу. Народ в этой войне пережил самое ужасное - отцы воевали с сыновьями, одни - в немецких мундирах, другие - в советских.

Потери эстонского народа во Второй мировой войне были велики, однако они были не сравнимы с потерями после войны, когда четверть населения Эстонии отправили Сибирь. Не как туристов, а страдать и умирать. Я, например, потерял своего дедушку здесь, в Эстонии, в 1953-м. Он был лесником, русские расстреляли его на глазах жены и детей за то, что он кормил скрывающихся в лесу мужчин. Где его могила, я не знаю до сих пор. Еще одна деталь. Эстонцы и другие народы Балтийских стран не прошли через те ужасы, которые творили фашисты в Европе и России. Там они убивали, жгли, насиловали, здесь они чувствовали себя более-менее как дома (все-таки сотни лет Эстония была под немцами, здесь знали их культуру и язык) и вели себя культурно. Как рассказывают бабушки, немцы помогали местным. Надо понять, что большинство эстонцев чувствовали себя более уверенно с немцами, они страшно боялись русской оккупации. Поэтому и получается, что народная память о Второй мировой войне в России, Европе и Прибалтике во многом отличается.

Наша беда не в том, что мы не хотим понять друг друга, а в том, что так называемая интеграция никогда не пыталась объяснить эстонцам русскую историю и русским - эстонскую историю. Под эгидой интеграции пытались сделать так, чтобы все заговорили на эстонском языке, надеясь на то, что такая скрытая эстонизация будет успешной. Не получилось.

Что толкнуло правительство на столь некрасивые поступки? Наверное, они не сумели адекватно оценить ситуацию и сосредоточиться на провокаторах. При этом они не сумели объяснить народу свое поведение. Мне самому долго казалось, что правительство поставило себе целью заработать дополнительные голоса и на время просто выключило свет в голове.

Теперь, после общения со многими ответственными людьми, я понимаю, что главная проблема была в другом. У русскоязычного населения нет лидера, которого бы люди уважали и кому доверяли. Но зато есть провокаторы (человек двадцать, может, больше), которые пытались провоцировать людей на преступления и настраивать их против правительства. Они знали, что успокоить людей будет некому, потому что нет лидеров, потому что ни Кленский, ни Лебедев, ни Заренков (лидеры различных антифашистских организаций Эстонии - прим. ИА REGNUM) не имеют поддержки у русского населения. Для большинства они экстремисты.

Правительство испугалось. И открыло зеленый свет уже эстонским провокаторам, кто мог бы понять это как официальный "реванш" за 50 лет оккупации. Комментарии на эстонских порталах выдержаны именно в таком духе. И отступать было некуда - надо было выполнять свои предвыборные обещания. Если бы у русских был лидер, я уверен, ничего не произошло.

Еще одна ошибка президента и премьера - это то, что они не сумели объяснить народу, что на самом деле значит "Бронзовый солдат". Я уже и раньше об этом писал. И считаю, что говорить о Бронзовом солдате как о символе оккупации неправильно. Для простых русских людей он никогда не был знаком оккупации и символом империи тоже не был, как, возможно, рассматривали его интеллектуалы. Для простого русского человека это было святое место, это была их память, поклон советским солдатам, воевавшим в 1941-1945 годы. Солдат - это символ мужества и свободы. Символами насилия были Сталин, Ленин и, если хотите, Брежнев. Для кого-то, возможно, Путин, но солдат - никогда. Я думаю, что надо было разделять 1941-1945 годы как период мировой войны и 1944-1991 годы как время оккупации. Так было бы всем понятнее. Но судя по той каше в голове, как у наших лидеров, они сами в этом вопросе малокомпетентны.

Всем нам жить вместе в нашей стране, родной для эстонцев и русских. И не имеет значения, что у кого-то здесь корни, уходящие в глубь веков, а кто-то живет здесь всего полвека. Мы должны восстановить мир и уважение друг к другу. И вернуть уверенность в том, что государство не против народа. И это возможно, если эстонская и русская интеллигенция возьмет эту миссию на себя.

Мы должны противостоять любым провокаторам. Мы не должны доверять политическим интриганам. У них свои, узкополитические интересы. Мы должны слушать и слышать умных, образованных, знающих, интеллигентных людей, которые на самом деле переживают за наше общее будущее в Эстонии.

Что мы можем сделать, чтобы интеграция состоялась и чтобы она была эффективной? Во-первых, мы все должны извиниться друг перед другом. Я извиняюсь за всех эстонцев и за наших политиков. Мы не захотели и не смогли понять, что у других народов могут быть иные, чем у нас, святыни. Я приношу извинение за то, что среди нас есть люди, которые сеют ненависть к русским. Я хочу извиниться и за то, что мы не сумели рассказать о нашей истории другим народам, живущим в Эстонии.

Хочу обратиться и к русскоязычному населению Эстонии. Найдите способ показать эстонцам, что вы не провокаторы и не одобряете мародерства!

И еще я дал бы один совет правительству. Почему бы не извиниться перед всеми, кто потерял уверенность в завтрашнем дне в Эстонии, и сделать 9 мая красным днем в нашем календаре? Из уважения к тем людям, кто в этот день идет к святым для них могилам.

Давайте относиться друг к другу с уважением, и наши дети последуют нашему примеру. История и память не должны служить провокаторам, преступникам и людям без чести и совести.

P.S. Возможно, с точки зрения русской филологии моя статья не совсем идеальна. Но мне хотелось самому написать ее на русском языке".