С 1993 года в Эстонии проводится военно-спортивная игра "Эрна", посвященная памяти шпионско-диверсионной группы фашистского абвера, действовавшей в июле 1941 года в тылу Красной армии. На прошлой неделе в Эстонии прошла очередная, 14-я по счету "Эрна". В игре приняло участие 28 команд, десять из которых - иностранные, в основном спецназовцы и военнослужащие стран НАТО. В Эстонию приехали команды США, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии (последние две страны представлены двумя командами). Впервые в соревновании приняли участие военнослужащие спецподразделений из Португалии и Чехии. Участники игры должны преодолеть 130 км от моря вглубь страны по маршруту диверсионного отряда абвера "Эрна" и при этом не попасть в руки "войск НКВД", которых изображают эстонские военные и пограничники. Соревнования, которые считаются одними из самых длинных и сложных военно-спортивных игр, финансируются Министерством обороны Эстонии.

Однако не длиной и сложностью игры, а ее политическим подтекстом объясняется то внимание, которое было уделено ей СМИ и политиками ряда стран и, в первую очередь, Эстонии и России. Так что представляла собой группа "Эрна", в честь которой проводятся эти игры, которую прославляют эстонские историки и политики и осуждают в России?

По утверждению эстонского историка, дипломата и бывшего руководителя Службы национальной безопасности Эстонии Эрика-Нильса Кросса, группа "Эрна" якобы была создана и подготовлена с помощью финнов офицерами эстонской армии - участниками "Зимней войны" в Финляндии из эстонцев, воевавших на стороне финнов, и эстонских беженцев, бежавших после "оккупации" Эстонии Советским Союзом. 8 июля 1941 г. группа тайно высадилась в тылу Красной армии и, укрываясь от облав истребительных батальонов, переправилась в леса Вирумаа, где к ней присоединились местные "лесные братья". По словам того же Кросса, группа провела "много боев с истребительными батальонами и регулярными частями русских" и "спасла много мирных жителей". Группа поддерживала радиосвязь с Финляндией и передавала финнам разведданные. На якобы высоко гуманной и героической миссии отряда "Эрна" сделал упор в своем выступлении при подведении итогов игр министр обороны Эстонии Яак Авиксоо, который заявил, что перед бойцами "Эрны" "стояла важная задача - защитить местное население от злодеяний НКВД". Героизируя действия "Эрны" министр обороны подытожил: "Эстонскому народу это напоминает о борьбе храбрых людей за свободу Эстонии, о защите невиновных простых жителей от превосходящих по численности и жестокости врага".

Однако если порыться в архивных материалах, то "Эрна" смотрится совсем не так, как ее подают эстонцы. На самом деле, тренировочный лагерь для 80 эстонцев, которых именовали "иностранными добровольцами вермахта", был организован резидентурой абвера в Финляндии весной 1941 г. В лагере их учили приемам партизанской войны и радиоделу. Командовали подготовкой диверсантов обер-лейтенант Райнхард и зондерфюрер Шварце. Подчинялась группа второму отделу абвера. Курировало работу с ней так называемое "бюро Целлариуса" - по имени фрегаттен-капитана Александра Целлариуса, возглавлявшего эту разведструктуру вермахта.

10 июля первая группа из 37 человек, которой командовал бывший военный атташе Эстонии в Париже, полковник Антс-Хейно Кург (впоследствии командир полка в пресловутой 20-й эстонской дивизии СС), десантировалась с рыбацких шхун в тылу Красной армии. Позднее на парашютах сбросили еще 17 человек во главе с обер-лейтенантом Райнхардом, которые присоединились к первой группе. Вскоре через линию фронта был переброшен и отряд зондерфюрера Шварце. Диверсанты поддерживали постоянную радиосвязь с командованием 18-й армии вермахта, входившей в группу армий "Север". Перед группой "Эрна" была поставлена задача - дезорганизовать железнодорожное сообщение, вести разведку, сеять панику в тылу Красной армии. Ни о каком "спасении от НКВД мирных жителей" речи не шло и идти не могло. Еще в начале войны шеф эсэсовцев Генрих Гиммлер заявил: "Эстонцы, латыши и литовцы - низшие, едва состоявшиеся расы, поэтому наше отношение к ним будет соответствующим". По утвержденному Гитлером плану "Ост", после разгрома СССР предполагалось выселить в Сибирь до 85% литовцев и до 60% латышей и эстонцев, а на их место заселить представителей арийской расы.

Прославилась группа не столько своими героическими подвигами против частей Красной армии и истребительных батальонов (ей, в частности, не удалось решить главную задачу - дезорганизовать железнодорожное сообщение на линии Таллин - Нарва), сколько своими расправами с местным партийно-советским активом и пленными красноармейцами. На телах своих жертв эрновцы вырезали букву "Е" и оставляли окровавленный финский нож. Большая часть группы была уничтожена уже 31 июля. Лишь нескольким десяткам диверсантов во главе с Кургом удалось уйти болотами через линию фронта в расположение германских войск. Тем не менее, эстонские историки расхваливают операцию "Эрна", называя ее ни больше, ни меньше "самой долгой и успешной операцией на Восточном фронте в ходе Второй мировой войны" На базе остатков группы был сформирован из добровольцев батальон "Эрна 2", который помогал частям вермахта. В октябре он был расформирован немцами, но многие его члены вошли в состав 20-й дивизии СС.

Естественно, в России не могли равнодушно отнестись к очередной попытке возвеличивания так называемых "борцов за свободу" Эстонии. В официальном заявлении Министерства иностранных дел РФ отмечается, что проведение военно-спортивной игры "Эрна" "вписывается в линию эстонских властей по героизации фашизма", что воспринимается с "чувствами глубокого возмущения". А председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов дал следующую оценку военно-диверсионной игре "Поход "Эрна" - 2007": "Вряд ли кого-то удивит очередная профашистская акция, организованная в Эстонии. Власти этой страны уже давно и достаточно откровенно взяли на вооружение идеологию нацизма и проводят соответствующий политический курс, в том числе, занимаясь героизацией эсэсовских карателей и переписывая историю Второй мировой войны. Хотелось бы только напомнить руководству Эстонии, что в конечном итоге происходит с фашистскими государствами и какова их участь".

С учетом политической подоплеки "Эрны", естественно, вызывает неприятие факт участия в играх стран НАТО. И в заявлении спикера Совета федерации, и в заявлении МИД России отмечается, что вызывает удивление, когда в наши дни некоторые страны-участницы антигитлеровской коалиции и сопротивления спокойно отправляют своих представителей в "Поход Эрны", забывая, что они тем самым морально поддерживают тех, кто весьма "своеобразно" понимает историческую роль подразделений СС и абвера. "Этим они омрачают светлую память и своих солдат, павших в борьбе с гитлеровским режимом, - подчеркивает российский МИД. - Поддержка подобных акций с явно провокационным подтекстом не может восприниматься иначе как потакание попыткам популяризации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны". Показательно, кстати, что эта позиция России была, наконец, воспринята в Пекине и команда НОАК, принимавшая ранее участие в "Эрне", отказалась от поездки в Эстонию.

Показательно и то, что, к сожалению, в Европе пока вместо осуждения предпочитают либо оправдывать участие НАТОвцев в "Эрне", либо отмалчиваться по этому поводу. Так, Министерство обороны Германии и ведомство федерального канцлера не видят ничего предосудительного в участии военнослужащих бундесвера в "Эрне". Более того, они рассматривают эту военно-спортивную игру как "один из приоритетов" тренировочных программ и "важный шаг вперед в деле межгосударственного взаимодействия". Естественно, возникает вопрос, не тем ли, что НАТОвцы принимают активное участие в играх "Эрна", объясняется и снисходительное отношение Запада к популяризации нацизма в Эстонии? Уж не поэтому ли в Еврокомиссии отказались комментировать проблему героизации нацистов в Эстонии? "Мы не даем комментариев на данный счет, в этом нет коммунитарного (наднационального для Евросоюза) аспекта", - заявил РИА "Новости" представитель Еврокомиссии Фризо Роскам-Аббинг.

В свое время абвер подготовил и забросил в прифронтовую зону Красной армии несколько тысяч диверсионных групп, часто сформированных из представителей самых разных национальностей. Их "подвиги" канули в лету вместе с разгромом фашистской Германии. Эстонская же "Эрна" продолжает "держаться на плаву" благодаря последовательному курсу эстонского руководства на героизацию фашизма и снисходительному отношению к этому со стороны европейских союзников Таллина по Европейскому Союзу и НАТО.

Андрей Ермаков, эксперт