Председатель комитета по миграции министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Жазбек Абдиев ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Какова сегодня структура миграционных потоков? Страну больше покидают граждане или, наоборот, государство становится привлекательным для иммигрантов?

Иммиграция стала превышать эмиграцию и отрицательное сальдо миграции сменилось на положительное. Основные миграционные потоки сформировались с Россией, Украиной и странами Средней Азии в рамках СНГ и Германией среди стран вне СНГ. Со всеми странами СНГ сохраняется положительное сальдо миграции, кроме Российской Федерации, Белоруссии и Украины. Вместе с тем, следует отметить, что за период с 1999-2006 гг. миграционная убыль с этими странами сократилась: с Российской Федерацией в 1,8 раза; с Украиной - в 1,9 раза.

Наибольшее прибытие иммигрантов за этот период наблюдается из Узбекистана - 57,6% и России - 26,5%, соответственно, от общего числа прибывших их стран СНГ. Из стран вне СНГ положительное сальдо миграции сложилось с Китаем, Монголией, Турцией, а отрицательное с Германией, США, Канадой, Израилем. В числе иммигрантов, прибывших в Казахстан из стран вне СНГ, иммигранты из Китая - 49,5%, Монголии - 36,2%, Германии - 6,1%.

Число иммигрантов в трудоспособном возрасте, по сравнению с 2001 г., возросло в 1,4 раза, а в пенсионном, наоборот, сократилось на 1,2%. Число эмигрантов по вышеуказанным возрастам сократилось в 4 раза и 3,6 раза, соответственно. Имеющееся на сегодня выбытие населения связано, в основном, с желанием эмигрантов возвратиться на историческую родину. Для иммиграционного процесса характерно, наряду с ростом прибытия этнических казахов, постепенно увеличение прибытия бывших граждан Казахстана. Устойчивое улучшение социально-экономической и политической ситуации в республике в условиях низкой заселенности территории, богатой природными ресурсами, и анализ иммиграционного настроения в сопредельных странах (особенно в Узбекистане, Киргизии, Китае) позволяют прогнозировать дальнейшее увеличение количества иммигрантов.

Казахстан является одной из немногих стран, которые провозгласили и реализуют этническую миграционную политику. С целью регулирования иммиграции этнических казахов и оказания им определенной помощи в переселении и обустройстве устанавливается квота иммиграции оралманов. За период с 1991 года по 2006 год прибыло всего 143 343 семей оралманов с численностью 565 757 человек. Из них по квоте иммиграции оралманов - 66 217 семей численностью 362 893 человек. Большинство адаптировались в стране и стали ее полноправными гражданами. Из проживающих на территории республики оралманов 303 411 человек трудоспособного возраста заняты в различных видах производства 183 511 человек (62,5%), тогда как на начало 2000 года эта цифра составляла лишь 32%.

ИА REGNUM: Недавно, выступая в парламенте, вы заявили, что по-прежнему есть отток технических специалистов из страны, есть определенный дефицит кадров в этом плане. На ваш взгляд, насколько серьезна эта проблема?

Я хотел бы уточнить, что мы наблюдаем сейчас снижение оттока квалифицированных специалистов. Если в 2001 году количество эмигрантов с высшим образованием составляло 16 793 человек, то в 2006 году оно составило 5 849 человек, т.е. сократилось в 3 раза. Но все-таки, несмотря на уменьшение в 2006 году (4 342 чел.) количества выбывших людей технической специальности по сравнению с 2005 годом (6 629 чел.), отток специалистов данной категории все еще продолжает сохраняться.

ИА REGNUM: Есть ли сейчас конкуренция за трудовые ресурсы, например, с Россией, и какие специалисты сегодня нужны Казахстану?

Конкуренция за трудовые ресурсы между странами с эффективным производством существует перманентно. С Россией тоже как со страной экономического роста и ближайшим соседом. Именно с этим связана и стартовавшая с начала 2007 года новая программа в России по переселению соотечественников, а не с вопросами демографии. Из привлеченной иностранной рабочей силы по квоте, установленной правительством Казахстана на 2006 год, наибольшую конкуренцию (в процентном отношении к квоте) на рынке труда Казахстана представляли следующие страны: Турция - 42,3%; Китай - 12,2%; Узбекистан - 9,7%; Великобритания - 4,02%; Филиппины - 3,3%; Индия - 3,3%; Венгрия - 2,5%; Россия 2,3%; Украина - 0,8%.

В Казахстане требуются квалифицированные иностранные специалисты в области естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения.

ИА REGNUM: На казахстанском рынке труда преобладают мигранты из Киргизии. Не так давно премьер Киргизии на саммите ЕврАзЭС говорил об упрощении режима пребывания иностранной рабочей силы на территории государств-членов организации. Как вы к этому относитесь?

Безусловно, каждая страна требует для себя режима наибольшего благоприятствования, особенно страны с доходами во многом зависящими от заработков за рубежом. Но ведь есть и интересы стран, принимающих трудовых мигрантов, в том числе уровень безработицы, необходимость урегулирования внутреннего рынка труда, а также национальная безопасность. Важно найти баланс между ними, учесть доводы обеих сторон. ЕврАзЭС - эффективный инструмент для достижения этих целей. Наибольшее количество иностранной рабочей силы за 2006 год ввезено из следующих стран: Великобритания -1 646 чел. (за аналогичный период 2003 г. - 934 чел.); Индия - 1 351 чел. (в 2003 г. - 580 чел.); Китай - 5 008 чел. (в 2003 г. - 529 чел.); Турция -17 302 чел. (в 2003 г. - 2 427 чел.); Киргизия - 3 999 чел. (в 2003 г. - 17 чел.).

Увеличение граждан Киргизии, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Казахстан, связано с привлечением их на сельскохозяйственные работы в соответствии с межправительственным соглашением о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся мигрантов, занятых на сельскохозяйственных работах в приграничных областях.

ИА REGNUM: Потребность в рабочей силе в республике будет увеличиваться в среднем на 60 тыс. человек ежегодно. Это официальный прогноз Минтруда. Означает ли это, что количество въезжающих в страну иностранных рабочих будет только увеличиваться?

При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет защита внутреннего рынка труда. В связи с этим, в соответствии с законом Республики Казахстан "О занятости населения" ежегодно Правительством Республики Казахстан устанавливается квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. На 2006 год квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена 0,70% от экономически активного населения, что составляет 56 000 человек. На 2007 год квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена 0,80% от экономически активного населения. Ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы увеличивается, соответственно, количество въезжающих в страну иностранных рабочих будет увеличиваться.

ИА REGNUM: Казахстан на пороге вступления в ВТО. С точки зрения трудовой миграции, какие плюсы и минусы вы можете выделить?

Важным моментом нарастания миграционных потоков в Республике Казахстан в условиях глобализации и вхождения в ВТО будет являться рост числа экспатриантов (число работников внутри транснациональных компаний, перемещаемых по ее филиалам и дочерним компаниям по различным странам). В целях сохранения и развития конкурентных преимуществ страна будет вынуждена привлекать высококвалифицированную иностранную рабочую силу в приоритетные сектора экономики. Наряду с этим, в условиях вхождения в международные рынки труда, в республике будут присутствовать и использоваться неквалифицированные трудовые мигранты на вторичных рынках труда и сферах занятости.

ИА REGNUM: Скоро будет утверждена новая концепция миграционной политики. Вы в одном своем интервью сказали, что "Казахстан должен стать привлекательным для сильных". Означает ли это, что гражданство Казахстана получить в будущем будет весьма сложно?

Новая Концепция миграционной политики Республики Казахстан нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан, на проведение селективной (избирательной) политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым, инвестиционным потенциалом. Она отражает дополнительные импульсы и возможности социально-экономического развития страны, повышения ее конкурентоспособности, сохранения и укрепления ее национальной идентичности и безопасности за счет регулирования миграционных процессов.

Стратегия миграционной политики исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи, конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потенциала, и включает в себя разработку механизмов привлечения мигрантов, основанных на критериях отбора специалистов; разработку механизмов рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов демографического и социально-экономического развития регионов, региональных рынков труда; разработку систем мер по легализации, адаптации и интеграции иммигрантов в казахстанское общество; использование практического опыта зарубежных государств, что в определенной степени позволит усилить и улучшить политику государства в контексте интеграции иммигрантов. В республике создана достаточно упрощенная правовая база для въезда иностранных граждан, а также проживающих за рубежом этнических казахов, и обретения ими казахстанского гражданства.

Граждане других государств и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство Республики Казахстан в соответствии с Законом РК "О гражданстве Республики Казахстан", постоянно проживающие на территории республики не менее 5 (непрерывных) лет либо состоящие в браке с гражданами республики без подтверждения платежеспособности. Независимо от срока проживания принимаются в гражданство несовершеннолетние, недееспособные, лица, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также граждане бывших союзных республик, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан (ребенка, в т.ч. усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку.

Усложнения получения установленного ранее порядка получения гражданства в той или иной стране, признак, как правило, изменения политико-правовой составляющей ее деятельности, вызванной определенными обстоятельствами, в том числе и экономического характера. Концепция новой миграционной политики предусматривает не усложнения, а упрощения получения гражданства для лиц, которые будут своими знаниями, трудом способствовать экономическому росту страны.

ИА REGNUM: В России запущена программа содействия добровольному переселению соотечественников в РФ. Она начала действовать с 2007 года. В Казахстане уже есть резонанс? И второй вопрос. Как вы считаете, может ли программа повлиять на демографическую обстановку в стране?

Так как российская программа содействия добровольному переселению соотечественников в РФ начала действовать с 2007 года, на данном этапе в Казахстане нет существенного резонанса. Как уже было отмечено выше, миграционная убыль с Российской Федерацией за последние два года сократилась - в 2005 году на 5 752 человек и в 2006 году на 10 235 человек. Но в будущем, как сложится ситуация - покажет время.

ИА REGNUM: По данным общественных славянских, русских и казачьих организаций к программе проявили интерес более 30 000 человек. Это потенциальные мигранты. Может быть стоит правительству предпринять какие-либо меры, чтобы изменить ситуацию?

Согласно Конституции Республики Казахстан каждый гражданин имеет право на свободный выбор места жительства. В настоящее время в Казахстане продолжается реализация ряда экономических и социальных мер, направленных на улучшение качества жизни населения: увеличение заработной платы, пенсионные реформы, предоставление качественного образования, совершенствование медицинского обслуживания, государственная поддержка социально уязвимых слоев населения и т.д.

Недавние поправки, внесенные в Конституцию Республики Казахстан, являются логическим результатом политики главы государства по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. Увеличение числа депутатов мажилиса парламента на 30 человек, девять из которых избираются Ассамблеей народа Казахстана, значительно увеличивает шансы представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане, защищать и продвигать свои интересы. Ассамблея народа Казахстана возведена в новый ранг и представители этого ранга получают возможность принимать участие в обсуждении жизненно важных вопросов в сенате и мажилисе парламента страны. Это еще раз доказывает, что у нас созданы равные возможности для людей всех национальностей. Для Казахстана высшей ценностью было и остается уважение всех граждан вне зависимости от нации и вероисповедания.