Обзор СМИ Калининградской области с 25 по 30 июня.

Солдатский праздник кончился массовой самоволкой. Сносят дом, в котором живут люди. На реконструкции Фридландского сражения пострадали лошади за $3-5 тыс. Арендаторов форта Штайн выгоняют, а башня Врангеля может обрушиться. "Незаконная штрафстоянка" от "незаконных эвакуаторщиков".

"Комсомольская правда - Калининград" пишет об инциденте, имевшем место в одной из воинских частей, дислоцированных в городе Гусеве. Группа солдат-срочников в итоге самовольно оставила расположение части и скрылась в близлежащем лесу. Правда, спустя некоторое время беглецы в полном составе вернулись в родную казарму, однако теперь им грозят неприятности со стороны гарнизонной прокуратуры, отмечает газета. Как свидетельствуют неофициальные источники, в тот день 9 старослужащих отмечали "едва ли не главный солдатско-матросский праздник" - 100 дней до приказа. "Стодневка" ознаменовывается исполнением особого ритуала - без ста дней дембеля отказываются от полагающейся на завтрак пайки сливочного масла, а излишки продукта, считающегося казарменным деликатесом, жертвуют вечно голодным салагам, "сынкам", "карасям", - продолжает издание. Однако в этот раз солдаты гусевской части в массовом порядке бросили куски масла в потолок. Отцы-командиры, ставшие свидетелями дикого поступка, решили разобраться с виновными вне зависимости от их званий и выслуги лет, пишет "Комсомолка". По версии источника, всем девятерым было приказано к следующему утру подготовить себе бирку на одежду с надписью, "по-военному коротко и доходчиво, но не совсем печатно поясняющую, кем, по мнению командования, является ее носитель". В итоге оскорбленные защитники Родины рванули за ворота КПП... В штабе сухопутной группировки Балтфлота после некоторых колебаний все же подтвердили, что некрасивая история имела место, продолжает газета. Однако в виде наказания с анонимным источником расходятся. "Военнослужащие за завтраком кидались маслом, и в качестве меры дисциплинарного воздействия решено было подвергнуть их усиленным занятиям по строевой подготовке", - сообщил представитель штаба. По мнению редакции, уголовное преследование упомянутой девятке вряд ли грозит, "деды" хорошо знают законы, и "до дезертирства им хватило ума не доходить".

"Калининградская правда" сообщает о скандале, которым сопровождался снос двух жилых немецких трехэтажных домов, препятствующих строительству моста через реки Старая и Новая Преголя в Калининграде. "Когда здание уже было частично разрушено, выяснилось: в нем все еще обитают люди, - пишет газета. - Точнее, один человек - пожилая женщина". По данным издания, "старушка категорически отказалась добровольно покинуть аварийное помещение, которое она ранее на законных основаниях занимала вместе с сыном и невесткой, и переехать вслед за ними в другую квартиру, предоставленную городскими властями". В результате в ситуацию пришлось вмешаться судебным приставам и работникам милиции. Совместными усилиями им удалось переместить упиравшуюся бабушку вместе со всем ее нехитрым скарбом на новое место жительства, пишет газета. После этого процесс разборки дома продолжился. Что касается второго определенного под снос жилого дома, то, по всей видимости, его снесут еще не скоро. Как сообщили в мэрии Калининграда, в доме все еще живут три семьи, которых не устраивает компенсационное жилье. Однако взять их "крепость" с бою нельзя до решения суда, куда обратились отказники. Они надеются таким образом выбить не по одной, а по несколько квартир на каждую из их "ячеек общества", уточняет "Калининградская правда". В свою очередь, "Комсомольская правда - Калининград" цитирует на одного из жильцов Николая Николаевича: "Мы еще не переехали, хотя нам в Балтийском районе Калининграда, как и всем, дали новую квартиру, четыре комнаты". По его словам, "проблема в том, что мне предлагают там жить с женой, с которой мы давно в разводе, с ребенком, племянницей и ее мужем". Мужчина уверяет, что в мэрии ему предложили купить в каждую комнату по кухонной плите, стиральной машине и телевизору. "Одним словом, советуют сделать коммунальную квартиру, - продолжил житель дома. - Я пока суд не выиграю, из дома не выселюсь". Строительство моста в Калининграде началось в начале 80-х годов и было заморожено в перестроечное время. В результате уже два десятка лет остов моста упирается в жилой дом на Московском проспекте. Архитектурным нонсенсом несколько лет назад воспользовались шведские кинематографисты, которые сняли футуристический фильм со сценой на мосту. При этом иностранные сценаристы нарисовали на доме вывеску "Гостиница".

"Страна Калининград" пишет о том, что во время реконструкции Фридландского сражения под Правдинском пострадали лошади, которые организаторы мероприятия взяли в аренду у частников. В реконструкции сражения участвовало 150 лошадей со всей области. За аренду животного владельцам платили 1500 рублей в сутки, но некоторые хозяева пожалели, что взяли деньги: у их любимцев сбиты спины, растерты в кровь морды и губы, а лошадь из Светлогорска так и не смогла подняться, возможно, она околеет, пишет еженедельник. Журналисты встретились с владелицей трех лошадей Марией Беловой. Сейчас ее питомицы (стоимостью $3-5 тысяч каждая) приходят в себя после двух дней, проведенных на поле брани. Ганноверская Илава вернулась домой с искусанным боком, у Ходынки тракененской породы морда изранена уздечкой, но меньше всех повезло Баварии, лошади буденновской породы, - у нее серьезное воспаление коленного сустава и глубокая колотая рана на ноге, отмечает газета. "Это вторая реконструкция, в которой участвуют мои лошади, - рассказывает Белова. - На первой - зимой в Багратионовске - условия были ужасные. Я не хотела снова подвергать лошадей испытанию, но организаторы заверили: все будет нормально". Мария считает, что отчасти в этом виноваты актеры, которые плохо управляли лошадьми. "Многие из них даже не знали, что к животному нельзя подходить сзади, а жеребцы могут подраться или искусать", - говорит собеседница. В свою очередь, руководитель региональной молодежной общественной организации конноспортивного центра "Каприоль" Татьяна Моргулец заявила, что "до и после участия в реконструкции лошадей осматривал ветеринар, и судя по составленным актам, все нормально". При этом Моргулец отметила, что "за границей на реконструкциях такой же бардак, только за рубежом организаторы оплачивают постановку временных конюшен". Глава "Каприоли" заключила, что "то, что хозяева не жаловались, понятно: содержать лошадь дорого, а подобные мероприятия - заработок, который в следующий раз могут и не предложить".

В редакцию радиостанции "Балтик плюс" обратились единственные в Калининградской области арендаторы одного из крупнейших немецких оборонительного сооружений - форта Штайн - с сообщением, что они могут остаться без крыши над головой. По словам арендатора Светланы Лаурушонис, форт был взят ее семьей в аренду еще в 1991 году сроком до 2058 года. В последующие годы договор аренды неоднократно подтверждался, а за счет собственных средств жильцы поддерживали форт в удовлетворительном состоянии, здесь регулярно проводятся экскурсии, отмечает радиостанция. Однако в феврале 2007 года обитатели форта узнали о том, что права на аренду были проданы на аукционе. Их обладателями стала одна из калининградских фирм, представители которой объявились в начале весны и предложили жильцам форта переехать. Получив отказ, бизнесмены ушли и с тех пор никаких действий пока не предпринимали. Сейчас семья Лаурушонис состоит из восьми человек, трое из которых дети. Все они не имеют постоянной прописки в помещениях форта. По словам жильцов, жалобы, которые они подавали в территориальное управление Росимущества по Калининградской области, остались без ответа. В свою очередь, заместитель начальника этого ведомства Татьяна Маркина подтвердила т"Балтик плюс", что право аренды оборонительного укрепления получила в ходе аукциона одна из калининградских фирм, а нынешние жильцы форта "находятся там на незаконных основаниях, причем в течение уже нескольких лет". Что ждёт нынешних обитателей первого форта и какова дальнейшая судьба самого сооружения, Маркина комментировать отказалась.

Тему немецких фортификационных сооружений продолжает еженедельник "Каскад-подробности" в материале "Падение башни Врангеля". На реставрацию этого памятника федерального значения заложено 18,8 млн рублей в федерально-целевой программе до 2010 года. Однако в этом году башня Врангеля не получит ни копейки, а между тем реконструкция не терпит отлагательств, отмечает издание. По данным еженедельника, стены сооружения выглядят крепкими и мощными, чем не может похвастаться фундамент. Долгое время о его разрушении специалисты не ведали, а в нынешнем году, когда начали чистить Верхнее озеро, осушили и пруд возле башни. Сегодня воду откачали всего лишь на полтора метра, однако этого оказалось достаточно, чтобы понять: Врангель терпит бедствие. "Совершив небольшую прогулку вокруг оборонительного сооружения, мы насчитали порядка трех внушительных "ран" на "теле" башни и множество трещин", - уточняет газета. Вместе с тем начальник научно-производственного центра по учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области Авенир Овсянов считает, что "делать выводы пока рано". "Для начала необходимо полностью осушить пруд, провести обследование фундамента", - продолжил он, уточнив, что "работами займемся уже на этой неделе". Башня Врангеля, расположенная в начале Верхнего озера Калининграда, была построена в 1853 году и названа в честь генерал-фельдмаршала графа Врангеля. В начале XX века башня именовалась камерой сокровищ. Она открывалась в определенные дни, когда производился осмотр изделий из золота и серебра, драгоценных камней и янтаря. Во время Второй мировой войны в стенах башни расположились склады военного имущества и боевого снаряжения.

"Авторынок Калининград" сообщает о "тайной, незаконной штрафстоянке", которая принимает автомобили от "незаконных эвакуаторщиков". Официального открытия новой, второй по счету в Калининграде штрафной стоянки на Советском проспекте, 50, не было - ни презентации, ни журналистов, как это обычно делается в целях рекламы нового предприятия, пишет еженедельник. По данным издания, с каждого водителя задержанного автомобиля берётся по 1550 рублей. "При таком потоке за день можно получить приличную сумму, а за месяц - заработать 10-20 тысяч долларов", - подсчитывает "Авторынок". "Следует отметить, что в данном бизнесе имеется существенное ограничительное условие - деятельность штрафной стоянки должна быть разрешена постановлением мэра Калининграда Юрия Савенко, поэтому для того, чтобы выяснить, откуда растут ноги у новой штрафстоянки, пришлось обратиться в службу градоначальника", - продолжает газета. В мэрии редакции пояснили, что мэром издано постановление № 1311 от 5 июня 2007 года об учреждении муниципальной стоянки для хранения транспортных средств в городе Калининграде. Предприятию ООО "БалтХимТорг" было поручено организовать содержание специализированной стоянки, а также размещение, хранение и выдачу задержанных транспортных средств. Однако адрес там указан совсем иной - Московский проспект, 186-а. "Попытки выяснить, есть ли какой-нибудь документ, свидетельствующий о легитимности штрафной стоянки на Советском проспекте, ни к чему не привели - никто на этот вопрос мне не смог ответить", - отмечает автор материала, добавляя, что "при этом мэрские работники твёрдо уверяли, что в городе имеется только две штрафные стоянки, расположенные на улице Гагарина и Московском проспекте". Дальнейшее разбирательство привело к ещё более удивительным выводам. В дежурной части Управления ГИБДД Калининградской области, куда редакция обратилась с вопросом, где в Калининграде находятся штрафные стоянки, был получен ответ: на Гагарина и на Советском. "Ни слова про Московский проспект! Получается, что последнюю просто подменили, но каким образом? Ведь прежде чем работать со штрафной стоянкой, ГИБДД должна заключить с её владельцем договор на законных основаниях - а их-то и нет!" - подчеркивает еженедельник. Кроме того, по данным "Авторынка", оказалось, что два эвакуатора (у обоих номера с цифрами 300), привлечённые для транспортировки задержанных машин, тоже действуют незаконно. "Таким извозом по постановлению мэра имеет право заниматься только МУП "Дортранссигнал", а "трёхсотые" эвакуаторы к нему никакого отношения не имеют, как и к самой штрафной стоянке", - считает издание.