28 июня Конституционный суд (КС) РФ огласил постановление по делу о проверке конституционности ст.14 -1 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан Кунака Гузиева и Елены Кармовой, сообщает корреспондент ИА REGNUM с места событий.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба граждан Гузиева и Кармовой на нарушение конституционных прав и свобод оспариваемой статьей и положением. Согласно ст. 14 -1 ФЗ "О погребении и похоронном деле", погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке установленном правительством; тела указанных лиц для захоронения не выдаются и о месте захоронения не сообщается.

Исходя из этих предписаний, правительство утвердило Положение о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресеченного ими террористического акта (пункт 2), их погребение осуществляется по месту наступления смерти специализированными службами по вопросам похоронного дела (пункт 3); определение места погребения осуществляется с учетом ограничений, предусмотренных ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункт 4); для осуществления погребения должностное лицо, проводящее предварительное следствие, направляет в специализированную службу по вопросам похоронного дела необходимые сопроводительные документы, в том числе копию постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении лиц, указанных в п.2, а в орган ЗАГСа по последнему месту постоянного жительства лица - заявление о смерти.

Заявители считают, что оспариваемые нормативно-правовые акты лишают их права на соблюдение религиозных и ритуальных обрядов в соответствии с национальными обычаями, умаляют достоинство погибших и их родственников, допускают признание лица виновным без судебной процедуры.

Напомним, что постановлением следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ в Южном Федеральном округе от 13 октября 2005 года по факту нападения на здания МВД Кабардино-Балкарии и нескольких органов внутренних дел, а также на другие объекты Нальчика, в результате которого погибли сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица, было возбуждено уголовное дело по п. "е", "з" ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство), ч.3 ст. 205 "Терроризм", ч.2 ст. 209 (бандитизм) и ст. 317 (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). В этот период заявители, в числе других граждан, родственники которых по данным следствия принимали участие в теракте в Нальчике и погибли, неоднократно обращались с просьбой о выдаче тел погибших, в чем им было неоднократно отказано.

Как считает КС РФ, в конкретных исторических условиях, в которых сейчас существует Россия, выдача тел террористов способна создать угрозу общественной безопасности других людей, спровоцировать массовые столкновения, а также сделать их могилы предметом культа.

Рассмотрев доводы сторон, Конституционный суд постановил: Признать не противоречащими конституции взаимосвязанные нормы ст. 14-1 ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими теракта, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренные ими ограничительные меры в условиях борьбы с терроризмом применяются исключительно к лицам, уголовное преследование которых было прекращено из-за их смерти (то есть, по нереабилитирующим обстоятельствам - ИА REGNUM), и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.

Данные нормы предполагают возможность обжалования в судебном порядке постановления о прекращении уголовного дела или преследования в отношении принимавших участие в совершении теракта лиц в связи с их смертью и, соответственно, обязанность суда рассмотреть такую жалобу по существу, т.е. проверить законность и обоснованность постановления и выводов об участии этих лиц в теракте.

До вступления решения суда в законную силу это означает, что тела погибших не могут быть погребены. Соответствующие госорганы и должностные лица обязаны принимать меры для того, чтобы погребение проводилось с соблюдением обычаев и традиций, в частности, посредством предания тел земле или огню, по возможности индивидуально, и чтобы этому предшествовало установление личности погибшего.

"Для заявителей сегодняшнее решение означает то, что их дело должно быть разрешено так, как решено КС", - пояснил журналистам председатель КС РФ Валерий Зорькин.