На первом организационном заседании совета по совместной эксплуатации железнодорожной переправы между портами Астраханского водно-транспортного узла, Махачкалы (Россия) и Актау (Казахстан) в Махачкале (Дагестан) подписан протокол о взаимовыгодном сотрудничестве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Председателем совета избран гендиректор Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) Абусупьян Хархаров.

В подписании приняли участие начальник отдела Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Галина Артамонова, директор по маркетингу центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "Российские железные дороги" Олег Киселев, заместитель начальника Управления морской и речной деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта Алексей Редькин, заместитель председателя Комитета путей сообщения Министерства транспорта Республики Казахстан Бекболат Нарегеев, капитан порта "Актау" Евгений Ламзин, заместитель начальника паромного комплекса отдела коммерческой и грузовой работы Актауского международного морского торгового порта (АММТП) Сергей Талкач, директор департамента маркетинга перевозок АО "НК Казахстан memip жолы" Ержан Жакишев и другие официальные лица, в том числе, руководство ММТП и Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

Благодаря этому соглашению Дагестан станет своеобразным коридором, по которому пойдут встречные грузопотоки. Предполагается, что Дагестан и Казахстан станут центрами интенсивного развития внешнеторговых отношений между Европой и Средней Азией.

По представлению Абусупьяна Хархарова, ММТП - быстроразвивающееся предприятие республики, которое сегодня располагает перегрузочными комплексами мощностью более 7 млн тонн наливных и 2,5 млн тонн сухих грузов в год. Транспортным флотом порта ежегодно перерабатывается более 1,2 млн тонн сухогрузов и около 4 млн тонн нефтеналивных. В последние годы из общего объема перевозок грузов около 40% составляют перевозки между Россией и зарубежными странами (Иран) за пределами СНГ, 60% - между Россией и странами СНГ, а теперь и Казахстаном.

В 2002 году по поручению президента России построена первая очередь железнодорожной паромной переправы пропускной способностью 20 440 вагонов в год, которая позволяет обеспечить прямое железнодорожное сообщение с портами Туркмении (порт Туркменбаши), Казахстана (порт Актау), Ирана (порт Амир Абад). Значительно расширена и укреплена территория Северного мола. За счет отвоеванных у моря участков удалось увеличить производственные площади сухогрузной гавани в два раза. Завершены или близки к завершению работы и на других объектах порта. За последние годы построены и введены в эксплуатацию два современных нефтепирса общей мощностью 7 млн тонн в год. Ведутся работы по восстановлению нефтепирса № 5 производительностью 0,9 млн тонн наливных грузов и заканчивается реконструкция волнолома. Это позволит довести мощности перегрузочного комплекса нефтегавани до проектной мощности и принимать 10 млн тонн наливных грузов в год.

Абусупьян Хархаров подчеркнул, что, не обеспечив адекватного развития перегрузочных мощностей порта, Россия может ослабить свои морские позиции на Каспии, уступив их динамично развивающимся прикаспийским государствам. "Все разработанные нами проекты, - отметил он, - окупаемы в ближайшем будущем".

Гендиректор ММТП пригласил инвесторов к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях: "Мы готовы предоставить крупным российским компаниям и иностранным фирмам возможность участия в совместном бизнесе с предоставлением инвесторам прав аренды, концессии и других видов взаимодействия". Все это, по мнению Хархарова, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития экономического содружества, установлению взаимовыгодных отношений, работе на укрепление мира и стабильности в Северо-Кавказском регионе, как составной части России и в странах ближнего и дальнего зарубежья.