Руководство партии "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) категорично возражает против решения министра юстиции Гайдиса Берзиньша, представляющего национал-радикальное объединение "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK), об объединении в одну структуру Управления натурализации и Центра государственного языка. Как корреспонденту ИА REGNUM сообщили в парламентской фракции ЗаПЧЕЛ, сегодня, 2 августа, заявление по этому поводу распространило бюро партии, а председатель фракции и сопредседатель ЗаПЧЕЛ доктор педагогики Яков Плинер направил открытое письмо премьер-министру Айгару Калвитису (Народная партия).

Напомним, министр-"отчизновец" своё решение мотивировал спадом натурализации и необходимостью укрепления статуса государственного латышского языка с поощрением его использования в стране. В свою очередь в ЗаПЧЕЛ отмечают, что Центр государственного языка заработал в Латвии репутацию "языковой инквизиции" и предлагают передать Управление натурализации из подчинения Минюста под юрисдикцию МВД, которым сейчас руководит лидер "Латвийского пути" Ивар Годманис.

ИА REGNUM приводит полный текст заявления бюро ЗаПЧЕЛ и открытого письма председателя парламентской фракции.

"Заявление бюро ЗаПЧЕЛ

Министр-националист задумал соединить водопровод с канализацией!

Министр юстиции Гайдис Берзиньш заявил о намерениях объединить Управление натурализации с Центром госязыка. Эта инициатива напоминает известные анекдоты о скрещивании ежа с ужом и соединении водопровода и канализации. Управление натурализации реализует вполне положительную задачу, отчасти решая проблему массового безгражданства. Центр госязыка выполняет в первую очередь репрессивную функцию, штрафуя людей за невладение государственным языком. Соответственно Центр языка заработал репутацию "языковой инквизиции". Трудно оценить, насколько в случае объединения столь разных по духу учреждений пострадает защита государственного языка, однако очевидно, что процесс натурализации будет окончательно подорван. В последнее время натурализация по многим причинам резко замедлилась, и перспектива обращаться за гражданством в репрессивный по своей сути Центр языка станет для многих неграждан новым непреодолимым препятствием. Другая угадываемая цель объединения ведомств - это изгнание из госаппарата неугодных националистам честных чиновников, проявлявших корректное отношение к претендентам на гражданство. По-видимому, именно таких результатов от своей реформы ожидает министр Берзиньш, демонстрируя в очередной раз вызывающее неуважение к интересам общества и обязанностям министра юстиции. Разрушение системы натурализации не соответствует программе правительства и большинства партий. Министр юстиции, думающий об общих интересах, должен был бы укреплять Управление натурализации и упрощать правила обретения гражданства для тех категорий неграждан, которые объективно не способны нормализовать свой правовой статус на сегодняшних условиях. Однако господин Берзиньш ведет себя на посту министра исключительно как комиссар собственной националистической партии - TB/LNNK, которая выражает интересы лишь небольшой части граждан Латвии.

Мы заявляем протест против антиобщественных намерений министра-националиста и призываем правительство не поддерживать его разрушительных планов. В случае их реализации отношения между государством и русскоязычным меньшинством Латвии резко ухудшатся. Этот результат не нужен никому, кроме безответственных националистов. Мы незамедлительно обратимся к международным организациям с призывом напомнить властям Латвии о необходимости выполнения взятых ранее Латвией обязательств по цивилизованному решению проблемы массового безгражданства.

Бюро партии ЗаПЧЕЛ, 02.08.2007"

"Президенту министров Латвийской Республики господину Айгарсу Калвитису

2 августа 2007 года

Открытое письмо

О ведомственной подчиненности Управления натурализации

1 августа 2007 года Министерство юстиции распространило информационное сообщение о намерениях министра Гайдиса Берзиньша объединить в одно учреждение Управление натурализации и Центр госязыка. Свои намерения министр обосновывает тем, что "статистика последних лет свидетельствует об уменьшении темпов натурализации... Актуальность натурализации уменьшается, а необходимость заботиться о государственном языке становится все важнее". Министр объявил о создании соответствующей рабочей группы, которая уже к сентябрю должна подготовить соответствующий проект. Новое учреждение должно приступить к работе с января 2009 года. Его главной задачей будет "укрепление статуса государственного языка и способствование его использованию" а "одной из функций... обеспечение [натурализации]". У нового учреждения будут "достаточные ресурсы и широкая региональная сеть, чтобы иметь возможность эффективно выполнять эти задачи", - говорится в сообщении.

Обращаем ваше внимание на то обстоятельство, что два подлежащих объединению учреждения выполняют не только разные, но и прямо противоположные функции. Так утвержденным Кабинетом министров 22 февраля 2005 года положением об Управлении натурализации на последнее возлагаются, в том числе и функции координации процессов интеграции общества (п.3.8). В положении "О Центре госязыка" (от 22 марта 2005 года), напротив, преобладают функции выявления нарушений и наказания за них (п.п. 3.1, 3.2, 4.3, 4.4, 5. и т.д.). Именно для выполнения этих карательных функций, видимо, и предлагается передать Центру госязыка из Управления натурализации имеющиеся в распоряжении последнего "достаточные ресурсы и широкую региональную сеть". Следует отметить также, что увеличение необходимости заботы о государственном языке именно в 2007 году - личное мнение министра, не подтвержденное ни одним фактом. В то же время темпы натурализации действительно катастрофически снижаются. За первые 5 месяцев этого года подано лишь 1521 заявление, что почти вчетверо меньше, чем за тот же период 2006 года, почти в 7 раз меньше уровня 2005 года и почти втрое меньше средних темпов подачи заявлений за 13 лет существования процедуры.

Катастрофическое снижение темпов натурализации вступает в явное противоречие с такими международными рекомендациями в адрес Латвии, как, например, резолюция Европейского парламента по поводу доклада Европейской комиссии по всестороннему мониторингу Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии о готовности к вступлению в Европейский Союз. P5_TA(2004)0180, 11/03/2004.

Публичное заявление министра способствует лишь дальнейшему снижению темпа подачи заявлений, что является программной целью партии TB/LNNK, делегировавшей г-на Берзиньша в правительство, но не является целью правительственной декларации. Напоминаем, что фракция TB/LNNK неоднократно вносила в Сейм законопроекты, имеющие целью ликвидацию Управления натурализации вообще. Многократное снижение темпов натурализации в 2007 году показывает, что эта цель близка к осуществлению. С другой стороны, снижение темпов натурализации свидетельствует о том, что министр не справляется с этой частью возложенных на него обязанностей, находясь в конфликте интересов государства и своей партии. В заключение не можем не отметить, что оба подлежащих реорганизации учреждения прямо упоминаются в законах о "О государственном языке" (Центр госязыка, ст.26) и законе "О гражданстве" (Управление натурализации - ст.17). Реализация планов министра юстиции требует внесения поправок в эти чрезвычайно чувствительные для общества законы.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в исполнении части 1 статьи 17 закона "О гражданстве", требующей подачи заявлений на натурализацию вовсе не в Министерство юстиции (которому подчиняется Управление натурализации), а в Министерство внутренних дел. Поэтому мы предлагаем еще до сентября решением Кабинета министров изменить положение об Управлении натурализации и передать эту структуру в ведение МВД.

Сопредседатель ЗаПЧЕЛ, председатель фракции в Сейме Яков Плинер".