Руководство выжидало, депутаты законодательного собрания готовились к акции неповиновения, в районы шли телеграммы о создании ГКЧП. О том, что происходило в Алтайском крае в августе 1991 года, когда власть хотело захватить ГКЧП, корреспонденту ИА REGNUM 21 августа рассказал председатель АКОО "Школа реальной политики" Константин Емешин. Именно он возглавлял малый Совет краевого законодательного собрания (КЗС), который выступал против путча.

"19 августа 1991 года, в понедельник, в 10 часов утра мы узнали, что в Москве к власти пришло ГКЧП. К обеду все каналы были перекрыты. К концу дня мы собрали депутатский клуб КЗС (250 человек). Он по своей сути был демократическим. Его возглавляли два сопредседателя - я и Константин Сарычев. Тогда мы инициировали малый Совет, назначенный на 20 августа, в который вошли 40 человек. И в понедельник же мы получили указ Ельцина, что ГКЧП - это антиконституционный государственный переворот. В те годы крайисполком возглавлял Юрий Ельцов. Он никакой позиции не выражал, выжидая. Тогда мы с Сарычевым прорвались на местный телеканал ТВ "Мир" на 15 минут, буквально вклинились в передачу и Сарычев зачитал указ Ельцина. И тогда же движение Демократическая Россия, где были Владимир Рыжков, Константин Русаков, Валерий Савинков и другие, собрало митинг", - рассказал Емешин.

Он вспоминает, что тогда все алтайские власти растерялись. Краевое КГБ получало телеграмму из союзного КГБ поддерживать ГКЧП, а из российского КГБ - не подчиняться союзному КГБ. По линии КПСС первый секретарь крайисполкома партии Виталий Сафронов получил депешу о создании ГКЧП и подписал телеграммы в районы. По прокуратуре тоже шли разные директивы.

Во вторник, 20 августа, в 15:00 местного времени (12:00 мск) состоялся малый Совет. На нем было решено не создавать на территории Алтайского края ГКЧП. Самое опасное было в ночь с 20 на 21 августа, когда готовился штурм Белого дома. Из представителей депутатского корпуса был сформирован штаб. Те, кто вошел в него, провели ночь в здании КЗС в 328 комнате, держали связь с Москвой. Было решено, что если будет штурм, то организуется акция гражданского неповиновения. Но, однако, никакого штурма не произошло. И к вечеру 21 августа, когда началась сессия Верховного Совета, стало ясно, что путч провалился.

"В среду после обеда Владимир Райфикешт и председатель КЗС Кулешов официально вышли на ТВ и рассказали о ситуации. 22 августа в России был введен в качестве символа государства триколор. Поскольку с Москвой у нас была разница в четыре часа, мы узнали об этом во второй половине дня. Председатель исполкома Жильцов пригласил меня и Сарычева. Он сказал, что поскольку мы в крае возглавляли противостояние ГКЧП, то и должны поднять новый российский флаг. Нашли материю, и у кого-то дома сшили флаг. И уже на следующий день в пятницу 23 августа Жильцов дал команду построиться всем чиновникам у здания крайадминистрации. В 10 утра был снят старый красный флаг и повешен триколор. Буднично и просто. Когда мы это делали, то не знали, что произошло столь знаменательное событие. Мы думали, что победили. Только что?", - резюмировал Емешин.