В Калининградской области разгорается скандал вокруг мэра Озерского района Сергея Кузнецова, в отношении которого прокуратура возбудила уголовное дело по факту нанесения побоев. В интервью ИА REGNUM Кузнецов заявил, что уголовное преследование "является местью" прокурора Озерского района Сергея Крижановского. В свою очередь в нашу редакцию обратился Крижановский со своим видением конфликтной ситуации.

ИА REGNUM: Сергей Казимирович, с чем вы не согласны в заявлении мэра Озерска?

Прежде всего с тем, что Кузнецов считает возбуждение в отношении него уголовного дела по ч. 1 ст. 116 УК РФ (побои) местью прокурора Озерского района. Это суждение лишено здравого смысла, поскольку дело возбудил не районный прокурор Крижановский, а прокурор Калининградской области Алексей Самсонов. Получается, что районному главе мстит областной прокурор? Где тут логика? Более того, я уверен, что материалы по данному факту изучались в следственном управлении облпрокуратуры не одним прокурором. Для возбуждения уголовного дела имелись достаточно веские основания, потому что гражданин Кузнецов избил человека фактически до полусмерти.

ИА REGNUM: Но ведь Кузнецов, по его словам, самостоятельно скрутил и доставил в милицию угонщика служебной машины...

Сейчас я расскажу, как было на самом деле, но вначале отмечу, что наказание преступнику выносит только суд, все остальное - это самосуд, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. А дело было так. В апреле прошлого года глава администрации Кузнецов, злоупотребляя своим служебным положением, на служебном автомобиле в нерабочее время без водителя приехал в город Гусев к своим знакомым в женское общежитие. Там он оставил автомобиль, а когда вышел из общежития, то увидел, что машины нет. По данному факту Кузнецов обратился в Гусевский РОВД, где было возбуждено уголовное дело по ст. 158 УК РФ (кража). В ходе расследования виновные лица были установлены, но Кузнецов, узнав о месте проживании одного из них, самостоятельно приехал к нему в поселок Константиновка до прибытия сотрудников милиции. Он приехал к подозреваемому Виктору Жилкину и избил его в его же доме в присутствии свидетелей. Избиение продолжалось и на улице. Затем он бросил Жилкина в микроавтобус и отвез в Гусевский РОВД. Там молодой человек дал признательные показания по краже, машина была возвращена хозяину, но в тот же день Жилкин написал заявление следователю о том, что гражданин Кузнецов фактически совершил над ним самосуд, жесточайшим образом избив его. Задержанному было выписано направление на судебно-медицинскую экспертизу, которая показала, что он получил не менее 8 ударов в область лица и грудной клетки.

ИА REGNUM: Почему же произошедшему дали ход только спустя год?

Сначала данный материал следователем Гусевского РОВД был выделен из уголовного дела о краже автомобиля и направлен в Озерский РОВД по территориальности. В своем интервью Кузнецов указал, что проверка, проводимая Озерским РОВД, не подтвердила факта избиения, и именно в связи с этим в возбуждении дела было отказано. На самом деле органы дознания Озерска отказали в возбуждении уголовного дела, поскольку данное преступление относится к категории дел частного обвинения и возбуждено судом оно может быть не иначе как по заявлению самого потерпевшего Жилкина, который к тому времени находился уже в местах лишения свободы. В итоге этот вопрос "подвис", поскольку Жилкин так и не получил уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела и считал, что расследование по этому эпизоду продолжается. В это время исполнял обязанности прокурора района Андрей Романов, который отменил постановление об отказе возбуждении уголовного дела и направил материалы в мировой суд. Мировой судья посчитал, что необходимо заявление Жилкина, и возвратил материалы в прокуратуру, которая, в свою очередь, обратилась в милицию с целью выяснить, желает ли Жилкин написать это заявление. Через некоторое время в прокуратуру заявление Жилкина поступило. Заявление Кузнецова в СМИ о том, что я якобы лично ездил в колонию к Жилкину и просил его написать данное заявление в суд, иначе как ложью не назовешь. По этому и другим лживым фактам, думаю, я встречусь в Кузнецовым в суде. Никуда я не ездил, более того, в то время я находился на дневном стационаре в Озерской центральной районной больнице. Тем временем прокуратура вновь отправила материалы в мировой суд, но судья опять вернул материалы, сославшись на то, что Кузнецов относится к категории "спецсубъекта" и возбуждение уголовного дела в отношении него возможно только с согласия прокурора Калининградской области. При этом мировой судья вновь вернул материалы в районную прокуратуру, а заявление Жилкина отослал обратно в колонию. Почему судья самостоятельно не направил материалы в облпрокуратуру, мне неизвестно. В итоге и.о. прокурора Озерского района передал материалы в областную прокуратуру, где дело возбудил лично прокурор Самсонов. Вот из-за такой сложной схемы по материалу долгое время не принималось законного решения.

ИА REGNUM: В чем же, по вашем мнению, причина противостояния?

В том, что я добросовестно исполнял свои обязанности. Нарушения, которые исходили от должностных лиц, мною пресекались принципиально, несмотря на чины и звания. Хочу отметить, что в последние годы правления Кузнецова в районе творится самый настоящий беспредел. Он допускает множественные нарушения жилищного, трудового, природоохранного законодательства, и я как прокурор всегда реагировал на эти нарушения. В отношении главы муниципалитета вносились представления, предостережения и протесты на незаконные постановления, возбуждалось административное производство. Естественно, ему это не нравилось, и на этой почве у нас с ним периодически возникали трения. Он хотел видеть прокурора "карманным". В итоге от общих знакомых я стал получать информацию о том, что Кузнецов часто высказывается в кругу друзей на тему: "Я уберу прокурора любой ценой". При этом он заявлял, что у него "хорошие связи" с заместителем полпреда президента в СЗФО Александром Дацышиным, что он на "очень хорошем счету" у губернатора Георгия Бооса.

Точкой кипения в этом затяжном конфликте стало событие, произошедшее на весенней сессии депутатов местного совета. Глава района представил на должность директора МУП ЖКХ своего знакомого из города Гусева Юрия Кретова, но эта кандидатура не была утверждена депутатами. Дело в том, что новый директор, только приступив к исполнению своих обязанностей, сразу же допустил нарушение трудового законодательства. В этой связи мною были приняты меры прокурорского реагирования - внесено представление и возбуждено в отношении Кретова административное производство, о чем я проинформировал депутатов. После окончания сессии Кузнецов мне позвонил и начал прямо высказывать угрозы, что я вставляю ему палки в колеса и он сделает все, чтобы убрать меня с должности прокурора района.

ИА REGNUM: Какие причины вашего увольнения с поста прокурора?

Я вынужден был написать рапорт об увольнении по собственному желанию, это как раз к вопросу о мести, только со стороны главы администрации.

ИА REGNUM: По вашему мнению, будет ли дело в отношении Сергея Кузнецова доведено до логического конца, то есть рассмотрено в суде?

Все зависит от оперативности и принципиальной позиции областной прокуратуры, которая расследует дело - насколько быстро и грамотно будут собраны доказательства вины Кузнецова. У меня же нет никаких оснований не верить показаниям потерпевшего, свидетелей, а также заключению экспертизы. Не мог же Жилкин 8 раз подряд падать, причиняя себе телесные повреждения, как указывает на это Кузнецов.