"КоммерсантЪ" сообщает, что Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода, рассматривая дело главного бухгалтера бумкомбината "Волга" Любови Толстяковой, обвиняемой в уклонении от уплаты налогов на сумму свыше 124 млн рублей, допросил налогового инспектора Светлану Толстикову.

Следствие полагает, что бывший генеральный директор бумкомбината "Волга" Александр Буевич и главный бухгалтер Любовь Толстякова способствовали уклонению предприятия от уплаты налогов, заключив 4 ничтожных договора страхования с аффилированными страховыми компаниями "Альфастрахование" и "Инвестстрах-Агро".

По данным следствия, выплачивая страховщикам завышенные страховые премии, директор и главбух занижали налогооблагаемую базу предприятия, в результате чего ОАО "Волга" уклонилось от уплаты налогов на сумму свыше 124 млн рублей.

Адвокаты подсудимой настаивают на полной ее невиновности и в начале процесса просили прокурора отказаться от обвинения и прекратить уголовное преследование главбуха. По их доводам, Толстякова не принимала никаких управленческих решений, не подписывала договоры, а лишь исполняла свои служебные обязанности, отражая все сделки в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, по мнению защиты, прокуратура никак не доказала мнимость договоров, ограничившись "общими фразами" в обвинительном заключении. На самом ОАО "Волга" полагают, что уголовное дело стало следствием рейдерской атаки.

В суде была допрошена бывший главный налоговый инспектор УФНС по Нижегородской области Светлана Толстикова. Именно акт и решение проверки областной налоговой службы легли в основу обвинения.

"Основой для повторной проверки послужил анализ административно-хозяйственной деятельности предприятия. Мы увидели, что за пару-тройку лет рентабельное предприятие ежегодно уменьшало прибыль вплоть до убытков", - сообщила Толстикова.

По ее мнению, состав "налогового нарушения" имел место: стоимость имущества и, соответственно, рассчитанные от него страховые премии в договорах были завышены "в 30 раз" и в случае реальной порчи имущества, например от пожара, руководство "Волги" заведомо не собиралось получать страховку.

Вместе с тем свидетельница, ознакомившись с решением УФНС от 2002 года, не смогла точно объяснить, как именно рассчитывалась недоимка предприятия. Адвокаты подсудимой продолжали доказывать, что следствие ошибалось изначально, взяв за основу расчета стоимости имущества "Волги" восстановительную, а не действительную (рыночную) стоимость активов.

Толстикова подтвердила, что при проверке налоговые инспекторы ориентировались на данные независимого оценщика, рассчитавшего именно рыночную стоимость имущества бумкомбината.

Парируя вопросы адвокатов, экс-налоговый инспектор вспомнила, что налоговики выявили "схемы увода денег за рубеж" через офшоры и аффилированные банки, в связи с чем были извещены ФСБ и другие правоохранительные органы, а сам факт усилил "общее впечатление" инспекторов, что на бумкомбинате не все в порядке с начислением и уплатой налогов. При этом Толстикова затруднилась ответить судье и адвокатам, как "увод денег" связан с обвинением по конкретным договорам страхования.

Также были допрошены сотрудники ФНС по Балахнинскому району, проводившие в 2002 году только выборочную проверку ОАО "Волга" в условиях сильного ограничения по времени и объему анализируемой отчетности. Балахнинские инспекторы существенных нарушений на бумкомбинате не нашли, после чего областная налоговая служба в порядке контроля за их деятельностью назначила собственную повторную проверку. О ее результатах сотрудники районной налоговой инспекции ничего пояснить не смогли, так как с ними их "никто не знакомил".

Допрос свидетелей по делу продолжится 6 июля.

"Комсомольская правда" пишет, что каждый нижегородец, живущий в доме с интересной историей, может внести свой вклад в охрану памятников истории и архитектуры Нижегородской области.

С такой инициативой выступили депутаты ОЗС и заместитель губернатора Нижегородской области Ирина Живихина. Например, если в 1833 году в доме проездом останавливался Пушкин или здание как-то связано с декабристами, жильцы могут написать письмо в Управление по охране объектов культурного наследия по Нижегородской области. После этого будет принято решение: можно ли присвоить этому дому статус объекта культурного наследия и внести его в реестр памятников Нижегородской области.

Еще одно нововведение - в ближайшее время на домах-памятниках Нижнего Новгорода будут развешены 150 информационных табличек. Они представляют собой не только пособие, по которому любой желающий может изучать историю города и его обитателей, но и охранную грамоту для дома.

"Мы хотим сохранить памятники, - заявила Живихина. - Никаких "буйств из стекла и бетона" на их месте не будет!"