Предложение президента России о стимулировании государством добровольных пенсионных накоплений граждан, скорее всего, не будет широко реализовано. Вместе с тем, единственно возможное предназначение этой инициативы - активизацию фондового рынка - эксперты поставили под сомнение по причине неурегулированных в законодательстве вопросов использования бюджетных средств негосударственными пенсионными фондами. К таким выводам, как сообщает ИА REGNUM, пришли участники круглого стола, организованного 5 июня российской консалтинговой компанией ФБК.

По расчетам Минфина в 2008 г. количество "добровольцев", желающих участвовать в софинансировании своих пенсионных накоплений пополам с государством (на каждую тысячу рублей взноса гражданина государство добавит еще одну тысячу рублей), составит 500 тыс. человек. А в 2018 г. их число возрастет до 5 млн чел. Совокупная сумма всех добровольных отчислений и сумма софинансирования государства, если исходить из того, что каждый гражданин вложит одну тысячу рублей, составит в 2008 г. в среднем 6 млрд руб. Научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает эти прогнозы "безумно оптимистическими". По его словам, данная инициатива не вызовет большого энтузиазма у большинства молодых людей до 35 лет, для которых тысяча рублей составляет существенную долю заработка. "У них есть другие насущные потребности - покупка жилья, материальное обеспечение детей", - сказал он. В ряде отраслей, где человек получает невысокую зарплату независимо от возраста (в сфере образования, сельского хозяйства), возможности участия в формировании пенсионного капитала таким способом также весьма сужены. "Более того, у меня ощущение, что с улицы просто так деньги не будут принимать, придется либо проводить их через работодателя, или показывать их происхождение", - заметил Гонтмахер.

"Возникает парадокс: в усилении накопительной части нуждаются молодые люди, но они не думают о пенсионных вложениях, относительно бедные, но они не смогут вступить в добровольную накопительную схему. Смогут относительно состоятельные люди, люди среднего возраста, но они не заинтересованы", - сказала директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. По ее словам, "государственная тысяча" предусмотрена при перечислении на личный счет в Пенсионный фонд РФ не более 18-20 тыс. руб. Если сумма превышает указанную, то доля софинансирования со стороны государства будет меньше.

Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов согласен, что вовлечь в проект широкие круги населения - практически невыполнимая задача из-за отсутствия достаточных свободных средств. "Кто тянет груз пенсионной реформы? 90% лиц, уплачивающих страховые взносы, зарабатывают до 13,8 тыс. руб. в месяц", - добавил он. По его словам, послание президента в части пенсионного обеспечения следует рассматривать не в контексте решения "пенсионных" проблем, а как одно из направлений по привлечению граждан к участию в фондовом рынке. Цель активизации фондового рынка через пополнение активов управляющих компаний не афишируется, но она основная, "хотя на флаге у нас чисто пенсионные проблемы", заметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Между тем, неурегулированность в законодательстве вопросов использования бюджетных средств управляющими компаниями (негосударственными пенсионными фондами), ставит под сомнение возможность задействовать частный сектор в реализации послания президента, а значит, сводит на нет задачу активизации рынка ценных бумаг. "Кудрин жестко сказал, что бюджетные деньги на фондовый рынок не пойдут. Если они и попадут в управляющие компании, то не знаю, что они там будут делать. Наверное, просто лежать", - заметил Гонтмахер. Он обратил внимание на то, что Минфин не заинтересован в том, чтобы высказанная главой государства идея реализовывалась широко, поскольку софинансирование предполагает рост госрасходов, которые министерство тщательно оберегает. "Бюджет уже достаточно напряжен, и Минфин экономит на всем, на чем может", - отметил эксперт.

"Эта инициатива будет конкурировать с желанием населения покупать жилье и вкладывать деньги - в банки, паевые фонды, - считает заместитель директора Независимого института социальной политики Оксана Синявская. - Сейчас принципиальное значение имеет, кому будет принадлежать собственность на накопления, каков будет гарант сохранности этих средств, куда они будут размещаться - в государственные ценные бумаги или не только. Важно участие частных финансовых компаний, и чтобы это распространялось на людей старших возрастов, 50-х, 60-х гг. рождения, которые исключены из накопительной системы", - считает она.

Как отметил руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, ПФР не вправе работать с наличными деньгами, а НПФ - с бюджетными средствами. По его словам, коллизия возникнет в связи с отсутствием механизма соединения государственных и частных средств. "Вполне может оказаться, что не государство нас кредитует, а мы государство", - полагает Синявская. Преимущество банковских депозитов или паевых фондов оказывается выше, в том числе, и потому, что они предусматривают возможность вернуть свои деньги, в то время как вложение в накопительную часть пенсий такого права не дает.

Добавим, что все участники круглого стола сошлись в том, что инициатива президента, высказанная, уже не в первый раз (в 2004 г. на совместной коллегии Минздравсоцразвития и Минфина с участием Владимира Путина появилось предложение направлять 2% от зарплаты бюджетников на финансирование накопительной части пенсии, и государству участвовать в софинансировании этих вложений), не предполагает решения проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ, который в 2008 г., по расчетам Счетной палаты, составит около 422 млрд руб.