24 мая в Новосибирске собрались мэры в рамках Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре администрации города, на открытии XXIV общего собрания АСДГ мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил, что "реформа местного самоуправления продолжается. Благодаря совместной работе участников ассоциации, активному обмену опытом, для муниципальных образований наших регионов она проходит максимально гладко".

По словам новосибирского мэра, сейчас перед местным самоуправлением стоит новая задача - подготовиться к трехлетнему бюджетному планированию. Вошла в решающую фазу еще одна реформа - жилищная. В городах подходит к концу работа по выбору форм управления жилым фондом. Исследования показывают, что во многих муниципальных образованиях осведомленность жителей об особенностях реформы - не очень высока. И роль АСДГ здесь Владимир Городецкий видит в методической помощи муниципалитетам по информированию граждан. Еще одно предложение - сформулировать тексты и образцы типовых договоров собственников жилья с управляющими компаниями.

Проблемы капитального недоремонта жилфонда, сноса ветхого и аварийного жилья, актуальные для всех муниципальных образований, по-прежнему остаются в списке самых важных тем. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию в апреле этого года заявил о необходимости участия в решении этих проблем федерального бюджета, поддержав тем самым позицию АСДГ.

Есть проблемы у муниципалитетов в реализации градостроительной и земельной политики. Например, меры федеральной поддержки инженерной подготовки земельных участков под комплексную застройку не очень эффективны. Федеральные гарантии заимствований так и не стали механизмом прямой поддержки. Об этом президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий говорил накануне форума ассоциации - на заседании межведомственной рабочей группы по реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" при Минрегионразвития РФ. И, как отметил Городецкий, в министерстве регионального развития есть понимание этой позиции и в ближайшее время будут подготовлены соответствующие предложения.

Еще один из важнейших аспектов муниципальной реформы, требующий консолидированного мнения всех городов: делегирование полномочий на местный уровень и обеспечение финансовой базы адекватной новым полномочиям.

Как заявил Владимир Городецкий, нужно совершенствовать межбюджетные отношения с субъектами Федерации, с федеральным бюджетом, решать вопросы по делегированию муниципалитетам полномочий, которые до вступления с силу 131-го федерального закона исполняли именно городские власти, а теперь они находятся в ведении других уровней власти. Например, расчет субсидий за оплату жилищно-коммунальных услуг, социальная поддержка населения. В большинстве муниципалитетов давно отлажена система выполнения этих функций. Нет смысла разрушать ее, а затем выстраивать заново - уже на другом уровне, убежден новосибирский мэр.

Еще одна проблема, актуальная для всех муниципалитетов: выравнивание межбюджетных отношений. Сегодня местные власти могут оценить, насколько финансовая база муниципалитетов соответствует возложенным на них полномочиям. Например, если на местное самоуправление возложены функции по модернизации улично-дорожной сети, то необходимо закрепить за муниципалитетом и отчисления транспортного налога. Ведь он формируется в основном за счет горожан - собственников транспортных средств.

Бюджетное законодательство также предоставляет субъекту Федерации право увеличивать отчисления от поступлений налога на доходы физических лиц для муниципалитетов с 30 до 40 процентов. "Нам кажется, что увеличение этих отчислений должно стать нормой и быть закреплено законодательно", - считает президент АСДГ. Время "бюджетов выживания" закончилось, сегодня городам нужны бюджеты развития, подчеркнул Владимир Городецкий. За три последних года, например, в Новосибирске бюджет развития вырос с 1,2 млрд до 5 млрд рублей. Но такие возможности есть далеко не во всех городах Сибири и Дальнего Востока.

И еще одна проблема формирования местных бюджетов - выпадающие доходы в связи с приватизацией муниципальной собственности, которую необходимо завершить до 2009 года. "Продавая свое имущество, муниципалитет теряет налог на него. Между тем выпадающие доходы от налога на имущество можно было бы компенсировать за счет изменения нормативов отчислений от других налогов", - отметил Владимир Городецкий. Отстаивать эту позицию участники ассоциации намерены на федеральном уровне, в том числе в Минфине.