По-прежнему не решены многие жизненно важные проблемы бывших беженцев из Грузии - осетин покинувших Грузию в ходе внутреннего конфликта в 1989-92 гг. и находящихся в Северной Осетии. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, побывавшая 18 июня в Северной Осетии и в сопровождении представителей Федеральной миграционной службы (ФМС) и правительства республики посетившая 5 из 50 мест компактного поселения бывших беженцев. Как отметила Ганнушкина, изначально их было до 110 000 человек. Беженцы из Грузии были единственной категорией беженцев в России, получивших сначала статус беженцев, а затем российское гражданство. Сейчас, по официальным данным, 4 500 человек обладают статусом вынужденных переселенцев и стоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Еще примерно 5 000 человек находятся в таком же положении и, по оценкам властей, не учтены. Еще около 70 человек по-прежнему обладают статусом беженца.

"Уже второй год как проблема жилищного обустройства вынужденных переселенцев изъята из компетенции ФМС и передана Росстрою. В результате люди, профессионально занимавшиеся этим много лет, от нее отлучены, - отметила Ганнушкина. - Сейчас жилищное обустройство временных переселенцев осуществляется в рамках единой для всей России программы "Жилище". В соответствии с этой программой в одну категорию объединены и вынужденные переселенцы, и граждане, выезжающие с Крайнего Севера, и чернобыльцы, и военные - все они обеспечиваются жильем посредством государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Однако для получения ГЖС человек должен одновременно стоять на учете как вынужденный переселенец и стоять на учете в местности, где он проживает как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий; последнее возможно только при наличии регистрации. Но многие из бывших беженцев не имеют регистрации, ни по месту жительства, ни по месту пребывания. Таким образом, они не попадают в очередь".

"Еще одна важнейшая проблема - эти люди, не имея постоянного жилья, вынуждены часто переезжать. При этом они меняют регистрацию и теряют место в очереди", - рассказала Ганнушкина.

"Складывается впечатление, что власти просто не сознают, что они имеют дело с вынужденными переселенцами, - подчеркнула правозащитница. - На всю Россию в год выделяется 300 ГЖС для вынужденных переселенцев, причем в этом году, как и в прошлом, в Северной Осетии был выдан только один сертификат. Как мне сообщили в правительстве Северной Осетии, между республикой и Министерством регионального развития России было заключено соглашение о выделении 30 ГЖС в 2006 г. и в 800 - в 2007 г., однако со стороны министерства оно было нарушено".

"Правительство Северной Осетии очень заинтересовано в решении этой проблемы. Республика не может решить ее сама, без помощи федерального бюджета", - отметила Ганнушкина.

"Мне хотелось бы сделать это темой разговора на совете при президенте, а также возможно непосредственно с президентом, - заявила Ганнушкина. - Эти люди - жертвы давнего конфликта - сейчас просто забыты".