В распоряжение редакции ИА REGNUM поступил ежегодный отчет полиции безопасности Эстонии (КаПо). Редакция решила опубликовать полный текст доклада в переводе с английского языка.

Полиция безопасности Эстонcкой Республики

Годовой отчет за 2006 г.

Дорогой читатель!

Вы держите в руках 9-й ежегодный отчет Управления Полиции безопасности. Публикация этих сборников стала традицией. Данный отчет охватывает наиболее важные сферы деятельности Управления Полиции безопасности в 2006 году. Наш ежегодный отчет стал популярным среди читателей, что нас очень радует. Представляя деятельность Управления Полиции безопасности, важно рассказать о ее конкретных результатах, а также о профилактических и превентивных направлениях этой работы, результатом которой является достижение безопасности в стране в широком смысле этого слова.

Оглядываясь назад в прошлые годы, мы видим как тревожные, так и позитивные тенденции. Основным направлением контрразведки для Полиции безопасности являлась разведывательная деятельность со стороны России в отношении Эстонии, которая велась методами и с интенсивностью, известными по прошлым годам. Москва активно взялась за спонтанно возникший спор вокруг памятника на Тынисмяги, пытаясь обострить конфликт путем оказания влияния на противостоящие стороны. В 2006 году Россия продолжала использовать свой внешнеполитический арсенал в проведении так называемой официальной политики в отношении проживающих за рубежом соотечественников: посольство Российской Федерации в Таллине традиционно вмешивалось в вопросы, связанные с соотечественниками.

В течение последних лет угрозы безопасности во все возрастающей степени становились проблемами, выходящими за национальные границы - террористические акты, предотвращенные в Великобритании, Дании, Норвегии и в других странах Европы в 2006 году, вновь подтвердили тот факт, что исламские экстремисты готовы к проведению акций смертников по всей Европе, независимо от времени и места их проведения. Таким образом, превентивные контртеррористические меры и готовность действовать в опасных ситуациях находятся среди наших приоритетов, основой которых является сотрудничество. В этой глобальной борьбе Управление Полиции безопасности является хорошим союзником наших партнеров по сотрудничеству в Эстонии и в других странах. Здесь я бы хотел повторить то, что уже было отмечено в наших предыдущих годовых отчетах: "Борьба с терроризмом не может и не должна быть организована в виде кампании; борьба с этим явлением должна вестись непрерывно - и в Эстонии, и в Европе, а также повсюду в мире". Количество взрывов в Эстонии, достигшее своего пика в середине 90-х годов, стало уменьшаться год от года и достигло самого низкого показателя в 2006 году. Количество раненых в результате этих взрывов также сократилось. В 2006 году были зарегистрированы четыре взрыва, в которых легкие ранения получили два человека. В 2006 году не было взрывов, в результате которых имелись бы погибшие.

Положение Эстонии в оценочной таблице Transparency International - организации, которая отслеживает коррупцию в международном масштабе, - улучшается год за годом. И хотя в 2006 году это положение стало наилучшим за все годы после восстановления независимости (24-е и 25-е места среди 163 стран), выявленные случаи указывают на сохраняющуюся опасность этого вида преступления в обществе. Запутанные случаи, все возрастающие суммы взяток и цинизм замешанных в коррупции лиц являются характеристиками этих преступлений в 2006 году.

Тем не менее, небольшое количество взрывов в Эстонии и наше относительно высокое место в таблице Transparency International не должно стать поводом для самоуспокоенности. У нас имеется достаточно вызовов для усиления борьбы с незаконным оборотом взрывчатых веществ, а также для противодействия коррупции. Два уголовных дела, ранее расследовавшихся Управлением Полиции безопасности, приобрели международный масштаб в 2006 году и значительно укрепили нашу долгосрочную безопасность посредством международного права. Речь идет о решениях Европейского суда по правам человека по искам, возбужденным против Эстонии бывшими сотрудниками советских репрессивных органов, которые были осуждены за преступления против человечности. ЕСПЧ постановил, что их иски против Эстонии были необоснованными, а решения эстонских судов были справедливыми и преступления были квалифицированны правильно. Но еще более важно, что компетентный международный суд (легитимность которого Россия также должна признавать) впервые признал, что в 1940-1941 гг. и 1944-1991 гг. Эстония была насильно оккупирована Советским Союзом. Таким образом, пропаганда обратного, проводившаяся в течение десятилетий Россией, провалилась.

Обеспечение безопасности государственных визитов на высшем уровне в 2006 году вновь подтвердило нашу готовность совмещать жесткие требования безопасности с весьма мягкой организацией мероприятий. Примером служат два визита в Эстонию на высшем уровне, состоявшиеся в последние годы: королевы Елизаветы II и президента Дж.Буша. Роль Управления Полиции безопасности в расследовании нарушений закона и угроз, направленных против Эстонcкой Республики и ее населения, находится в центре обоснованного внимания общественности, что добавляет к обязательствам, проистекающим из буквы закона, моральные ожидания населения от нашей деятельности. Здесь я должен отметить, что помимо работы органов безопасности и сил по поддержанию порядка важным является также и вклад населения в формирование безопасности нашего государства. Управление Полиции безопасности успешно продолжает работу по обеспечению правопорядка в сотрудничестве с зарубежными коллегами, другими общественными структурами, гражданами Эстонии.

Алдис Алус. Генеральный директор Управления Полиции безопасности

Личный состав

В 2006 году Полиция безопасности отметила 15-ю годовщину с момента ее воссоздания. В течение этих лет ее личный состав существенно изменился: мы стали более образованными, опытными и, что неизбежно, более зрелыми. Если мы сравним статистику по нашим служащим, то 10 лет назад средний возраст служащих полиции был 28 лет. Однако в прошлом году он составил 34 года. Процент тех, кто имел высшее образование, вырос более чем на половину в течение последних 10 лет и увеличился с 32% до 65%. Образованный, опытный личный состав составляет основу успешной и эффективной специальной службы и в определенном смысле дает основания для чувства удовлетворенности. В то же время это выдвигает новые требования к качеству управления личным составом. В этой связи сотрудникам Управления Полиции безопасности уделяется повышенное внимание, поскольку служащие, их знания и навыки являются наиболее ценным ресурсом службы.

Что же такого привлекательного служащие находят в интенсивной и подверженной стрессам работе в Полиции безопасности? Несомненно, существуют различные варианты ответов на этот вопрос, но наиболее сильной мотивацией в течение многих лет остается возможность реализовать себя в интересных и полных загадок обязанностях. Для того чтобы иметь профессиональных служащих, готовых исполнять трудную, но интересную секретную работу, мы должны уделять непрестанное внимание их подготовке. Что касается подготовки, то в Эстонии не существует такой воскресной школы, которая могла бы дать образование в таких специфических областях, как контрразведка, защита государственных секретов или борьба с терроризмом. Решение находится во внутриведомственной подготовке, ведущейся преимущественно более опытными сотрудниками. Наши сотрудники нуждаются не только в специальной профессиональной подготовке. Они также участвуют в различных курсах, семинарах, конференциях в Эстонии и за рубежом с тем, чтобы иметь представление о различных национальных и международных законодательных актах, регулирующих поведение и ежедневную работу служащих. Из-за постоянно возрастающей террористической угрозы в мире Полиция безопасности уделяет большое внимание совершенствованию способов и методов борьбы с терроризмом. 2006 год не был исключением: наши работники участвовали в нескольких совместных курсах и учениях по борьбе с терроризмом, в семинарах и конференциях, касающихся межгосударственного сотрудничества.

Насыщенная и полная стрессов работа требует много сил и острого ума. Вот почему Полиция безопасности живет по правилу: здоровый ум в здоровом теле. Помимо соответствующей требованиям физической подготовки, предназначенной для служащих полиции, уже стала традицией организация Управлением Полиции безопасности спортивных мероприятий. Так, служащие активно участвуют в летних и зимних состязаниях, соревнованиях по футболу, проводимых раз в год. Футбол, баскетбол и волейбол являются наиболее популярными играми, дающими хорошие результаты в междепартаментских соревнованиях.

Отношения с общественностью

Во время недавнего празднования Дня полиции по сложившейся традиции Управление Полиции безопасности наградило двух правительственных чиновников за их вклад в совместные усилия по укреплению правопорядка в стране. 12 ноября 2006 года по приказу министра внутренних дел командир специального подразделения K-Commando Центральной криминальной полиции, старший суперинтендант Х.Ломп был награжден личным оружием. По распоряжению генерального директора Управления Полиции безопасности главный врач Таллинской больницы скорой помощи Р.Адлас был награжден почетным знаком Полиции безопасности.

Управление Полиции безопасности признательно всем лицам, организациям, учреждениям и предприятиям, оказавшим помощь в обеспечении безопасности Эстонской Республики и ее граждан в 2006 году. Мы также хотим выразить благодарность всем зарубежным партнерам и пожелать им всего наилучшего.

Защита конституционного порядка

Информационная война против Эстонии В 2006 году внешняя политика России по отношению к Эстонии оставалась неизменной, как оставалось неизменным желание России представить Эстонию в качестве проблемной страны, "попирающей права человека". Характерно, что в то время, когда европейские лидеры выражают обеспокоенность ситуацией с правами человека в России, последняя реагирует посредством пропагандистской атаки, демонстрируя "озабоченность" дискриминацией русскоязычного населения в странах Балтии. Когда европейские лидеры указывают на усиление ксенофобии в России, последняя постоянно обвиняет страны Балтии в распространении нацизма.

Подобного рода внешнеполитические обвинения из России обычно базируются на заявлениях незначительных маргинальных псевдополитических русскоязычных организаций Эстонии, которые тем самым пытаются привлечь внимание (особенно через русскоязычные СМИ) и заручиться финансовой поддержкой из Москвы. Маргинальность русских политиков/организаций, претендующих на представление интересов русскоязычного населения Эстонии, - это не пустая фраза. На самом деле на недавних парламентских выборах они собрали только 1% голосов. Происходит это в ситуации, когда 15% всех наших избирателей являются русскоязычными гражданами. Без помощи в виде так называемого финансирования соотечественников, получаемого из России, подобные политические деятели давно бы бросили свое занятие. Таким образом, можно определенно утверждать, что Эстония в качестве так называемого проблемного государства нужна для внешней политики России для того, чтобы отвести внимание от своих собственных внутренних проблем.

Еще более скрытные СМИ России с их растущими проблемами по отражению альтернативного мнения замыкают этот порочный круг, в котором негативный имидж Эстонии влияет на политиков и официальных лиц России. Своей негативной реакцией они способствуют еще более отрицательному отношению со стороны журналистов, а шумные русскоязычные политики с их экстремистскими наклонностями становятся единственными источниками информации. В 2006 году информационные атаки на Эстонию, осуществляемые различными учреждениями, некоммерческими организациями и молодежными ассоциациями, стали более частыми. Этот порочный круг, вероятно, начинает заметно влиять на российскую внешнюю политику в отношении Эстонии из-за напряженности во внутренних делах в свете предстоящих парламентских выборов в Российской Федерации. При формировании общественного мнения российские власти игнорируют важный факт, а именно то, что "ни политики не борются за права русскоязычного населения", ни большинство русскоязычного населения не желают возвращаться в Россию, потому что на самом деле проживающие в Эстонии русские не испытывают тех проблем, которые российские СМИ постоянно пытаются представить своим читателям, зрителям и слушателям.

Важным инструментом для продвижения вперед псевдопроблематичных вопросов, полезных с российской точки зрения, являются неправительственные организации. Например, одним из исполнителей "научных исследований" является Центр информации по правам человека, финансируемый МИД России непосредственно либо через Фонд "Еврорегион Ливония". "Объективные исследователи", не имеющие специального образования, получают инструкции непосредственно от российских дипломатов. Показательно то, что половина членов этой организации входят в Конституционную партию, придерживающуюся экстремистской идеологии и являющуюся центральной организацией, очерняющей международную репутацию Эстонии.

В 2006 году антиэстонская информационная война стала более энергичной при лидирующей роли в ней Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (руководимого М.Колеровым) и информационного портала Regnum.ru. В частности, по инициативе лиц, связанных с этими структурами, были изданы исторически псевдонаучные книги "Преступления нацистов и их пособников в странах Балтии (Эстонии) в 1941-1944 гг. Документы и свидетельства" и "Эстония: кровавый след нацизма 1941-1944 гг.". Единственной целью этих книг является создание "научной базы" для общественной и государственной машины России для обвинения стран Балтии в нацизме. Дальнейшая цель постоянных обвинений в распространении нацизма является оправдание действий, направленных против Эстонии в будущем.

Так называемая официальная политика в отношении соотечественников в качестве внешнеполитического инструмента России значительно активизировалась в 2006 году. Заслуживает внимания Всемирный конгресс соотечественников, состоявшийся в Санкт-Петербурге в октябре. На нем среди прочего под руководством российских должностных лиц прозвучали обвинения в адрес Эстонии (особо выразительной была речь с критикой эстонского правительства, произнесенная экстремистски настроенным членом Конституционной партии А.Заренковым, который просто зачитал текст, написанный сотрудником Росзарубежцентра России). В рамках так называемой политики в отношении соотечественников в 2006 году были запущены несколько программ. Все они имеют цель создать мнение об Эстонии как о стране с двумя враждующими общинами, а также заблокировать процесс интеграции эстонского общества.

В 2006 году Объединенная народная партия Эстонии, стремящаяся быть представителем русскоязычного населения, была реформирована и переименована в Конституционную партию. Любопытно, что эта организация, стремящаяся представлять все русскоязычное население Эстонии, основную финансовую и идеологическую поддержку получает от дипломатов российского посольства в Таллине, различных департаментов правительства Москвы, российских СМИ и контактных лиц российских спецслужб. Искусственность создания Конституционной партии можно проследить на таком примере. Партия, рекламируемая в российских СМИ в качестве крупной организации, испытывает трудности с привлечением достаточного количества членов для проведения собраний. В этой связи они за плату привлекают участников из других некоммерческих организаций. В сущности, Конституционная партия - это новый подрывной проект, руководимый из-за рубежа и получающий деньги от Российской Федерации, а также от бизнесменов. Россия поддерживает эту партию скрытно, через различные культурные проекты и мероприятия. Стоит упомянуть концерт "Виват Россия", проведение которого в действительности финансировало посольство Российской Федерации. С письменного разрешения посольства Конституционная партия запросила дополнительные деньги у правительства Москвы и русских бизнесменов в Эстонии. Летом 2006 года несколько бизнесменов получили письма, подписанные послом К.Проваловым, с просьбой оказать финансовую поддержку этому проекту. Между строк бизнесмены могли прочитать скрытую угрозу своим бизнес-проектам, связанным с Россией.

Деньги российских налогоплательщиков для финансирования Конституционной партии Эстонии, на цели ухода за памятниками Второй мировой войны и оправдание советской оккупации Эстонии не тратятся на заявленные цели. Небольшие заинтересованные группы, имеющие хорошие связи с российскими дипломатами, используют эти средства, выделяемые для соотечественников, в своих интересах. В этой связи необходимо упомянуть некоммерческую организацию Историческая ассоциация "Монумент", в основном финансируемую посольством России, и известного русского бизнесмена, работающего в сфере транзита, который в 2006 году подал заявление о вступлении в эстонское гражданство. Все они связаны с Конституционной партией Эстонии. Указанная НКО должна была заботиться о военных захоронениях, однако в действительности она выкупила этот бизнес у другой некоммерческой организации по цене в сотни раз меньшей(!), чем ей выделяется на данный проект. (Некоторая часть из этой многомиллионной суммы досталась бывшему офицеру КГБ в Эстонии Владимиру Ильяшевичу - автору фильма "Эстония на перекрестке истории", распространяемому на DVD). Лица, связанные с Конституционной партией, тратят выделяемые им деньги в основном на личные цели - покупку машин и недвижимости.

Акцентировав внимание на событиях, произошедших в 2006 году, мы обязательно должны упомянуть проблему, связанную с памятником воинам Красной Армии (называемым в народе Бронзовым солдатом) в центре Таллина. Спонтанно возникший спор дал хорошую возможность как русскоязычным, так и эстонским экстремистам для распространения своих идей, которые до сих пор они не могли высказать. Стороны данного конфликта - радикальные сторонники и оппоненты переноса Бронзового солдата - разделенные по признаку национальности, продвигают важные и болезненные для каждой нации вопросы (фундаментально различающиеся исторические подходы ко Второй мировой войне и советской оккупации, определению понятия справедливости и т.д.). Этот спор привлек внимание СМИ. Экстремистские организации попытались приспособиться к этой ситуации, извлечь из нее пользу, спровоцировать сохранение противоречий любыми средствами.

Российское посольство активно вмешалось в этот внутренний вопрос Эстонии. Посол лично пытался через бизнесменов оказать влияние на парламент Эстонии и процесс принятия решения по проблеме Бронзового солдата. Интересным представляется пример со статусом группы "Ночной дозор", возникшей для защиты монумента на Тынисмяги, которая утверждает, что является общественным движением русскоязычного населения. Конституционная партия немедленно попыталась извлечь пользу из этой организации, которая, несмотря на полученную в определенный момент популярность, насчитывала на пике своей активности не более 20 членов.

Спор вокруг Бронзового солдата принес с собой новую ситуацию, в которой радикально настроенные русские политики стали прибегать к различным способам для вовлечения в конфликт и использования русскоязычной молодежи с целью пропаганды своей идеологии посредством актуальных общественных проблем. Манипулируя молодежью, русские экстремисты пытались продемонстрировать международному сообществу глубокий интерес русскоязычного населения Эстонии и, особенно молодежи, к военной истории. Одновременно с этим те же самые экстремисты, опираясь на военную историю, пытались оправдать советскую оккупацию Эстонии в 1940-1941 гг. и 1944-1991 гг. После так называемой "оранжевой революции" на Украине в России значительно возросло количество лояльных власти молодежных организаций. Согласно информации Полиции безопасности, спецслужбы Российской Федерации усилили контроль над деятельностью молодежных движений с тем, чтобы предотвратить повторение украинских событий в России. В 2006 году Полиция безопасности неоднократно раскрывала попытки российских шовинистических молодежных организаций, лояльных властям ("Наши", "Молодая гвардия" и т.д.), импортировать свою идеологию и методы деятельности в Эстонию. Предпринимались попытки переправки молодых людей, неоднократно участвовавших в сборищах у эстонского посольства, из России в Эстонию для проведения манифестаций у Бронзового солдата и напротив Рийгикогу (эстонского парламента). Основная цель российских экстремистов и поддерживающих их СМИ - создать имидж расколотой на две враждующие общины Эстонии, а именно русских и "эстонских фашистов". По информации Полиции безопасности, население Эстонии разделено не по признаку этнической принадлежности, а в результате существования двух совершенно непримиримых информационных пространств. Большинство населения получает информацию из свободной прессы Эстонии и других европейских стран. Инертная, одноязычная и менее образованная часть русскоязычного населения следит только за контролируемыми государством российскими телеканалами, которые понятны им по языку. В этой связи они подвержены влиянию империалистической идеологии и шовинистской пропаганды. Новости об Эстонии в российских СМИ подаются узко, однобоко и исключительно в пропагандистском ключе. Материалы для новостей обычно получаются от радикально настроенных русскоязычных политиков, при этом не спрашивается мнение другой стороны, информация не проверяется по другим источникам.

Реформа образования в русских школах Эстонии

В 2006 году Полиция безопасности следила за неустанными попытками со стороны российских загранпредставительств и экстремистских движений Эстонии организовать акции протеста в связи с частичным переводом обучения в русских школах на эстонский язык. Это еще один пример того, как некоторые новые фигуры в так называемой политике в отношении соотечественников пытаются добиться личной известности среди избирателей. Другие российские организации стремятся к тому, чтобы извлечь пользу для целей внешней и внутренней политики, особенно в свете предстоящих в России в 2007 году парламентских выборов.

Уже с 2005 года в Эстонии предпринимаются попытки повторить сценарий событий в Латвии, происходивших с мая 2003 по май 2005 гг. Русским экстремистам удалось ловко использовать страх родителей за будущее их детей с тем, чтобы заранее распространять негативное отношение к реформе, сеять недовольство и протестные настроения в результате неосведомленности. Русскоязычные СМИ Латвии ухватились за это и представили все тенденциозно.

Полиция безопасности следила за попытками провоцирования русскоязычной молодежи на выступления против реформы образования. Эти провокаторы - это обычно одноязычные неграмотные "активисты", которые не уважают эстонский язык, эстонскую культуру и которые надеются на установление такого же уровня неграмотности среди нынешней русской молодежи за счет сокращения их возможностей сделать карьеру в Эстонии или в Европе.

Узость кругозора эстонской русскоязычной прессы удивляет. Поддерживая силы, которые препятствуют изучению эстонского языка, эти СМИ на самом деле скрывают информацию о дополнительных возможностях для молодого поколения русских, ограничивают их способность занять свое место в обществе.

Экономическая безопасность

Несмотря на то, что 2006 год был очень успешным для эстонской экономики, ее интеграция в мировую экономику связана с определенными рисками для безопасности. Таким образом, усиливается необходимость конструктивного диалога по вопросам безопасности между предприятиями и государственными органами. По информации Полиции безопасности, такая тенденция прогрессирует.

Характерной и говорящей сама за себя является цитата из интервью главы РЖД газете "Гудок", опубликованного летом 2006 года: "Огромные корпорации современной России, типа РЖД, РАО ЕЭС, Газпрома, являются геополитическими субъектами, а не рядовыми участниками. На практике они превращаются в организации или официальные органы, представляющие конкретные геополитические и экономические решения правительству и государству".

По информации Полиции безопасности, попытки использовать подобные политически мотивированные действия предпринимались также в Эстонии. Например, крупные предприятия России были замешаны в угрозах и лоббировании в связи с проблемой Бронзового солдата. Лоббирование было поручено нескольким "менеджерам по связям" и "консультантам по инвестициям", которые стремились торговать своим политическим влиянием в обмен на получение личной прибыли. Существуют такие высказывания: деньги не имеют национальности или у нации нет цены. Их можно заменить таким высказыванием: у жадности нет предела.

Как мы отмечали в нашем предыдущем докладе, Полицию безопасности интересуют не столько экономические процессы, сколько серая зона, находящаяся между экономикой и политикой. Помимо возрастающего агрессивного вторжения российского капитала важно отслеживать контакты между радикальными элементами политических организаций и бизнесменами, также финансирующими экстремистов. Предприятия, имеющие капиталы российского происхождения, которые помимо реализации своих экономических интересов могут быть вовлечены во внешнеполитические игры России, представляют наибольший интерес.

В 2006 году давление со стороны некоторых государственных структур России можно было наблюдать в действиях российских бизнесменов, имеющих вложения в Эстонии, по продвижению решений, удовлетворяющих Россию. Российские власти пытаются использовать своих бизнесменов в качестве альтернативного канала проведения внешней политики. По заслуживающей доверия информации, полученной Полицией безопасности, Кремль имел планы по "экспорту" богатых и авторитетных будущих лидеров эстонских русских. Неудавшаяся попытка подачи запроса на получение эстонского гражданства известным российским бизнесменом-транзитчиком Андреем Филатовым являлась частью этих планов. Характерным был тот факт, что официально Эстонии предлагались крупные программы инвестиций, связанные с покупкой компаний, в то время как в других заявлениях были попытки представить Эстонию в качестве фашистского государства.

"Дело Филатова" является классическим наглядным примером оказания воздействия, состоящего из финансовых и популистских предложений, выгодных такого рода политикам, покупающим популярность благодаря действиям PR-менеджеров и одновременно публикующим в эстонских СМИ "позитивные" интервью с ложными привлекательными новостями (открытие заводов по производству автомобилей и других предприятий). Любопытно, что бизнесмен подобного уровня готов легко пожертвовать своей репутацией во имя сомнительной цели.

Особо стоит отметить, что в 2006 году после продолжительного времени Россия вновь подняла вопрос о применении экономических санкций против Эстонии. В 2006 году Россия приняла закон "Об особых экономических мерах", который дает президенту Российской Федерации широкие полномочия и возможности вводить экономические санкции за "недружественные действия в отношении России". В соответствии с проведенными в 2006 году дискуссиями можно констатировать, что введение экономических санкций может стать актуальным для Эстонии, в особенности по отдельным важным направлениям торговли. Значение часто используемого российскими политиками выражения - "введение адекватных мер" - трактуется как применение экономических санкций, которые непосредственно пойдут во вред эстонским и российским бизнесменам.

Борьба с экстремизмом

Левый экстремизм.

Классический левый экстремизм стал более активным в Эстонии в 2006 году. Возросший интерес Управления Полиции безопасности к этому направлению опирается на опыт других стран, в которых антифашистское движение (ANTIFA) проявило достаточно насилия в своих действиях и акциях. Демонстрации протеста левых экстремистов против скинхедов, приведшие в физическому насилию в различных точках Европы, кроют в себе риск разрастания молодежных протестов и усиления обоих движений в Эстонии. В 2006 году Полиция безопасности выявила несколько небольших групп левых экстремистов, которые пытались сорвать мероприятия скинхедов, используя силу, как на улице, так и на концертах и в других местах. Тем не менее, все это имело небольшие последствия для общественного порядка. Атмосфера взаимной вражды может легко дать возможность для зарождения новых, более жестоких и, соответственно, более опасных для общества конфликтов.

Одним из главных распространителей идеологии левого экстремизма является директор Общественного центра Маарду А.Заренков, который зарегистрировал единственную официальную организацию левых экстремистов - Антифашистский комитет. Будучи в настоящий момент лидером упомянутой организации и председателем основанной в 2006 году русской Конституционной партии, он любыми средствами стремится стать представителем всего русскоязычного населения Эстонии. В 2006 году, исходя из личных амбиций и стремления к власти, Заренков посредством своих заявлений и общественной деятельности неоднократно пытался до предела обострить конфликт вокруг Бронзового солдата, давая активный повод развитию левого и правого экстремизма в Эстонии. Вся деятельность Заренкова служит одной цели - быть избранным в Рийгикогу (парламент) в 2007 году. Такое поведение характеризует не политика, а интригана.

Имеется один политический нюанс, который отличает деятельность Антифашистского комитета от классического левого экстремизма: они не уделяют особого внимания расширению движения скинхедов, поскольку в Эстонии имеются и эстонские, и русские группы скинхедов, неговоря уже о ксенофобской России. Сравнивая деятельность Антифашистского комитета и его заявления в СМИ (неизменные немыслимые обвинения в фашизме в адрес Эстонии), легко заметить, что эти заявления укладываются во временные рамки, соответствующие внешнеполитическим потребностям России.

В 2006 году в связи с процессом глобализации в Эстонии стали распространяться новые идейные направления, которые потенциально (с учетом опыта остального мира) могут привести к нарушениям закона. Мы имеем в виду анархизм, антиглобализм, экстремальные формы защиты животных и другие проявления, которые, несомненно, представляют интерес для молодых людей с точки зрения интеллектуального протеста. Однако, если они останутся без контроля, то могут привести к насилию.

Правый экстремизм.

Полиция безопасности, как обычно, следит за всеми крупными группами скинхедов в Таллине и в целом в Эстонии. Значительно возросший интерес правых экстремистов к деятельности эстонских скинхедов, несомненно, подстегнул распространение правоэкстремистских взглядов среди молодежи. Это привело к ситуации, когда стали наблюдаться первые попытки объединения до сего времени разрозненных групп скинхедов. Деятельность эстонских скинхедов в основном опирается на членство в группах и внешний вид (одежда, прически, татуировки). Однако между ними до сих пор не существовало прочной, единой идеологической связи.

Распространение идеологии скинхедов, в первую очередь, происходит благодаря массовым мероприятиям. Например, с 2000 года в Эстонии существует традиция проведения концертов. Неожиданный импульс к росту популярности скинхедов дал конфликт вокруг Бронзового солдата, спровоцированный Заренковым и другими русскими левыми экстремистами. Скинхеды образовали наиболее организованную силу среди националистов уже в начале этого конфликта. Скинхеды немедленно получили "поклонников", а именно лидеров Партии независимости, которые пригласили этих молодых людей вступить в свою партию. На встрече в правлении партии в декабре 2006 года несколько активистов скинхедов были приняты в состав этого органа.

Возросшую активность международных контактов скинхедов можно наблюдать увидеть через личные связи на различных концертах, а также в связи с организацией совместных концертов. Сами скинхеды все чаще называют такие мероприятия "частными вечеринками". В 2006 году скинхеды из других стран, которые приехали на жительство в Эстонию, впервые попытались создать всеэстонскую организацию правых экстремистов.

В качестве примера международных контактов эстонских скинхедов мы можем упомянуть манифестацию в Салеме, которая проводится ежегодно в Швеции в начале декабря (в 2000 году молодой скинхед был убит в Швеции, и местные экстремисты превратили этот случай в символ международного значения). Там собираются скинхеды со всей Европы с тем, чтобы демонстрировать свои взгляды. В 2006 году делегация из 11 человек отправилась из Эстонии на манифестацию в Салем, но они были просто избиты левыми экстремистами в Стокгольме.

Полиция безопасности рассматривает контакты, устанавливаемые на таких концертах и мероприятиях, опасными, потому что они создают возможности для распространения более радикальных идей из тех стран, в которых правый экстремизм гораздо более активен, чем в Эстонии. В некоторых европейских странах насилие по отношению к меньшинствам, сопровождающее подпольную деятельность правых экстремистов, не редкость. Однако в Эстонии пока этого не отмечается.

Согласно некоторым аналитическим исследованиям, в Западной Европе наблюдается возрождение неонацизма. Несмотря на постоянные обвинения со стороны России в нацизме, Эстония (в отличие от самой России) не была до сих пор местом активного распространения идей национал-социализма.

В дополнение к сказанному выше в последние годы возникла еще одна опасная тенденция. Зарубежные и местные экстремисты заказывают или пытаются заказывать у эстонских издателей и компаний литературу, компакт-диски, сувениры и другую продукцию, содержание которой разжигает национальную рознь. Полиция безопасности обратилась к главам этих предприятий с просьбой информировать Управление обо всех подобных попытках по телефону: 6-121-400 или 6-121-455.

Контрразведка

Задачей контрразведки было, есть и будет выявление, отслеживание и предотвращение деятельности, направленной против безопасности Республики Эстония. Контрразведка основывается на сборе информации о деятельности вражеских спецслужб и применении эффективных мер, необходимых для предотвращения такой деятельности. В 2006 году, как и в предыдущие годы, разведывательная деятельность недружественных стран против Эстонии продолжалась, а ее цели оставались в целом неизменными. Враждебные спецслужбы по-прежнему интересуют государственные секреты Эстонии, успешно работающие предприятия и исследовательские учреждения. Интерес представляют вопросы, связанные с членством Эстонии в Европейском союзе и НАТО, а также внутренняя и внешняя политика Эстонии, особенно в отношении России, политика в сфере безопасности. Новой тенденцией стало отслеживание внешнеполитических контактов Эстонии с бывшими советскими республиками (Украиной, Белоруссией, Грузией и Молдавией).

Специальные службы, в первую очередь, собирают информацию о развитии внутренней и внешней политики, политических платформах и планируемых решениях. Политических ландшафт Эстонии и ее ведущие фигуры, органы госвласти, национальные организации Эстонии и вопросы интеграции входят в список важнейших сфер интереса. Полиция безопасности отмечает интерес зарубежных спецслужб к эстонской экономике, прежде всего к энергетическому сектору: добыча нефтеносных сланцев и связанные с этим технологии, транзитная проблематика в области перевозки энергоносителей и возможности использования ядерной энергии. Спецслужбы по-прежнему заинтересованы в получении разнообразной открытой информации об эстонском обществе, которая могла бы быть подтверждена в дальнейшем.

Характерной тенденцией в отношении Эстонии остается, с одной стороны, постоянно наблюдаемое стремление враждебных спецслужб оказывать влияние на принятие решений, политические позиции и общественное мнение Эстонской Республики. С другой, воздействовать на позиции и общественное мнение по поводу Эстонии в других странах. Подобная деятельность осуществлялась через связи в Эстонии, а также через международные организации и другие страны. В 2006 году основной целью разведывательной и контрольной деятельности спецслужб нашего восточного соседа было местное русское население. Наряду с этим предпринимались попытки оказывать влияние на эстонских политиков, бизнесменов и общественных деятелей и через них на всю внутреннюю политику Эстонии. Были попытки оказывать влияние и даже давление на внутреннюю и внешнюю политику Эстонии через Европейский союз и международные организации, а также политические круги входящих в них стран.

Целью российских спецслужб по оказанию влияния на русские политические круги Эстонии (помимо политиков, на бизнесменов, общественных фигур русского происхождения) является обеспечение представительства Конституционной партии в Рийгикогу на парламентских выборах в 2007 году. Намечены также планы работы на будущие парламентские выборы в 2011 году и предстоящие выборы в Европарламент.

Предупредительная работа Полиции безопасности по выявлению лиц, чья деятельность может быть потенциально опасной для безопасности Эстонии, приобретает все возрастающее значение для контроля за активностью иностранных спецслужб. Это, естественно, происходит в постоянном сотрудничестве с различными госорганами, а также спецслужбами дружественных стран. Сотрудничество с партнерскими службами для нас очень ценно, поскольку деятельность вражеских спецслужб не всегда ведется на территории Эстонии: охота за государственными секретами Эстонии ведется и с территории дружественным нам стран. Следует помнить, что враждебные спецслужбы являются глобальными по сути, действуют по всему миру. И хотя деятельность спецслужб в Эстонии оставалась в 2006 году на прежнем уровне по сравнению с прошлыми годами, благодаря предупредительной работе Полиции безопасности нашей службой выявлено усиление активности враждебных спецслужб в других странах-членах ЕС.

Направленная против Эстонии деятельность враждебных спецслужб неизменно проистекает с их собственных территорий, оттуда, где расположены предприятия и проживают люди, имеющие связи с Эстонией и представляющие интерес для этих служб. Эти органы стремятся получить информацию от упомянутых людей либо предприятий для достижения поставленных целей.

Основываясь на имевших место событиях последних двух лет, можно спрогнозировать аналогичный или даже более высокий уровень активности враждебных спецслужб на территории Эстонии и других стран. Приоритетные сферы интересов спецслужб, а именно возможные изменения политического расклада сил, внутренней и внешней политики, эстоно-российских отношений, международного сотрудничества и политических подходов в рамках НАТО и ЕС, по всей вероятности останутся прежними в ближайшем будущем.

Защита государственной тайны

Любое государство собирает информацию для защиты своих жителей и обеспечения безопасности. В соответствии с параграфом 44 Конституции Эстонской Республики, каждый имеет право свободно получать информацию, распространяемую для публичного использования. На основании закона это право может быть ограничено для защиты прав и свобод других людей и в интересах предотвращения уголовных деяний, задержания уголовных преступников или выявления истины в уголовном расследовании. Таким образом, та информация, которая заявляется в качестве государственной тайны, не разглашается с тем, чтобы скрыть определенные сведения, а также предотвратить ее раскрытие, способное привести к неправильному использованию в неконтролируемой ситуации.

Неконтролируемое раскрытие информации обычно несет угрозу оборонным способностям государства или возможностям разрешения определенных кризисных ситуаций. Это, в свою очередь, служит целям защиты жизни и здоровья граждан. Единые требования к обращению с государственной тайной упорядочивают использование такой информации в различных государственных подразделениях, а также в отдельных случаях в частных компаниях. Общие правила необходимы для гарантии единообразия сохранения информации во всех использующих ее инстанциях.

Защита государственной тайны представляет собой комплекс различных мер, созданных с целью предотвращения раскрытия классифицированной информации и ее попадания в руки лиц, которые не имеют права доступа к ней. Меры защиты государственной тайны можно разделить на четыре группы:

  • Физическая защита - должна гарантировать то, чтобы государственные секреты использовались только в тех учреждениях, которые приспособлены для этого, где доступ к гостайне защищен от возможного вторжения.
  • Защита документов - должна гарантировать то, чтобы нахождение всех мест хранения секретной информации, а также имеющих к ним доступ лиц могло бы быть установлено в любой момент.
  • Безопасность персонала - должна гарантировать то, чтобы все лица, имеющие доступ к информации, были надежными и не были подвержены таким рискам, которые бы не обеспечивали сохранность доверенной им тайны.
  • Электронная защита - должна гарантировать сохранность и безопасность государственных секретов в электронной форме (в компьютерах и средствах связи).

Каждая группа мер содержит определенный набор специальных требований, которые отличаются от требований по обращению с документами и порядку действий. Важно иметь в виду, что безопасность не всегда комфортна (например, пассажиры самолетов вынуждены тратить время на похождение через металлодетекторы, тем не менее, применяемые меры защиты необходимы для гарантии их жизни и здоровья).

В 2006 году уровень сознательности людей, которые соприкасаются с гостайной, продолжал расти, как вследствие проводившихся Управлением Полиции безопасности тренировок, так и благодаря укреплению заинтересованности самих людей. Одновременно с этим неуклонно росло количество разрешений и расширялся круг должностных лиц, имеющих доступ к закрытой информации. Все требовало более широкой координации и содействия со стороны Управления Полиции безопасности.

В 2006 году значительно возросло количество предприятий, которые хотели бы иметь доступ к закрытой информации. Если в предыдущем году наблюдались определенные трудности с прохождением процедуры получения сертификата доступа к закрытой информации, то в настоящий момент отмечается рост количества предприятий, подающий заявки на выдачу такого сертификата. Процедура получения разрешения для юридических лиц проводится с целью выяснения экономического положения заявителей, а также наличия подходящих условий на предприятии для обращения с закрытой информацией. Необходимо отметить, что прохождение процедуры получения сертификата является дополнительным подтверждением надежности предприятия, в чем они сами заинтересованы.

Оценка экономического положения предприятия необходима для того, чтобы избежать ситуации, когда оно сразу после получения сертификата объявляет о банкротстве. В дополнение к этому необходимо убедиться, что предприятие действует в рамках закона и не имеет налоговых нарушений.

Технические условия на предприятии создаются в сотрудничестве с Управлением Полиции безопасности. Общие требования для работы с классифицированной информацией содержатся в Акте о государственной тайне и законодательстве, составленном на его основе. Необходимые для этого технические и финансовые потребности разнятся для каждого предприятия. Поэтому, прежде чем начинать какие-либо строительные работы по оборудованию безопасной зоны для хранения секретных документов и избежать ненужных расходов, необходимо проконсультироваться в Полиции безопасности. Основным препятствием для предприятий при получении разрешений для юридических лиц является нежелание создавать специальные технические условия для хранения секретной документации.

Процедура получения допуска к секретной информации для юридических лиц аналогична процедуре для физических лиц. Этот процесс представляет собой партнерство, позитивный результат в котором получается вследствие сотрудничества обеих сторон - Управления Полиции безопасности и предприятия, претендующего на получение разрешения. Выдача сертификата предприятию означает, что последнее является надежным партнером Эстонской Республики, а это в свою очередь должно дать предприятию дополнительные возможности для успеха.

Борьба с терроризмом

2006 год стал заметным этапом в международной борьбе с терроризмом, поскольку были предотвращены несколько крупных террористических актов, в первую очередь в Европе. Наиболее значительным был инцидент в аэропорту Хитроу, где в результате долгосрочной совместной операции спецслужб США и Великобритании 9-11 августа 2006 года были задержаны 24 человека по подозрению в подготовке широкомасштабного теракта. В соответствии с информацией, эта группа намеревалась взорвать до 10 пассажирских самолетов из Великобритании и США. Планировалось использовать небольшие взрывные устройства, которые в разобранном виде должны были быть пронесены в самолеты в ручном багаже и собраны во время полета.

Европа стала привлекательным местом для организации атак различными террористическими группами. Произошедшее в Хитроу и другие контртеррористические операции, проведенные в Европе во второй половине 2006 года, включая страны, близко расположенные к Эстонии, подтверждают это. 31 июля 2006 года в Германии были обезврежены два взрывных устройства, которые должны были взорваться в поезде. В начале сентября в Дании были арестованы 9 человек, подозреваемые в подготовке террористического акта. В Норвегии в сентябре были задержаны 4 человека, подозреваемые в планировании атак на посольства США и Израиля.

Основная причина подобного роста террористической угрозы кроется в радикализации молодых мусульман в исламских общинах Европы, часть который вербуется в ряды террористических групп. В этой связи в ряде европейских стран возникли новые террористические группировки, состоящие как из граждан стран проживания, так и/или тех.кто проживает там уже длительное время. Такие группы гораздо труднее выявлять, чем террористов за рубежом. Организаторы атак в лондонском метро в 2005 году, несколько человек из задержанных в аэропорту Хитроу, а также участники планировавшейся атаки в Дании были постоянными жителями этих стран.

Давайте вспомним речь главы британской спецслужбы MI5 г-жи Элизы Маннингэм-Буллер 9 ноября 2006 года, в которой она предостерегла от постоянно возрастающей угрозы терроризма в мире. Глава MI5 отметила, что до настоящего момента выявлено 30 значительных террористических заговора против Великобритании, в которых были активно задействованы 1600 человек и 200 группировок. Большинство из них составляли граждане Великобритании. Можно твердо сказать, что аналогичной является ситуация в ряде других европейских стран. По всей Европе возросло количество групп, планирующих террористические акты.

Действующие в Европе террористические группы также представляют потенциальную угрозу для Эстонии. Члены этих групп, являющиеся гражданами ЕС или имеющие виды на жительство в странах-членах Евросоюза, могут легко приехать в Эстонию. И хотя до сих пор они ориентировались на подготовку атак в странах проживания, по ряду причин они могут спланировать свои акты повсюду, включая Эстонию. Мотивировкой для этого могут послужить различные общественные мероприятия или государственные визиты международного значения, активное участие Эстонии в мировой политики или даже события местного масштаба (как, например, публикация карикатур на пророка Мухаммеда в датской прессе).

В соответствии с информацией Управления Полиции безопасности, в Эстонии на конец 2006 года не существовало террористических групп, не было также спонсоров и тех, кто поддерживает международные террористические организации. Вместе с тем, в нашем предшествующем ежегодном отчете мы отмечали тот факт, что некоторые фундаменталистские исламские организации проявляют заинтересованность к налаживанию контактов в Эстонии и соседних с нами странах. Наиболее активной организацией в этом плане является Jamaat Tabligh, члены которой пытались продолжать пропаганду своих религиозных догматов в Эстонии в 2006 году. "Религиозные распространители", которые стремятся к налаживанию контактов в Эстонии, обычно приезжают из европейских стран. В то время как организации, пропагандирующие фундаменталистские взгляды либо идеологию радикального ислама, постоянно расширяют количество своих сторонников в Европе, Управление Полиции безопасности считает вероятным, что в ближайшем будущем подобные организации будут проявлять больший интерес к Эстонии. Это означает, что ведущаяся в настоящий момент предупредительная работа послужит интересам безопасности в будущем.

Обеспечение безопасности государственных визитов

Участие Управления Полиции безопасности в борьбе с терроризмом позволяет гарантировать безопасность публичных мероприятий в ходе государственных визитов. В 2006 году состоялись два визита на высшем уровне: королевы Великобритании Елизаветы II и президента США Дж.Буша. Президент США занимает первое место в списке глав государств, кому больше всего угрожают. В этой связи было понятно, что гарантирование безопасности во время его визита потребует более жестких мер по сравнению с другими госвизитами. Поскольку обеспечение безопасности упомянутых визитов означало проведение широкомасштабных операций с привлечением различных служб, министр внутренних дел сформировал межведомственную рабочую группу под руководством директора Службы по защите персонала и включил в нее представителя Полиции безопасности. Помимо этого оба визита требовали интенсивного сотрудничества с зарубежными партнерами, так как в ходе этих визитов необходимо было учесть требования партнерских служб. Главным организатором подготовки обоих мероприятий выступила Служба защиты персонала. Задача Полиции безопасности заключалась в информационном обеспечении и поиске угроз накануне и в ходе визитов, составлении прогноза рисков и сотрудничестве в обеспечении физической защиты (в случае с Дж.Бушем действия координировалась с представителями США). Роль Полиции безопасности также заключалась в предотвращении потенциальных террористических актов или любых других чрезвычайных ситуаций в ходе визитов. Необходимо было учитывать тот факт, что устранение нештатных ситуаций не должно было отразиться на безопасности визита. Для этой цели потребовалось привлечение дополнительных ресурсов. Управление Полиции безопасности (также как и другие вовлеченные службы) задействовали в несколько раз большие, по сравнению с другими визитами, ресурсы на обеспечение безопасности Дж.Буша.

Оба визита прошли успешно, удачно сложилось межведомственное сотрудничество и взаимодействие с зарубежными партнерами.

Кризисное регулирование

В борьбе с терроризмом, помимо превентивной деятельности, важную роль играет постоянная готовность служб, участвующих в урегулировании террористических кризисов. Для укрепления готовности организуются внутренние и международные кризисные учения. В 2006 году Полиция безопасности участвовала в двух крупных учениях - виртуальных учениях СМХ по линии НАТО, а также совместных учениях стран Балтии, США, Норвегии Польши "Шемрок Ки 2006".

Управление Полиции безопасности, будучи службой, ответственной за борьбу с терроризмом, готовила с эстонской стороны проведение учений "Шемрок Ки 2006". Важную роль в них сыграло участие сил обороны и полицейских сил. Несмотря на желание иностранных партнеров минимизировать участие в учениях гражданского компонента, а именно подчинить всю операцию Армии, эстонское законодательство четко определило, что борьба с терроризмом и кризисное регулирование находится в компетенции министерства внутренних дел и подчиненных ему структур. В результате в ходе учений "Шемрок Ки 2006" военные силы были подчинены Эстонским гражданским подразделениям. По сценарию учений, подготовка к орорым заняла почти год, мероприятия развивались одновременно в трех странах Балтии, достигнув своего пика в Эстонии. Разыгрывалось практическое занятие, состоящее из двух частей: разрешение кризиса с заложниками в здании на ул.Суур-Патарей и задержание террористов на пассажирском пароме Таллинк. Задачей учения была отработка контртеррористических мер в Эстонии в мирное время в сотрудничестве с союзническими силами, разрешение драмы с заложниками, отработка действий кризисных штабов и практические занятия для военных подразделений стран-союзниц. Министерство внутренних дел и Силы обороны, партнеры из США и Норвегии внесли свой вклад в проведение этих учений. Важным было содействие со стороны ряда чатсных компаний - Таллинк, NCC Construction и State Property PLC, которые предоставили для учений корабль и здание. Всего в мероприятии на различных стадиях его проведения участвовали более 600 человек, среди них - сотрудники министерства внутренних дел, Полиции безопасности, Сил обороны и министерства обороны, военные подразделения США и Норвегии Эстонская часть была представлена тактическим подразделением Полиции безопасности, К-Commando Центральной криминальной полиции и эстонским батальоном Вооруженных сил.

Результаты учения и подготовки к нему были оценены на "хорошо". Это мероприятие было необходимо для приобретения опыта сотрудничества между отдельными службами, партнерами внутри страны и за рубежом. Учения подтвердили, что Управление Полиции безопасности, министерство внутренних дел и другие гражданские структуры справились со своей задачей в кризисной ситуации, а также то, что имеет смысл подключать военные ресурсы под гражданским контролем к такой деятельности.

Незаконный оборот оружия массового поражения и стратегических товаров двойного назначения

С позиций борьбы с терроризмом для Управления Полиции безопасности очень важно предупреждать и предотвращать распространение стратегических товаров двойного назначения и ОМУ, с чем Управления имеет дело на двух уровнях. Прежде всего, Полиция безопасности участвует в работе Комитета по стратегическим товарам Министерства внутренних дел, который в основном занимается предотвращением попадания стратегических товаров в кризисные регионы или в страны, находящиеся под международным эмбарго. В 2006 году было выявлено, что несколько коммерческих предприятий нарушали закон в связи с экспортом и импортом стратегических товаров, было заведено несколько уголовных дел. Другой важный вопрос - это установление связей оргпреступности с незаконным оборотом упомянутых товаров. Эта сфера деятельности находится под особым международным контролем через различные органы по контролю над вооружениями, поскольку всем известно стремление террористических организаций получить доступ к оружию массового поражения для осуществления террористических актов с возможно большим количеством жертв.

В 2006 году была получена различного рода информация, касающаяся незаконного оборота стратегических товаров двойного назначения. В соответствии с параграфом 392 Уголовного кодекса (незаконный импорт и экспорт запрещенных товаров и товаров, требующих специального разрешения) Управление Полиции безопасности начало расследование по 11 уголовным делам. В ходе большинства расследований было установлено, что раскрытая деятельность не нанесла значительного ущерба безопасности Эстонии или какой-либо другой стране ЕС. Следствие было прекращено. Виновные должны были выплатить компенсацию в размере от 80 тыс. до 140 тыс.эстонских крон. В 2006 году компания Enimex Ltd. вновь привлекла внимание Управления Полиции безопасности в связи с поставкой в Эстонию 19 февраля 2006 года 50 пневматических покрышек для самолета Ан-72 через таможенный пункт Нарва. Поскольку Ан-72 используется в ряде стран в качестве военного транспортного самолета, эти машины и запчасти к ним (включая пневматические покрышки) считаются стратегическими товарами и требуют специального разрешения, которого у Enimex Ltd. не было. Компания Baltic Armaments Co. Ltd. также оказалась замешанной в нарушениях, поставив аксессуары для боевого вооружения в Эстонию в июле 2006 года, не имея разрешения от Комитета по стратегическим товарам. За это на нее был наложен штраф в размере 80 тыс. эстонских крон.

Предотвращение распространения и незаконного оборота стратегических товаров является весьма важным направлением работы в связи с географическим расположением Эстонии, поскольку элементы ОМП и другие стратегические товары (например, радиоактивные материалы), хранящиеся в России с советских времен, - очень привлекательны для нелегальных торговцев. Территория Эстонии может быть использована ими для транзита и продажи этих товаров. Необходимо также учитывать, что Эстония расположена на внешней границе ЕС, куда будет легко доставить нелегально попавшие к нам стратегические материалы. В этой связи Управление Полиции безопасности намерено активно продолжать работу по предотвращению незаконного оборота этих товаров через Эстонию.

Выявление наличия взрывчатых веществ и недопущение их незаконного оборота

Согласно статистическим данным Управления Полиции безопасности, в 2006 году в Эстонии произошло 4 взрыва, в результате которых никто не погиб, а два человека были легко ранены. По сравнению с 2004 годом, когда произошли 6 взрывов (2 человека погибли и 13 получили ранения), количество этих происшествий снизилось. Приятно признавать, что за время после восстановления независимости показатель количества взрывов оказался самым низким.

Анализируя мотивы организации взрывов, можно утверждать, что их связь с криминальными разборками практически сошла на нет. Большинство взрывов осуществляются либо из хулиганских побуждений, либо из-за некомпетентности при обращении со взрывчаткой. 2006 год наглядно это подтвердил, поскольку все 4 случая стали результатом незаконного владения взрывчатыми веществами.

  • 25 февраля 2006 года В.Павлов нашел 4 соединенных детонатора со взрывателем в трансформаторной будке в Силламяэ. Намереваясь извлечь из устройства цветные металлы, Павлов развел огонь и бросил в него устройство. В результате взрыва Павлов получил легкие ранения.
  • 25 марта 2006 года Е.Андреев организовал взрыв в Кохтла-Ярве, соединив электронный детонатор с батареей мобильного телефона. В результате он был легко ранен.
  • 16 мая 2006 года под одной из машин в Таллине произошел взрыв. Согласно заявлению владельца машины, взрыв произошел от самодельного устройства, состоящего из детонирующей смеси, которое было установлено в машине для предотвращения угона. К счастью, никто не пострадал.
  • 2 октября 2006 года произошел подрыв забора в одном из домов в деревне Кулна, округ Харью. Согласно заявлению жителя этого дома, взорвалась учебная граната УЗРГМ, помещенная под забор для защиты от воров.

В связи с последними двумя случаями необходимо отметить, что защита частной собственности подобными опасными методами может повлечь, помимо обвинения в незаконном владении взрывчатых веществ, также обернуться в худшем случае обвинением в покушении на убийство с причинением тяжких телесных повреждений и даже смертельным исходом. В практике Управления Полиции безопасности были случаи, когда человек, сделавший ловушку для воров с использованием взрывчатки попал в нее сам.

Возвращаясь к рекордно низкому количеству взрывов в 2006 году, мы должны упомянуть тот факт, что 11 ноября 2005 года сотрудники Управления Полиции безопасности после многих лет систематических поисков арестовали М.Рингмаа, который, согласно выдвинутым против него обвинениям, осуществил 12 взрывов в жилом районе Паэ и на ул.Пунане в Таллине в 1994-2005 гг. В результате погибли 7 человек, 6 получили ранения. Два взрыва не состоялись, так как не сработало устройство. М.Рингмаа был осужден за эти преступления.

Помимо досудебного расследования задачей Управления Полиции безопасности является выявление и задержание лиц, которые имеют дело с незаконно хранящимися у них взрывчатыми веществами, устройствами, огнестрельным оружием и боеприпасами. В 2006 году сотрудники Полиции безопасности выявили и конфисковали всего 33,8 кг взрывчатых веществ, 5 самодельных взрывных устройств, 27 гранат, 295 детонаторов, 44 тыс. патронов различного калибра, 52 единицы огнестрельного оружия (включая одну пушку), 22 единицы запасных частей к оружию, 4 глушителя и 1 прибор ночного видения.

Незаконная взрывчатка, конфискованная у частных лиц, была в основном добыта в результате раскопок на полях сражений времен Второй мировой войны, а также получена от Вооруженных сил и Национальной лиги обороны. Несмотря на весьма жесткие правила контроля за взрывчатыми веществами в военных подразделениях, все еще встречаются отдельные личности, готовые (за деньги или из нездорового интереса к взрывчатым материалам) незаконно передавать их другим. Примером может служить обыски, произведенные со 2 октября по 15 ноября 2006 года дома у служащего Национальной лиги обороны из подразделения в Харью, а также у связанных с ним лиц. В результате было обнаружено и конфисковано 6,6 кг различных взрывчатых веществ, более 40 тыс. патронов различного калибра, 21 граната, 125 детонаторов, 1 пушка, 47 единиц огнестрельного оружия, 4 самодельных взрывных устройства/ловушек.

С учетом имеющейся позитивной тенденции можно отметить, что количество незаконно приобретаемых взрывчатых материалов из шахт, расположенных на северо-востоке Эстонии, постоянно сокращается. Это происходит, в первую очередь, в результате рекомендаций, которые дают Управление Полиции безопасности и другие органы поддержания правопорядка, а также в связи с усилением контроля за оборотом взрывчатки на упомянутых шахтах. Мы надеемся, что с учетом имевшихся случаев контроль за хранением взрывчатых материалов в Вооруженных силах и Национальной лиги обороны будет усилен, что позволит значительно снизить утечку этих материалов.

Борьба с коррупцией

С 2003 года по данным организации Transparency International, отслеживающей уровень коррупции в международном масштабе, показатели Эстонии в этой области неуклонно улучшаются. В течение трех лет этот индекс возрос более чем на один пункт и стал равен 6.7, что дало возможность Эстонии занять в 2006 году 24 - 25 место среди 163 стран. Таким образом, ситуация становится год от года более стабильной, а коррупция в обществе наблюдается все реже и реже. Вместе с тем у нас нет причин для самоуспокоенности. Хотя Эстония и имеет наилучший результат среди бывших социалистических стран Восточной Европы, мы все еще позади большинства старых членов ЕС. Нынешняя ситуация свидетельствует о том, что государство имеет намерение бороться с проблемой коррупции и его способности в этой области улучшаются год от года.

Полиция безопасности уделяла особое внимание сбору информации о тех сферах, в которых наиболее вероятна коррупция, с тем, чтобы предотвращать предполагаемые преступления. В ходе выявления и раскрытия уже совершенных преступлений вырабатывалась специальная техника расследования для более оперативного ведения досудебных процедур. Один факт заслуживает упоминания. В 2006 году впервые было возбуждено уголовное дело на основании наводки, переданной по телефону доверия. После проверки это дело оказалось весьма интересным. Другая информация о коррупции также оказалась полезной для выбора будущей тактики действий. Тем не менее, оценка содержания получаемой информации дает основания определенно утверждать, что эффективная борьба с коррупцией невозможна, если мы будет пассивно ожидать новых сообщений. Вместо этого необходимо собирать информацию систематически и методично, совмещая две основные функции Полиции безопасности - сбор необходимой для службы безопасности информации, а также уголовные процедуры вместе со специальными методами расследования, присущими структуре по поддержанию правопорядка. Только такой путь может предотвратить и выявить сложные коррупционные схемы.

Коррупция в судах.

Значительный риск коррупции в судебной системе связан с возможностью вынесения более благоприятных решений в обмен на взятку, а также посредством личных связей. Последний фактор особенно трудно выявить, поскольку судья не получает прямой материальной выгоды от вынесенного решения. Тем не менее, подобные необоснованное предпочтение глубоко вторгается в законные интересы общества, подрывает доверие к судебной системе в целом. Из-за этого у людей складывается впечатление, что знакомство с судьей может оказать влияние на ход и результат судебного расследования, а правосудие можно купить.

На самом деле такие случаи происходят очень редко. Их выявление и доказательство вины особо затруднительно. В то же время отдельные выявляемые случаи не должны приводить к формированию мнения о судебной системе в целом. В 2006 году на основании уголовного дела, расследовавшегося Полицией безопасности, суд признал виновной М.Велс, бывшую судью округа Лаане-Выру, за способствование вынесению решения, не соответствующего закону. Она была осуждена условно. Как явствовало из материалов следствия, М.Велс в качестве частного лица направили в суд округа Лаане-Выру жалобу ее знакомого на неправомочные действия дорожной полиции, сообщив заведомо ложные сведения. Впоследствии М.Велс вынесла решение по этому делу, уменьшив наказание для ее знакомого, основываясь на ложной информации. Решение в отношении этой судьи было утверждено Верховным судом, который отверг ее кассационную жалобу.

Темные дела высокопоставленных должностных лиц.

В 2006 году Управление Полиции безопасности постоянно уделяло большое внимание раскрытию случаев дачи взяток в различных общественных учреждениях. Например, бывшее высокопоставленное должностное лицо одного министерства подозревалось в превышении служебных полномочий и получении взяток. На основании материалов уголовного расследования одна компания, претендовавшая на проведение курсов подготовки в этом же министерстве, передала в 2003 году в личное пользование этого чиновника два взятых в кредит автомобиля в качестве взятки. Взамен чиновник обеспечил этой компании с 2003 года непрерывное сотрудничество с министерством в размере 1,8 млн. эстонских крон.

Кроме того, этот чиновник подозревается в превышении служебных полномочий и направлении общественных средств в компании, где у него были тайные вложения. Если в предыдущие годы превалировали случаи, когда чиновники совершали легко выявляемые финансовые операции, используя членов своих семей или родственников, то в настоящее время эта тенденция изменилась. Нечестные чиновники вероятно научились на ошибках коллег и пытаются скрывать свои коррупционные дела за все более усложняющимися схемами. Недавно одним их наиболее типичных способов было сокрытие денег в компаниях, в которых они сами тайно участвуют. Упомянутый высокопоставленный чиновник также подозревался в такого рода деятельности. Работая в государственном учреждении, он скрыл участие через своих друзей в трех компаниях, занимавшихся подготовкой персонала и консультированием. Участвуя в управлении этими компаниями, его главной задачей было обеспечивать их заказами из госструктур. С 2003 года этот чиновник обеспечил свои компании заказами (подготовка и услуги по проектному менеджменту) на сумму 3,2 млн. эстонских крон. Примечательно, что платежи, полученные за общественные заказы, обеспечивали большую часть доходов этих компаний. Предварительное следствие по этому делу завершено и материалы переданы в прокуратуру.

Случай получения взятки в следственном департаменте Управления налогов и таможни.

В 2003-2006 гг. 39 работников таможни из различных северо-восточных и юго-восточных таможенных постов, а также 3 пограничника были осуждены за получение взяток. В 2006 году еще 9 сотрудников таможни на северо-востоке Эстонии попали под подозрение во взяточничестве. Помимо случаев коррупции со стороны служащих таможни Полиция безопасности выявила получение взяток в следственном департаменте Управления налогов и таможни. В 2005 году начальник надзорного департамента Управления налогов и таможни А.Лилл был осужден за получение взятки. В 2006 году Прокуратура возбудила дело в отношении чиновника следственного департамента Управления налогов и таможни за получение взятки. Дело расследовалось Полицией безопасности. На основании материалов уголовного дела этот чиновник потребовал взятку в размере 500 тысяч эстонских крон от директора одной компании, находившегося под следствием по подозрению в совершении уголовного преступления, которое вел этот чиновник в 2003 году. Взамен он обещал прекратить это дело. Поскольку у директора не оказалось такой суммы, сделка не состоялась, но следствие все же было прекращено.

В 2005 году чиновник вновь стал выманивать взятку, намекая директору, что уголовное дело в отношении него было прекращено только благодаря его стараниям. Чиновник также пообещал, что в будущем он поможет урегулировать проблемы компании в Управлении налогов и таможни. За уже оказанные услуги он потребовал взятку в размере 40 тыс. долл.США. Примечательно, что директор этой компании должен был перевести деньги на счет оффшорной компании, названной чиновником. Несмотря на то, что этот чиновник был очень осторожным и пытался всячески уменьшить риск быть пойманным, вся его операция была успешно зафиксирована, а он был передан правосудию. В настоящий момент ведется следствие.

Расследование преступлений, не имеющих срока давности

В 2006 году впервые международный судебный орган вынес вердикт в отношении расследования серьезного международного преступления в Эстонии (преступление против человечности, геноцид, военные преступления). В конкретном плане Европейский суд по правам человека отказал в исках, поданных против Эстонской Республики Владимиром Пенартом, Августом Колком и Петром Кислым, осужденным за преступления против человечности (www.echr.coe.int/ECHR). В сентябре 2003 года районный суд Тарту осудил В.Пенарта за преступления против человечности на основании ст.611, п. 1 Уголовного кодекса в связи с тем, что, будучи начальником районного управления Министерства внутренних дел ЭССР (в 1953-54 гг.), В.Пенарт был повинен в уничтожении трех "лесных братьев". 18 декабря 2003 года Верховный Суд отказал в кассационном иске, поданном В.Пенартом.

10 октября 2003 года районный суд Сааре осудил А.Колка и П.Кислого за их участие в массовых депортациях в Саарема в марте 1949 года, квалифицировав это как преступление против человечности на основании ст.611, п.1 Уголовного кодекса. 27 января 2004 года окружной суд Таллина отказал в кассационном иске А.Колка и П.Кислого. 21 апреля 2004 года их иск был отклонен Верховным судом.

В.Пенарт подал иск против Эстонской Республики в ЕСПЧ 29 марта 2004 года. 9 июня 2004 года подали иски А.Колк и П.Кислый. Оба дела в ЕСПЧ представлял адвокат А.Кустов в качестве "практикующего в Таллине адвоката", который пытался получить репутацию защитника подозреваемых в серьезных международных преступлениях. Поскольку ходатайства в Суд и юридическая аргументация в обоих случаях была идентичной, решение по этим делам были объединены.

Иски строились по принципам уголовного права, в соответствии с которым лицо не должно нести наказания за деяния, не являвшиеся преступлением на момент их совершения в соответствии с действовавшими в тот период законами. В исках указывалось, что на момент совершения преступлений в 1946 году Уголовный кодекс РСФСР действовал на территории Эстонской Республики и не предусматривал наказания за преступления против человечности. Поскольку депортация эстонцев и преследования "лесных братьев" осуществлялись на соновании законодательства СССР, то заявители не могли знать, что совершаемые ими действия являлись преступными. В иске также отмечалось, что поскольку постановление Нюрнбергского трибунала предполагало преследование немецких военных преступников за деяния, совершенные во время Второй мировой войны, оно не распространяется на преступления, совершенные после войны советскими властями.

ЕСПЧ подтвердил в своем решении, что убийства и депортации гражданских лиц были объявлены в 1945 году преступлениями против человечности согласно ст.6с Устава Нюрнбергского трибунала. И хотя Нюрнбергский трибунал был учрежден для наказания германских военных преступников, в Резолюции 95 ГА ООН, принятой в 1946 году, провозглашается, что принципы, заложенные в Устав Нюрнбергского трибунала, являются общим нормативным актом в отношении всех преступлений против человечности. В 1968 году ст.1b Конвенции о неприменении юридических ограничений в отношении военных преступлений и преступлений против человечности предусматривает, что не должно быть подобных ограничений в отношении преступлений против человечности, независимо от того, были они совершены во время войны или в мирное время (распространяется также на геноцид, даже если эти действия не противоречат законам страны, о которой ведется речь).

Суд также отметил, что Эстония была насильно оккупирована Советским Союзом в 1940-1941 гг. и 1944-1991 гг. В этот период тоталитарный оккупационный режим проводил массовые систематические репрессии в отношении эстонского народа. Поскольку в связи с оккупацией Эстония не могла временно осуществлять свои международные обязательства как государство, она присоединилась к Конвенции о неприменении юридических ограничений в отношении военных преступлений и преступлений против человечности только в 1991 году, а преступления, не имеющие срока давности, были включены в Уголовный кодекс Эстонии только в 1994 году.

Суд пришел к пониманию того, что даже если деяния Пенарта, Колка и Кислого считались "законными" в соответствии с советским законодательством, они все же являются преступлениями против человечности на основании международного законодательства. Поскольку Советский Союз участвовал в разработке и принятии Устава Нюрнбергского трибунала и Резолюции 95 ГА ООН, невозможно утверждать, что данные принципы не были известны властям Советского Союза в тот период. Суд отверг все иски заявителей и признал их необоснованными.

Таким образом, ЕСПЧ на основании международного законодательства признал, что в 1940-1941 гг. и 1944-1991 гг. Эстонская Республика была оккупирована Советским Союзом и утверждения обратного не были приняты всерьез на международном уровне. Продолжительное существование оккупации послужило поводом для того, чтобы привлечь к ответственности тех лиц, которые совершили серьезные международные преступления, находясь на службе коммунистического режима в Эстонии.

Решение ЕСПЧ также уровняло преступления коммунизма и нацизма, признав существование одинаковых международных принципов и правовых источников для их осуждения. Суд отверг циничные иски заявителей о том, что важнейшие источники международного права, принципы Нюрнбергского Устава якобы не применимы к Советскому Союзу - победителю во Второй мировой войне - и, таким образом, совершенные им преступления могут быть легко оправданы законодательством криминального режима.

В то время как Полиция безопасности вела следствие и готовилась к процессуальным действиям в связи с первыми делами по преступлениям, не имеющим срока давности, лица, нанятые посольством Российской Федерации для защиты обвиняемых (вышеупомянутые А.Кустов, адвокат из Москвы В.Федоров и член Ассоциации эстонских адвокатов А.Ярославский), использовали те же аргументы для защиты обвиняемых. Эстонский суд всегда отклонял их аргументы как необоснованные. В настоящий момент тактика защиты, направленная на отрицание международного права, также провалилась на самом высоком уровне в Европе. Это в свою очередь подтверждает, что Эстония хорошо справляется со своими международными обязательствами по привлечению к ответственности тех, кто повинен в серьезных международных преступлениях. Это подтверждает тот факт, что пока нет информации о привлечении кого-либо к ответственности за преступления коммунизма в России., а это очень важно.

На фоне решения ЕСПЧ российские пропагандистские атаки на Эстонию, совершаемые на государственном уровне, по тематике Второй мировой войны представляются особо чудовищными. В 2006 году эта линия характеризовалась непрерывными нападками в СМИ, публикацией ряда пропагандистских книг и выпуском фильмов.

Весной в России вышла книга "Преступления нацистов и их пособников в странах Балтии (Эстонии) в 1941-1944 гг. Документы и свидетельства". Хотя автором вступления является глава Конституционной партии А.Заренков, а издателем - некоммерческая организация "Против неофашизма и национальной вражды" (деятельность этих организаций подробно анализируется в начале данного отчета), эта книга на самом деле составлена в России при поддержке М.Колерова, руководителя Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, и информационного портала Regnum.ru. Роль Заренкова состояла лишь в том, чтобы перевезти книги через границу и распространить ее в Эстонии.

Публикация этой 528-страничной книги - это очевидная антиэстонская акция, которая без лишних комментариев отражает советский пропагандистский "атакующий" стиль по отношению к истории, устаревший и полный сфабрикованных фактов. Внутри обложки находятся практически две пропагандистские публикации, которые вышли более 40 лет назад: "12000. Материалы суда над участниками массовых убийств Ю.Юристе, К.Линнасом и Э.Виксом в Тарту 16-20 января 1962 года", опубликована в 1962 году, и "Германо-фашистская оккупация Эстонии. 1941-1944 гг.", опубликована в 1963 году.

Так называемый документальный фильм "Эстония на перекрестке истории" вышел в сентябре. Автором фильма является Ассоциация социально-экономических исследований под руководством члена Конституционной партии В.Афанасьева. Фильм, распространяемый на DVD, представляет Эстонию в качестве раздробленной страны с двумя общинами, в которой укрепляется неонацизм, поддерживаемый государством. Нападкам подвергается премьер-министр, а также утверждается, что министр обороны участвует в мероприятия, связанных с ветеранами СС. На протяжении всего фильма непрерывно воздается хвала Бронзовому солдату.

Хотя в начале фильма заявляется, что он отражает точку зрения его авторов, весь фильм является предвзятым и может трактоваться как разжигающий неприязнь против Эстонии. На обложке фильма написано: "Зерна международной вражды распространяются под прикрытием демагогии и исторического реваншизма. Политический заказ в отношении молодежи Эстонии начинает приносить свои горькие плоды. Угроза масштабного конфликта вновь висит над Эстонией". Вот некоторые интересные фразы и фрагменты из фильма:

"Не имея шансов пересмотреть результаты Второй мировой войны, эстонские политики и национал-радикалы пытаются очернять памятники тем, кто боролся с фашизмом и национализмом. Участники борьбы с Гитлером и его пособниками оклеветаны в Эстонии, а те, кто был в коалиции с Гитлером прославляются. Массовая фальсификация истории происходит на наших глазах". "Печально, что тысячи жертв фашизма слышали команду "огонь" по-эстонски". "Удивительно, что прославление солдат СС происходит на глазах у всей цивилизованной Европы, в присутствии действующий и бывших министров. Действительно ли историческая память сыграла шутку со всеми этими людьми?"

Московский издательский дом "Европа", который ранее привлек к себе внимание публикацией книг против Эстонии, стран Балтии и НАТО, выпустил после президентских выборов в Эстонии книгу "Эстония: кровавый след нацизма в 1941-1944 гг." (В 2005 году то же издательство выпустило книги "Неграждане Эстонии" и "Народ сету: между Россией и Эстонией". Последняя книга направлена скорее против НАТО, чем против Эстонии, поскольку граница между Россией и НАТО разделила народ сету). В отношении издательства "Европа" следует упомянуть то, что оно было основано информационным агентством REGNUM (его основателем и главным редактором был М.Колеров), журналом "Эксперт" и некоммерческой организацией Русский институт. Хорошо известный пропутинский политтехнолог и президент Фонда эффективной политики Г.Павловский написал вступление к книгам, выпущенным издательством "Европа" и участвовал в составлении материалов.

51 документ из Центрального архива ФСБ был опубликован в книге "Эстония: кровавый след нацизма в 1941-1944 гг" и в основном включает показания эстонцев, служивших немцам. Поскольку нет свободного доступа к архивам ФСБ, то невозможно проверить подлинность этих документов. В предисловии книги содержатся обвинения в адрес премьер-министра Эстонии и министра обороны, а также президента А.Рюйтеля в отрицании преступлений фашизма.

Другая книга, которую составила Служба внешней разведки России (СВР) по заказу Государственной Думы, называется "Страны Балтии и геополитика: сборник документов (1933-1945 гг.)". 23 ноября 2006 года СВР выпустила пресс-релиз в связи с выходом этой книги. В ней собраны 76 документов, в основном агентурные донесения и сводки спецслужб Советского Союза, четыре документа из посольства Эстонии в Москве, два британских и один немецкий документы. Книга вообще не содержит ссылок на даты и место, что делает проверку их подлинности практически невозможной. Единственная ссылка на их источник может быть найдена в упомянутом пресс-релизе, где указано, что документы взяты из архивов СВР.

Поскольку в книге имеется ограничение "для служебного пользования", под этим, несомненно, подразумевалось не допустить возникновения научных дебатов и даже распространения информации, содержащейся в книге. Главной ценностью этой информационной войны был сам пресс-релиз СВР. В нем можно обнаружить скрытую угрозу - похищенные в западных странах документы в настоящий момент опубликованы, а в архивах СВР имеются и другие материалы подобного рода, в том числе еще более дискредитирующего характера. Помимо напоминания странам Балтии об этой болезненной эпохе, делаются попытки вбить клин между союзниками, побудить США и Великобританию быть более осторожными в своих заявлениях об оккупации стран Балтии.

15 ноября 2006 года Госдума России приняла заявление, в котором призвала ряд международных организаций дать "четкую, принципиальную оценку потворствованию героизации фашизма в Эстонии".

Все это типичные примеры продолжающейся информационной войны, ведущейся империей, которая развязала Вторую мировую войну и победила в ней, против маленькой страны-жертвы, страдавшей и понесшей великие жертвы в результате противоборства двух сражавшихся сторон.