В калужской деревне Никола-Ленивец, известный благодаря существующему там с начала 90-х гг. парку современной ландшафтной архитектуры, в субботу, 4 августа, открылся фестиваль Архстояние-2007, сообщает корреспондент ИА REGNUM. В этом году фестиаль приобрел международный характер. Его организаторами выступили Проект "Никола-Ленивец", Некоммерческое партнерство "Никола-Ленивецкие промыслы" и немецко-белорусская неправительственная организация KAJA (children + architecture - youth + architecture).

17-метровая башня "Маяк" (Николай Полисский, 2004), сооруженная из стволов вяза и дуба, служит не только украшением поймы Угры, но и антенной для связи Никола-Ленивца с космосом.

Тема фестиваля 2007 года - "Граница". "Это повод поработать на стыке актуального искусства и архитектуры в сельском ландшафте Никола-Ленивца, но в то же время внутри "музея" под открытым небом; в природном заповеднике, но на периферии посёлка; внутри активно развивающегося комплекса, но в то же время, расположенного в глубокой провинции; в сложившейся самобытной среде, оригинальной социальной структуры, на территории, стремящейся развить свою харизму на разных социальных и культурных уровнях", - говорится в кураторском манифесте фестиваля.

"Гвоздем" "Архстояния-2007" стала презентация двух крупных ландшафтных объектов. Автор одной них - знаменитый ландшафтный архитектор из Нидерландов Адриан Гейзе - "гуру средового дизайна", основатель и руководитель компании West 8, специализирующейся в области градостроительного проектирования. Сооруженный им "Павильон шишек" (русские кураторы проекта переименовали его в "Шишкин дом"), рафинированно минималистский, почти отчужденный, создан, однако, из теплого по цвету и дружелюбного на ощупь природного материала. 50 кубометров шишек (преимущественно сосновых), заготовленных в окрестных лесах, плотно утрамбованные в ящики из металлической сетки (габионы), образуют и плотные, гладкие стены замкнутого квадрата, открытого только небу, и упругий пол, на котором посетители фестиваля с упоением валялись как на ортопедическом матрасе.

Вторая премьера фестиваля создана "гением места" Никола-Ленивца - художником Николаем Полисским. Насколько замкнутым, как бы устремленным внутрь себя является объект Адриана Гейзе, настолько же открыта и слита с природой работа Полисского "Границы империи". Суровый и официальный державный символ России - двуглавый орёл - переосмыслен художником в духе древних тотемов. Грозные ракетные боеголовки превратились в арахические булавы. В поле за деревней раскинулась аллея резных деревянных столбов, увенчанных странными изображениями - одновременно и монументальная как колоннады Пальмиры, и магическая как капище неведомого племени, и уютная как деревенский курятник.

Наряду с ландшафтными объектами, выполненными признанными мастерами жанра (как новыми, так и находящимися в Никола-Ленивце уже несколько лет) свои работы показала творческая молодежь. Открытие фестиваля "Архстояние-2007" совпало с завершением международного творческого семинара "Infinity in Russia", посвященного образам бесконечности пространства, энергии и свободы, который прошел в Никола-Ленивце 18 июля - 5 августа 2007 г. В семинаре приняли участие 44 молодых человека - художники, архитекторы и дизайнеры из Италии, Германии, Польши, Латвии, Германии, Белоруссии, Украины и России. А с 1 августа по 4 августа в Никола-Ленивце прошел и Международный семинар. "Vocation of the place", участниками которого стали 10 студентов из стран Европы и 10 российских архитекторов.

Справка ИА REGNUM: старинная деревня Никола-Ленивец находится на территории национального парка "Угра" в чрезвычайно живописной местности на берегу реки Угры примерно в 300 км к юго-западу от Москвы. Именно в этих местах происходило знаменитое стояние на Угре 1480 г., положившее конец золотоордынскому игу на Руси. Сегодня Никола-Ленивец представляет собой уникальный для России пример превращения художественного проекта в градообразующий фактор для нескольких вымирающих деревень. Художники, работающие на этих берегах, стали работодателями для местных жителей, а те, в свою очередь - не просто их подмастерьями, но и верными сподвижниками, фактически соавторами.