Обзор СМИ Архангельской области за 2-8 июля

Политика

В Коряжме прошла последняя перед летними каникулами сессия городских депутатов. "Трудовая Коряжма" отмечает, что депутаты были настроены миролюбиво и простили администрации города тот факт, что многие законопроекты были внесены с нарушением сроков. "С опозданием подготовлен вопрос о внесении уточнений в местный бюджет. На то, как объяснила начальник финуправления Ольга Бушуева, есть объективные причины. В первую очередь это связано с тем, что дополнительная финансовая помощь из областного бюджета поступила совсем недавно. В результате финансисты попали в цейтнот и не успели представить документы для предварительного обсуждения на депутатских комиссиях. Ольга Александровна убеждала депутатов не откладывать рассмотрение корректировки казны, иначе могут возникнуть проволочки в реализации уже принятых решений. Например, для того, чтобы Коряжма получила средства в 2008 году на модернизацию тепловых сетей в рамках областной инвестиционной программы, нужно подготовить проектно-сметную документацию. Ее разработка, по результатам конкурса, обойдется в 840 тысяч рублей. Половина - за счет МУП "ПУ ЖКХ", остальное - города. Городские расходы на эти цели необходимо уже сейчас учесть в бюджете".

Газета подробно описывает и другие изменения в бюджете. Кроме того, на этой же сессии был принят новый Устав города. "За последнее время в федеральное и областное законодательство внесено много изменений, которые требовали отражения в главном документе города. Без этого трудно было работать. При принятии решений по некоторым вопросам приходилось буквально ходить по лезвию ножа, чтобы в точности соблюсти все юридические нормы и не "нарваться" на представление прокуратуры. Теперь эта проблема во многом снята. Но сделано еще не все. Пока не внесены уточнения, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса. Такую задачу поставили перед собой на осень. Когда приведем Устав в соответствие с Бюджетным кодексом, нам легче будет решать финансовые вопросы, так как некоторые важные полномочия передаются на местный уровень".

Экономика

Региональные газеты продолжают писать о дорогах. Новое дыхание этой теме придала пресс-конференция руководителя областного ГИБДД. В Архангельске отмечается значительный рост ДТП по вине водителей (более, чем на треть) и снижение количества аварий по вине пешеходов - свыше 15%. "Неужели пешеходов буквально-таки выдрессировали водители, гоняющие на большой скорости по городским магистралям?", - задается вопросом "Волна". "Ремонт не ведется, объекты - в том числе и, прежде всего, многострадальный Ленинградский проспект - с прошлого года пребывают в полуразрушенном состоянии... Собственно говоря, было непонятно, отчего руководство областного ГИБДД доказывает очевидное - состояние дорог в Архангельске улучшается крайне медленно, несмотря на существенные вливания из областного бюджета. Раньше мешало отсутствие денежных средств, а в прошлом году конкурсы на ремонт дорог мэрия проводила где-то в середине лета. Где уж тут строить.... Да и начальник Управления дорог и мостов господин Мохначев все больше по судам - не ладил с правилами дорожного движения. Ларчик открылся просто. Оказывается, ГИБДД планировало проверку улично-дорожной сети в Архангельске. И, вот, за подписью заместителя мэра по городскому хозяйству Анатолия Назарова гаишники получают ответ на свой запрос, в котором, ни много, ни мало, утверждается, что в Архангельске мэрией уже "выполнен текущий ремонт улично-дорожной сети на 70% в целом по городу Архангельску", а срок окончания всего (!) ремонта определен августом 2007 года". В общем, в Архангельске дороги, оказывается, уже отремонтированы. А мужики-то не знают!

"Правда Севера" публикует интервью с главным дорожником области директором ОГУ "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" Алексеем Верещагиным. Он считает, что шансы на то, что в области все же появятся дороги есть. Тому порука принятая программа "Развитие и совершенствование сети региональных автодорог общего пользования Архангельской области (2007-2010 годы)". Теперь "есть возможность вести работы планово, что позволит подрядчикам просчитывать свои затраты и внедрять новые технологии". "Среди перспективных направлений руководство "Архангельскавтодора" особо отмечает выход на федеральную трассу в Плесецком районе через Каргополь. По инициативе губернатора активная работа здесь ведется с прошлого года. Нынче будет введено в эксплуатацию девять километров асфальтобетонного покрытия. "Другое важное направление - связать Мезень с областным центром, - рассказывает Алексей Верещагин. - В этом году будет выполнен основной объем строительно-монтажных работ, а в следующем мы планируем открыть проезд по новой дороге протяженностью 38,5 километра. Уже в июле будет сдан 6-километровый участок трассы Карпогоры - Сосновка - Нюхча, соединяющий Карпогоры с отдаленными населенными пунктами, которые не имеют выхода к железной дороге. Еще один ключевой участок в 5,5 километра будет сдан в этом году на границе Ленского и Котласского районов, в перспективе он свяжет Архангельск с Яренском. В дальнейшем планируется соединить Рябово и Литвино с Котласским районом". Одновременно будет проводиться большая работа по подготовке проектной документации на дорожное строительство в последующие годы, которое получит финансирование, в том числе из федерального бюджета. Администрации области удалось достичь значительных успехов. Благодаря активной работе губернатора Николая Киселева принципиально увеличилось федеральное финансирование: в 2007 году регион получил 263 миллиона рублей вместо ожидаемых 220. В 2008-м эта сумма возрастет до 340 миллионов рублей, а в 2009 году достигнет 500 миллионов. "По сравнению с нашими ближайшими соседями - Вологодской областью, республиками Карелия и Коми объем финансирования дорожной отрасли в Архангельской области увеличится вдвое, - продолжает Алексей Федорович. - В этом случае мы не только справимся с поставленной задачей, но и ускорим темпы реализации областной программы. После выполнения этих мероприятий и с учетом их результатов депутатами областного Собрания будет утверждена концепция новой программы. Ее приоритетами могут стать соединение населенных пунктов в районных центрах и развитие дорожной сети для лесопромышленного комплекса". В соответствии с целевой программой развития Архангельска, финансирование которой составляет 430 миллионов рублей, ведутся работы и в областном центре. Так, продолжится реконструкция Ленинградского проспекта на участке от улицы Галушина до улицы Дачной. Будет выполнен максимальный объем работ по замене дорожного покрытия на всем протяжении Краснофлотского моста. 50 миллионов рублей выделено на замену покрытия набережной Северной Двины от улицы Урицкого до улицы Карла Маркса. Проспект Ломоносова в этом сезоне, помимо замены асфальтобетонного покрытия, ожидает устройство ливневой канализации и замена коллектора". Алексей Верещагин рассказывает и о других ремонтирующихся в этом году дорогах, но отмечает, что "единственное, что мешает, - задержка подготовки документации по всем объектам со стороны мэрии. Однако мы надеемся, что в ближайшее время этот вопрос будет решен, поскольку подрядчики уже начали работы".

"Трудовая Коряжма" пишет, что городская Дума на последней сессии приняла решение направить предложение о передаче автомобильной дороги от так называемого кругового движения до станции Низовка из муниципальной собственности в собственность области. "Магистраль до отворота на Низовку в областных нормативных документах обозначена как региональная, дорога на Низовку - как проселочная. Но по областному закону подъезды от региональных шоссе к железнодорожным станциям относятся к региональным автомобильным дорогам. Тем не менее, до сих пор эти участки вместе с зелеными насаждениями и тротуарами находятся в хозяйственном ведении МУП "Благоустройство". Затраты городского бюджета на их обслуживание - около 1 млн рублей в год. Такое положение вещей противоречит федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления. По его требованиям региональные дороги должны быть переданы в собственность субъекта РФ до 1 января 2008 года. По словам Надежды Усовой, ОГУ "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" готово рассмотреть вопрос. Оно запросило схемы дорог с приложением основных характеристик".

"Российская газета" пишет, что капитальный ремонт городских теплотрасс до сих пор не начался. "Планируется выполнить работы на 74 млн. рублей, не считая затрат на устранение прорывов, произошедших во время гидравлических испытаний.

Арендатор теплотрасс - генерирующая компания - пока ведет работы по текущему ремонту, оплата которого включена в существующий тариф. К капитальному готовы приступить лишь после того, как мэрия обеспечит гарантии оплаты. Один из первых в очереди на капитальный ремонт - участок надземной теплотрассы областного центра на улицах Корабельной, Баумана и Маймаксанской на лесозаводе №21. Тепло по нему подается более чем в 20 домов. Здесь требуется заменить 340 погонных метров труб. Кроме того, нужны новые опоры и термоизоляция. Сейчас теплотрасса в этом месте просто рухнула на землю. Сгнившие деревянные опоры не выдержали нагрузки. При этом трубы съехали "удачно" - даже удалось завершить отопительный сезон. Жильцов заверили, что ремонт теплотрасс начнется сразу по его окончании. С тех пор прошло уже больше месяца. Трубы по-прежнему на земле, а те, что еще не упали, лежат на сараях и крышах. Альбина Лукина, Нина Пятковская, Евдокия Волова и другие жители микрорайона говорят, что боятся остаться на зиму без отопления, а еще опасаются даже ходить у своих домов - настолько ненадежно выглядит теплотрасса. Всего на подготовку областного центра к зиме требуется 1,1 млрд. рублей".

В этом году авиалесоохрана переведена на областное финансирование. Но денег на тушение лесных пожаров продолжает не хватать. Как пишет "Коношский курьер", денег "хватило по итогам торгов для заключения договоров на поставку трех самолетов Ан-2 (которые по плану должны стоять в Архангельске, Лешуконье и Шенкурске) и одного Ми-8. А всего на авиабазе девять авиаподразделений. То есть шесть точек остается на пожарный сезон 2007 года без воздушных судов. Для примера, за вельской авиагруппой закреплена территория трех районов: Коношского, Вельского, Устьянского. А это шесть лесхозов с общей площадью авиазоны 1372460 гектаров. Есть специально подготовленные люди: парашютисты-пожарные и летнабы, но у них нет пропеллеров за спиной, как у Карлсона. А ведь весь смысл авиалесоохраны заключается в том, чтобы вовремя обнаружить лесной пожар в труднодоступных местах и оперативно потушить его, пока он не набрал силу и не нанес большого ущерба природе и экономике области. В складывающейся ситуации обращаюсь к руководителям районов с просьбой о ходатайстве перед руководством Архангельской области и депутатами областного Собрания о выделении дополнительных средств на авиалесоохрану".

Общество

Один из старейших поселков Архангельской области - Верхняя Тойма - отметила своё 870-летие. Как и день города Архангельска, юбилей Верхней Тойме подпортила погода. Как пишет "Заря", из-за погоды многие так и не пришли на открытие праздника. "Накануне праздника открылись две интересные выставки - 28 июня "Тойма и тоймичи" в краеведческом музее, а 29 июня выставка картин нашего земляка, заслуженного художника России Сюхина "Россия без деревни - не Россия" в офисе дорожного управления. Автор представил свои работы, выполненные в различных жанрах и видах. Здесь и портреты, и пейзажи, и иллюстрации к художественным произведениям, созданные в графике, написанные акварелью, маслом. Посетители смогли по достоинству оценить мастерство Сергея Никандровича, увидеть работы прежних лет и последние, созданные совсем недавно. Крестным ходом от Свято-Георгиевского храма, сопровождавшегося колокольным звоном, открылся праздничный день 870-летнего юбилея села. От церкви до места строительства будущего зимнего храма на живописном месте на берегу Северной Двины, где пока лишь установлен крест, прошли представители православной общины. Праздничный молебен вместе с настоятелем верхнетоемского храма отцом Иеремией служили гости-священнослужители, которые привезли иконы Св. Великомученика и Победоносца Георгия и Св. Сергия Малопинежского. Обе иконы написаны на средства уроженца Горки, и отправились туда, в местный храм". А затем начался праздничный концерт. Газета подробно описывает всех выступающих, и хотя там не было больших звезд, настроение, испорченное дождем, сельчанам они подняли.

"Правда Севера" пишет об уникальных мастер-классах по лоскутному шитью, которые в США провела наша землячка, народный мастер России, преподаватель Шенкурской детской художественной школы Елена Чиркова. "Она представляла свое творчество и работы в штате Нью-Мексико. Поездка была организована и полностью оплачена в рамках программы "Открытый мир", которая была основана в 1999 году для укрепления взаимопонимания между США и Россией. Программа ежегодно финансируется Конгрессом США... В течение двух дней в музее международного фольклорного искусства был организован показ с нашим участием. Предварительно он был широко разрекламирован в газетах, в Интернете, в городе повсюду развешивались афиши. На эту встречу могли прийти все желающие. Мы представляли свое творчество, проводили мастер-классы. Была выставка работ в технике лоскутного шитья. Я провела показ авторских приемов техники быстрой сборки лоскутного шитья, учила делать аксессуары из текстиля. У американцев многовековые традиции лоскутного шитья, мы в этом плане, конечно, от них отстаем. Культура лоскута у них очень высока, но это связано с иными условиями жизни, высоким достатком. Лоскутное изделие у них называется квилт. И то, что в доме есть квилт прабабушки, - обычное явление и для семьи особая гордость. Он сохраняется из поколения в поколение, это семейная реликвия. И если гость будет спать под лоскутным старинным одеялом, значит, ему оказана высочайшая честь. В американских семьях повзрослевшие дети рано оставляют родительский дом и обязательно берут с собой лоскутное одеяло как символ неразрывности с семьей. При рождении ребенка ему обязательно дарят лоскутное одеялко ручной работы".

Заключает материал о поездке газета такими словами: "Может, несколько громко прозвучит, но страна, думающая о будущем, обязательно сохраняет свои традиции, если она хочет интересно развиваться. Я убедилась, что ремесло, народные промыслы могут быть основой экономики города и даже целого региона. Мы просто недооцениваем их значимость. У нас в районе для этого есть все: сохранившиеся традиции, мастерицы и люди, готовые учиться и заниматься народными промыслами. А началом может стать создание Дома ремесел или Дома народного творчества, активное участие в выставках, ярмарках, рекламирование наших мастеров".

Происшествия

"Север" пишет об одном из самых крупных в Архангельской области за последние пять лет лесных пожаров. В Мезенском районе около пустующего населенного пунукта Кепино возник пожар. "Из-за отдаленности и труднодоступности очага возгорания авиалесоохрана приступила к тушению пожара не сразу. Ситуация осложнялась еще и тем, что огонь ввиду сухой и жаркой погоды распространялся быстро, и только 5 километров отделяли от границы пожара лесной кордон Ручьевского лесничества Мезенского лесхоза, на котором находились люди. Пожар был локализован на следующий день к вечеру. В общей сложности выгорело 800 гектаров леса. Кстати, месяц назад огнем было уничтожено 1,5 гектара леса на соседнем участке - в 12 километрах от Сояны. Как говорят специалисты ГО и ЧС, чаще всего лесные пожары вызываются человеческим фактором. Так что рекомендация может быть только одна - максимум осторожности и внимательности при посещении леса".