1 августа не стало "днем Х" для российской черной икры, однако проблема охраны осетровых от варварского уничтожения их браконьерами ради получения дорогостоящих деликатесов оказалась в центре внимания СМИ именно в этот день в связи с тем, что еще 16 июля "Русская служба новостей" распространила со ссылкой на сенатора от Астраханской области, председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственной деятельности Геннадия Горбунова следующую информацию: "С 1 августа добыча икры будет разрешена только хозяйствам, которые занимаются разведением рыбы. Кроме того, небольшие партии икры будут добываться и для научных разработок".

Непосредственно 1 августа заместитель директора Департамента рыболовства Минсельхоза РФ Михаил Глубоковский заявил, что в этот день не вступают в силу никакие нормативные акты, вводящие запрет на добычу осетровых, а квоты на промышленный вылов осетровых не выдаются последние четыре года. При этом Михаил Глубоковский отметил прекращение практики легализации браконьерской продукции под видом конфиската.

Речь идет о Федеральном законе от 20 апреля 2007 г. № 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" была внесена статья 54 "Изъятие незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов и орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов". Пункт 2 этой статьи гласит: "Безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению".

Данный закон направлен на подрыв экономических основ браконьерства, поскольку пресекает возможность легализации браконьерской икры и других биоресурсов под видом конфиската.

Закон был принят Госдумой 4 апреля 2007 года и подписан президентом 20 апреля. В соответствии с данным законом, постановлением правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 367 были утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, которые, в частности, гласят: "Конфискованные водные биоресурсы, а также продукты их переработки, в том числе икра, передаются уполномоченными органами в Российский фонд федерального имущества по акту приема-передачи для последующего уничтожения, которое оформляется актом об уничтожении". Процедура уничтожения конфиската определена теми же правилами.

Кроме того, тем же постановлением правительства был утвержден Перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, подлежат незамедлительному уничтожению, в который вошли осетровые и лососевые рыбы (шесть видов осетра, белуга, стерлядь, два вида лосося, семга, нерка, кета, горбуша и др.), девять видов крабов, морской гребешок, трепанг, три вида морского ежа и другие водные биологические ресурсы, являющиеся объектом повышенного внимания браконьеров.

Согласно действующему законодательству, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено самими законами. Таким образом, поправки к закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" вступили в силу 5 мая - через 10 дней после официальной публикации Федерального закона № 57-ФЗ в "Российской газете" 24 апреля 2007 года.

Ввиду того, что столь серьезные изменения в законодательстве действуют совсем недавно, оценить их влияние, в частности, на рынок черной икры пока не представляется возможным, однако очевидно, что удалось перекрыть важнейший канал легализации добытых браконьерами водных биоресурсов России.