В настоящее время имеются документальные свидетельства того, что в годы Большого террора были репрессированы от 1,7 до 2 млн. человек, из них около 725 тыс. были расстреляны. "Это очень похоже на массовый государственный терроризм в отношении собственного народа", - об этом заявил на пресс-конференции в Москве, посвященной 70-й годовщине Большого террора в СССР, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, Уполномоченный по правам человека поблагодарил всех, кто помнит о годовщине Большого террора и почтил память его жертв. Это и простые люди, которые собираются у памятников жертвам политических репрессий и на местах казней, и местные власти, содействующие организации траурных мероприятий, и Русская Православная Церковь, и общество "Мемориал", и некоторые телеканалы, заранее подготовившиеся к трагической дате и выпустившие художественные сериалы и публицистические передачи, посвященные истории террора. Он также выразил удовлетворение тем, что возобновила свою работу Комиссия при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

"Вместе с тем, главное слово в деле поминовения и в деле извлечения уроков и этой национальной трагедии должно сказать государство, - подчеркнул он, - потому что именно от имени государства происходили эти чудовищные злодеяния". "Я очень хотел бы, чтобы в нашей стране от имени государства был поставлен главный национальный памятник в память жертв большевистского террора", - пояснил Лукин. Он подчеркнул, что памятник должен быть сооружен на государственные средства, однако граждане России тоже могут принять поильное участие в его сооружении. При памятнике, по мысли Уполномоченного по правам человека, должен быть создан музей Большого террора, сотрудники которого должны вести систематическую научно-исследовательскую работу, посвященную истории политических репрессий в России.

"Мы являемся частью этого наследия в целом - и Великой Отечественной войны, и Великой победы, и страшных страниц истории, одной из самых чудовищных среди которых является 37-й год. И если мы будем помнить только розовые картинки, мы не сможем воспитать настоящих россиян, которые будут знать, чем надо гордиться, а чего опасаться".

"К сожалению, 37-й год у нас до сих пор глубоко не осмыслен", - констатировал Владимир Лукин. В частности, он отметил неполное открытие соответствующих архивов. "Я готов активнейшим образом настаивать перед государственными организациями, чтобы архивы были открыты полностью, - заявил он. - Такое сокрытие вредно для самого государства, так как привязывает государство к тому, что творилось тогда. Самое лучшее, что можно сделать, это полностью открыть архивы и отдать их историкам".

Уполномоченный по правам человека в РФ также заявил, что намерен поднять тему увековечения памяти жертв Большого террора в общении с президентом. "Я надеюсь, что президент об этой теме не забудет", - сказал он.