Закон о переходе на обязательную одиннадцатилетку в существующем виде - профанация благородной идеи и поручения президента, чреватая самыми тяжкими последствиями. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM 11 июля, говорится в открытом письме председателю Совета Федерации Сергею Миронову, подписанном председателем общественного движения "Образование для всех", первым заместителем председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Олегом Смолиным (КПРФ), депутатом Госдумы, академиком РАН, Нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым (КПРФ) и депутатом Госдумы Сергеем Глазьевым ("Справедливая Россия-Родина").

Подписавшиеся предлагают отклонить закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования" как ограничивающий права ребенка и направленный на снижение человеческого потенциала России.

В открытом письме Миронову предлагается ввести мораторий на инициативы Министерства образования и науки РФ в сфере образования и провести широкую общенациональную дискуссию о путях развития российской образовательной системы на ближайшие 10-15 лет. По итогам дискуссии предлагается принять необходимые программные документы на чрезвычайном съезде работников образования страны.

Подписавшиеся аргументировали свою позицию тем, что под законом, который Совет Федерации рассмотрит 11 июля "нет фундамента", в частности, не существует ни концепции новой школы, ни представления о новом содержании общего образования, проблема образовательных стандартов за 15 лет так и не нашла решения, плана перехода к всеобучу также не существует, соответственно, не известна цена вопроса. "Правительство полагает, что закон не потребует финансовых расходов, а Общественная палата оценивает их в 30-40 млрд. рублей", - сказано в открытом письме.

По мнению Смолина, Алферова, Глазьева, законодательный акт, ориентированный на создание полной системы предпосылок для всеобуча, заслуживает специального закона, а не разрозненных бессистемных поправок. "В законе не прописаны формы ответственности за его неисполнение. Не просчитаны социальные и педагогические риски. В этих обстоятельствах статья 7 - "закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г." - вызывает крайнее удивление, если не смех сквозь слезы", - говорится в открытом письме.

Кроме того, против закона приводятся следующие аргументы. "Отныне ребенок, получивший "годовой неуд" хотя бы по одному предмету, не сможет продолжать образование в очной школе, зато он будет получать его в "иных формах". Таких форм закон знает только три: очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Другими словами, неуспевающему ребенку закон запрещает продолжить очное общее образование не только в школе, но и в ПТУ и в среднем специальном учебном заведении. Вместо защиты прав ребенка предлагается новый вид его дискриминации!", - сказано в открытом письме Миронову.

Поправками в закон "резко ограничивается право педагога на выбор используемых учебников и учебных пособий, но зато государство получает право в нарушение всех конкурсных принципов отбирать для школы не только учебную литературу, но и круг организаций, уполномоченных на ее издание. Легко прогнозировать, что подобные "новеллы" приведут к монополизации рынка и коррупции чиновников", - сказано в письме.

По мнению подписавшихся, стиль реформирования "сверху" системе образования абсолютно противопоказан. "Взвешенные решения могут быть только результатом активной профессиональной и общественной дискуссии. Исторический опыт и России, и других стран свидетельствует, что непродуманные решения рано или поздно неизбежно отторгаются системой образования и обществом. Но издержки непомерно велики. Последний яркий пример - история с ЕГЭ, породившая массу скандалов", - говорится в письме.

Вместе с тем, Смолин, Алферов, Глазьев убеждены, что "переход к всеобщему среднему образованию в эпоху "экономики знаний" и высоких технологий - это достойная и своевременно поставленная цель".

11 июля Совет Федерации обсудит принятый Госдумой 6 июля в третьем чтении закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с установлением обязательного общего образования".