ИА REGNUM публикует статью российского эксперта по проблемам Балкан Льва Никифорова, посвященную текущему состоянию косовского урегулирования.

Последние две недели были богаты событиями, имеющими непосредственное отношение к косовской проблеме, которые, к сожалению, не внесли ясность в перспективы ее справедливого решения, приемлемого для обеих заинтересованных сторон.

Как известно, 25 мая правительство Сербии выступило с предложением возобновить переговоры о статусе края Косово и Метохии, которое было 31 мая распространено среди членов Совета Безопасности ООН, то есть в один день с появлением нового, более "мягкого" проекта резолюции Совета, внесенного США и рядом стран Европейского союза. За сутки до этого госсекретарь США Кондолиза Райс в Потсдаме в рамках встречи министров иностранных дел "Группы восьми" предприняла очередную попытку убедить главу МИД РФ Сергея Лаврова в необходимости скорейшего признания независимости Косово, однако позиция России осталась неизменной. Тогда США решили перейти к более решительным действиям, внеся в Совет Безопасности ООН еще один проект резолюции и предпослав ему достаточно резкое заявление Райс: "Косово - наш самый срочный вызов. Статус-кво края невозможен, и независимость, сначала под наблюдением, является единственно реальным и желаемым путем".

В измененном западном варианте резолюции по Косово несколько смягчаются формулировки в отношении плана спецпредставителя ООН Мартти Ахтисаари, который в этой версии "поддерживается", а не "одобряется". Предполагается также учредить должность спецпосланника генсека ООН, который возьмет под свой контроль вопрос возвращения сербских беженцев в Косово. Вместе с тем измененный вариант резолюции по-прежнему опирается на предложения Ахтисаари, фактически предусматривающие предоставление Косово независимости, в нем остается предложение заменить новой резолюцией действующую резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН, подтверждающую, что Косово является неотъемлемой частью Сербии, а также сохраняется и предложение считать косовский случай "уникальным" и не создающим международного прецедента. По мнению посла России Виталия Чуркина, этот вариант проекта не претерпел принципиальных изменений, "внесенные поправки носят чисто косметический характер и не дают ответа ни на одну фундаментальную озабоченность России" и поэтому Москва его не поддержит. Чуркин считает, что более "мягкая" редакция текста направлена на то, чтобы привлечь на сторону авторов документа "колеблющихся" непостоянных членов Совета Безопасности ООН, которые в определенной степени разделяли опасения России.

Первоначально посол США при ООН Залмай Халилзад рассчитывал, что голосование по проекту резолюции состоится уже в течение ближайшей недели, однако в связи с предстоявшим 6-8 июня саммитом "Группы восьми" США и ЕС договорились не предпринимать в Совете каких-либо шагов в этом направлении до завершения обсуждения этой темы на саммите.

А перед началом встречи "Группы восьми" Москву 6 июня посетил министр иностранных дел Сербии Вук Еремич, в ходе переговоров которого с Лавровым было констатировано совпадение принципиальных позиций России и Сербии по косовской проблеме, подтверждена готовность действовать в русле согласованных подходов. Была отмечена неприемлемость решения проблемы Косово путем предоставления краю "контролируемой" независимости и высказано негативное отношение к внесенному западными странами в Совет Безопасности ООН проекту резолюции по Косово на основе плана Ахтисаари. Лавров и Еремич выступили за продолжение переговоров между Белградом и Приштиной при сбалансированном международном посредничестве для выработки решения, устраивающего обе стороны. Переговоры Лаврова и Еремича стали подготовкой к намеченной встрече Владимира Путина с премьером Сербии Воиславом Коштуницей в Санкт-Петербурге в рамках международного экономического форума.

Саммит "Группы восьми" и, в частности, переговоры Путина с Бушем не увенчались успехом в сближении позиций России и Запада по косовской проблеме, однако, судя по некоторым данным, все были согласны в том, что не следует спешить с рассмотрением данного вопроса в ООН. Президент Франции Николя Саркози предложил отложить решение вопроса о статусе Косово на полгода при условии признания Россией неминуемость независимости Косово, между тем это предложение не получило поддержки. В связи с обсуждением проблемы Косово на саммите руководство ЕС заявило что "решение о статусе Косово может быть только компромиссным", считая, что план Ахтисаари является "хорошей основой для принятия решения", и призвало все стороны усилить свою деятельность в направлении принятия новой резолюции Совета Безопасности ООН. Накануне саммита заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид выразил уверенность в том, что "Косово так или иначе станет независимым - путем принятия резолюции ООН или каким-либо другим, тяжелым путем, где больше всего пострадали бы сербы", посоветовав одновременно сербам " не испытывать больших иллюзий по поводу того, что русские могут не допустить независимости Косово".

Что касается позиции России, то она вновь была четко изложена президентом Путиным, который заявил: "Наша позиция по Косову основана на международном праве и решениях, которые были до этого приняты Советом Безопасности ООН. Она ясная и понятная. Мы исходим из фундаментального принципа международного права, который говорит о необходимости соблюдения территориальной целостности государств. И из резолюции 1244, которая была принята Советом Безопасности ООН и которую никто не отменял. В этой резолюции черным по белому записано, что Косово - неотъемлемая часть Сербии. Нас пытаются убедить сегодня в том, что можно эту проблему решить, не получив соответствующего согласия вовлеченных в этот конфликт сторон, в данном случае - сербской стороны. Мы считаем, что это неправильно, это не соответствует ни моральным, ни правовым нормам. И нужно набраться терпения и работать как с албанцами косовскими, так и с сербами. Нужно придерживаться имеющихся принципов международного права. И не навязывать свою волю другим странам и другим народам, не унижать другие народы". Путин и в этот раз подчеркнул универсальность применяемых правил при решении подобных конфликтов.

На следующий день после завершения саммита "Группы восьми", 9 июня состоялась встреча Путина с премьером Сербии Коштуницей, который, прибыв в Санкт-Петербург, заявил, что Сербия полностью отвергает какое-либо перекраивание собственных государственных границ: "Нашу страну пытаются подвергнуть эксперименту - это самое подходящее слово. Утверждают, что Сербия - это особенный случай, и под этим предлогом у Сербии можно отнять 15% ее территории - Косово". Путин детально проинформировал Коштуницу о ходе обсуждения косовской проблемы на саммите "восьмерки" в Германии, подтвердив неизменность принципиальной позиции России. Выражая удовлетворение состоявшейся встречей, Коштуница подчеркнул, что поддержка Россией и лично Путиным позиции Сербии по Косову чрезвычайно важна и имеет историческое значение. "Если при встрече в 2006 году мы определили, что Сербия и Россия занимают одинаковую исходную позицию по вопросу о статусе Косово, то теперь мы можем говорить об общей позиции Сербии и России по этому вопросу", - сказал Коштуница. Для Сербии, по его словам, единственно возможное решение проблемы Косово - это максимальная автономия края в составе Сербии.

Сразу же после завершения саммита 9-11 июня Буш нанес визиты в Италию, Албанию и Болгарию. В беседе с Коштуницей Путин сказал, что у него сложилось впечатление, что "наша аргументация воспринимается коллегами по "большой восьмерке". Высказывания Буша в ходе этих визитов показывают, как он воспринимает эту аргументацию. Тон высказываний Буша по проблеме Косово становился постепенно все жестче: если накануне саммита он говорил лишь о поддержке плана Ахтисаари, то после встречи с Путиным он заявил уже о своей уверенности в том, что этот план "надо протолкнуть через ООН". В Италии он говорил, что пришло время покончить с этим вопросам и приступить к выполнению плана Ахтисаари о независимости Косово под международным надзором. А в Албании Буш заявил, что Совет Безопасности ООН должен немедленно заняться планом Ахтисаари, "настало время" для независимости Косово, "наша конечная цель - независимость Косово", "наше решение - независимость Косово", "мы не можем бесконечно продолжать диалог по вопросу, который фактически уже решен"- сказал американский президент на пресс-конференции. (Комментарий о визите Буша в Албанию кубинский лидер Фидель Кастро дал под заголовком "Тиран в Тиране".)

Вместе с тем, как заявил в ходе поездки Буш, он считает, что надо найти такое решение, при котором "переход к независимости был бы как можно более мягким". "Это не получится очень быстро. Но можно это сделать, если мы примем резолюцию (СБ ООН), и надо определить какой-то крайний срок для принятия (решения)", - сказал Буш. "Дипломаты работают над этим, посмотрим, сможем ли найти общее решение. Если нет, заявил он, то в один момент мы должны сказать: хватит, Косово - независимо". В Болгарии Буш вновь заявил, что наступило время принять план Ахтисаари, ибо США уверены в том, что Косово должно быть независимым, а Сербии, по его словам, надо предложить "может быть членство в НАТО, быть может в Европейском союзе и определенно лучшие отношения с США", чтобы она согласилась с потерей этого края.

Указанные заявления Буша о статусе Косово были восторженно (как "исторические заявления") встречены косовским руководством, воспринявших их как провозглашение независимости края. 11 июня премьер Албании Сали Бериша встретился с президентом Косово Фатмиром Сейдию и председателем правительства края Агимом Чеку и передал им рекомендации Буша.

В Сербии же эти заявления получили самую негативную оценку. Президент Сербии Борис Тадич заявил, что Сербия против позиции США, считающих, что Косово должно быть независимым, и было бы очень плохо, если какая-нибудь страна признала бы независимость Косово вопреки решению Совета Безопасности ООН. Тадич и Коштуница категорически отвергли возможность какой-либо компенсации за потерю части территории страны. Комментируя обещания Бушем скорой независимости косовским албанцам, Коштуница сказал, что Сербия огорчена такой политикой США. Напомнив об американских бомбардировках Сербии, он заявил, что новая ошибка в виде поддержки независимости Косово явилась бы и новым насилием, которое сербский народ не забудет. "Право США, - сказал Коштуница, - в соответствии со своими интересами поддерживать отдельные страны и народы, но не так, чтобы дарить то, что не является их собственностью". Министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич заявил, что США могут предоставить независимость какому-либо своему штату, но не могут решать вопрос о независимости части территории других суверенных и демократических государств. Советник премьер-министра Сербии Срджан Джурич в этой связи напомнил, что "будущий статус Косово находится не в ведении США, а Совета Безопасности ООН". Сделанные Бушем заявления воспринимаются и как определенное давление накануне предстоящего обсуждения в Совете Безопасности ООН проекта резолюции по Косово, сказал советник премьера.

Ну а завершающим актом в этой цепи важных событий, связанных с проблемой Косово, была состоявшаяся 12 июня в Париже встреча политических директоров внешнеполитических ведомств членов международной Контактной группы - США, Великобритании, Франции, Германии и Италии с участием заместителя госсекретаря США Николаса Бернса. Этот акт, хотя, быть может, и не столь значительный, но достаточно примечательный, поскольку встреча состоялась без участия представителя России. Это была та встреча, на которой, как сказала канцлер Германии Ангела Меркель по завершении саммита "Группы восьми", имелось в виду продолжить обмен мнениями по Косово. Она не упомянула лишь то, что на нее не будет приглашен один постоянный ее участник - представитель России. И теперь все стало ясно: стратегия Запада определена, осталось лишь договориться о тактике дальнейших действий в противостоянии России по нейтрализации ее принципиальной и твердой позиции (участники встречи выступили за принятие новой резолюции Совета Безопасности ООН на основе плана Ахтисаари). По мнению МИД России, "этот факт никак не стыкуется с декларативными заявлениями партнеров о готовности продолжать поиск компромиссных развязок. Келейные дискуссии, скорее, наводят на мысль о подготовке односторонних сценариев косовской независимости".

Таким образом состоявшиеся в последнее время встречи на различном уровне и в разных форматах не внесли ясность в перспективы решения косовской проблемы. Запад, несомненно, выступает за независимость Косово. Находившейся в те же дни в Афинах заместитель госсекретаря США Бернс заявил, что США согласны вести переговоры лишь о дате, когда Косово обретет независимость, но не о том, должно ли оно вообще быть независимым. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 11 июня вновь высказался в поддержку плана Ахтисаари, заявив, что не следует терять время на принятие резолюции, "абсолютно необходимо, чтобы Совет Безопасности принял справедливое и разумное решение, поддержав рекомендации Ахтисаари". И страны-члены НАТО, по словам заместителя генерального секретаря НАТО Джона Колстона, "в ближайшие дни и недели" будут активно работать над принятием новой резолюции Совета Безопасности ООН по Косово, основанной на плане Ахтисаари.

Между тем и в США, и в Европейском союзе серьезно опасаются провала внесенного западными странами проекта резолюции по Косово. Это осложнило бы весь процесс прохождения данного вопроса в рамках ООН, поставив под вопрос возможность принятия Европейским союзом на себя управления краем Косово и направления туда уже готовой миссии ЕС взамен администрации ООН. Особую озабоченность в ЕС вызывает высказываемая в США готовность признать односторонне независимость Косово, что могло бы усилить раскол в ЕС по данному вопросу.

Совершенно очевидно, что в преддверии голосования в Совете Безопасности ООН Вашингтон сконцентрирует свои усилия на том, чтобы постараться убедить руководство Сербии в необходимости согласиться с американо-европейским ультиматумом, обещая и скорейшее принятие Сербии в ЕС, и членство Сербии в НАТО, и все это ради главной цели - устранить опасность вето России, добивающейся выработки решения, приемлемого для Белграда и Приштины.

Вместе с тем, из Косово по-прежнему слышны угрозы применения так называемого "плана Б", который предусматривает провозглашение косово-албанским руководством до конца года независимости Косово с последующим признанием государства Косово отдельными странами. В этом случае, как сказал Коштуница, правительство Сербии сразу же "аннулирует" такое решение о статусе Косово, считая его "ничтожным и недействующим", так как Косово является составной и неотъемлемой частью Сербии. А по словам министра иностранных дел Сербии Еремича, любое одностороннее признание Косово и Метохии спровоцировало бы впоследствии ухудшение двусторонних отношений Сербии с этими странами, "это стало бы ошибкой исторических масштабов".

В эти дни исполнилось восемь лет, как были прекращены бомбардировки НАТО территории тогдашней Югославии и была принята известная резолюция 1244 Совета Безопасности ООН. Теперь, возможно, наступает заключительная фаза косовской трагедии, когда будет определяться судьба многострадального сербского края Косово. Однако остается еще много открытых вопросов: возобновятся ли переговоры между сербами и косовскими албанцами, будет ли Совет Безопасности ООН принимать новую резолюцию, а главное - будет ли достигнут компромисс конфликтующими сторонами. И опять многие надежды в этой связи возлагаются на предстоящую 1-2 июля встречу Путина с Бушем...