От очередного "телефонгейта" ждут "очищения" судебной системы Латвии. 100 миллионеров страны владеют имуществом, равным четверти её ВВП. Латвия готова арестовать и выдать России её "водочного олигарха". Приближается продажа Lattelecom и Latvijas Mobilais telefons. Действия Литвы беспокоят партнёров по строительству АЭС.

От очередного "телефонгейта" ждут "очищения" судебной системы Латвии. Латвийские СМИ продолжают отслеживать развитие скандала, связанного с публикацией распечаток подслушанных телефонных разговоров, якобы прозвучавших по телефонам бюро присяжного адвоката Андриса Грутупса в период с 1998 по 2000 годы. Напомним, распечатки прослушки, выполненные в переводе на русский язык, прокуратуре для выяснения их подлинности передал журналист Лато Лапса, которому, по его словам, их подбросили в почтовый ящик. Одновременно Лапса выпустил книгу "Судебные тяжбы как кухня: "рецепты приготовления" адвоката Гутупса", основанную на упомянутых распечатках, но с вымышленными именами и фамилиями, которые очень напоминают известных в республике политиков, юристов, судей и предпринимателей.

"На четырёхстах страницах разговоров раскрывается система, в которой отношения адвокатов и судей как рука с перчаткой, - пишет 18 августа Diena (День). - И без этой книги было известно, что Грутупс, и как соавтор законов о денационализации и приватизации, и как эксперт и советник бывшего премьер-министра Андриса Шкеле (Народная партия, - ИА REGNUM), и как адвокат годами формировал и выхаживал культуру судопроизводства в восстанавливаемом Латвийском государстве. Грутупс не единственный, однако, главный архитектор системы. В гражданских делах против его бюро у любого адвокатского бюро не было шансов, если не использовались методы получения благоприятного для своего клиента приговора, между тем у Грутупса было эксклюзивное преимущество - благосклонность дружелюбных судей Верховного суда". Издание предлагает надеяться, что теперь произойдёт очищение: "Правда, нагноение настолько широко, что самым лучшим для нынешней судебной системы было бы, если бы это было возможным, коллективно демиссионировать, а судей в Латвию импортировать из Западной Европы".

Газета Neatkarīgā; за 20 августа попыталась разобраться, для чего понадобилась утечка информации: "Незнание того, в чьих интересах и для влияния на какие процессы слиты шокирующие разговоры адвокатов и судей, является наиболее вероятным объяснением тому, что новый скандал с телефонными разговорами осторожно оценивают как работники судебной системы, так и политики и СМИ. (...) В качестве одной из вероятных версий упоминается необходимость предупредить какое-то лицо "икс", дав сигнал, что в чьём-то сейфе хранятся и переговоры этого лица. Возможно, для достижения наибольшего эффекта истинная цель удара даже включена мимоходом в слитые материалы. (...) Если в конце 1990-х годов в распоряжении какого-то лица или организации была подобная техника подслушивания, то в чьём-то сейфе должны храниться ещё более интересные разговоры, считают эксперты, хорошо ориентирующиеся в событиях семилетней и ещё большей давности. Это были годы, когда происходила приватизация и многие должностные лица закладывали основы своего нынешнего правдоподобно необъяснённого благополучия, в то время вырисовывались правила игры по распределению экономического влияния. Поэтому, если в чьём-то распоряжении была такая подслушивающая аппаратура, то маловероятно, что её главной и единственной целью был влиятельный закулисный игрок адвокат Андрис Грутупс".

Ещё одна версия утечки, которую приводит газета, отвечающая на вопрос "почему вообще и почему именно теперь", связана с желанием повлиять на ожидаемые судебные приговоры: "Адвокаты бюро Грутупса будут представлять одну из сторон в различных ожидаемых в ближайшем будущем значительных судебных процессах. Все они связаны с большими интересами экономического, а также политического влияния. С укреплением точки зрения, что представители этого адвокатского бюро добиваются судебных приговоров нечестными методами, уже заранее будет оказано давление на судей, которым нужно будет принимать решения в этих делах". Как отмечает Neatkarīgā, отправным пунктом для вычисления заказчика подслушивания считается тот факт, что переговоры переведены на русский язык: "Уже всю прошедшую неделю целенаправленно распространялась версия, что это мог бы быть совладелец банка Parex banka Валерий Каргин. Бросающимися в глаза для создания такого впечатления кажутся включённые в книгу и выпадающие за общий контекст разговоры между некими Валерием Карлиным и Арнисом Гутупсом. Другие источники в качестве возможного заказчика упоминают некого связанного с транзитным бизнесом человека, которому доставляет трудности латышский язык, зато были возможности и заинтересованность такое подслушивание заказать".

В свою очередь рижская газета "Час" за 20 августа сообщает, что "судебные решения могут пересмотреть": "Верховный суд допускает возможность сформировать рабочую группу судей для рассмотрения конкретных дел на предмет незаконных действий и нарушений принципа объективности судебных приговоров. Руководитель администрации Верховного суда Анита Кехре пояснила, что в связи с преданием гласности содержания прослушиваемых телефонных разговоров представителей судебной системы Латвии председатель Верховного суда Андрис Гулянс встретился с генеральным прокурором Янисом Майзитисом и обещал содействие в расследовании. Конкретные дела можно будет рассматривать после получения материалов из Генеральной прокуратуры".

Как 22 августа пишет Diena, председатель Верховного суда Андрис Гулянс "призвал всех вовлечённых в скандал судей очень серьёзно оценить свои действия, не дожидаясь, пока это сделают СМИ или общество". В общем, в Латвии уже ожидают очередных громких отставок, однако Neatkarīgā; за 24 августа обращает внимание, что у скандала с телефонными разговорами правовых последствий не будет за сроком давности: "Эксперты прокуратуры и юстиции совершенно нереальной считают возможность пересмотра сомнительных гражданских дел. Во-первых, телефонные разговоры, которые подслушаны незаконно, не могут служить доказательством, во-вторых, вступил в силу срок давности, как в отношении дисциплинарного наказания судей, так и привлечения их к уголовной ответственности за незаконное вынесение приговора. И хотя Генеральная прокуратура задалась в качестве главной цели выяснить, кто незаконно подслушивал телефоны бюро присяжного адвоката Андриса Грутупса, срок давности вступил в силу и для уголовной ответственности за нарушение тайны корреспонденции". Единственно, ещё не истёк десятилетний срок давности в отношении незаконного вынесения приговора из корыстных побуждений, что тоже упоминает Neatkarīgā.

"Организовать прослушку разговоров адвоката Андриса Грутупса могли только государственные структуры". Такой уверенностью в интервью газете "Телеграф", опубликованном 24 августа, поделился бывший министр внутренних дел Латвии, член правления политического объединения "Центр Согласия" Янис Адамсонс: "Определенные коммерческие структуры и банки действительно располагают необходимой для слежки аппаратурой. Но речь идет о мобильных переносных установках, которые предназначены для прослушки разговоров сотовой связи. Чтобы подключиться к стационарной линии, требуется более сложное по техническим особенностям оборудование. И я точно знаю, что одна такая установка есть у Службы безопасности. Поэтому, на мой взгляд, это могли сделать только государственные структуры". Как полагает Адамсонс, истоки сенсационного обличения всей судебной системы нужно искать в заключительном докладе комиссии, расследовавшей десять лет назад скандальное дело о трех миллионах Latvenergo: "В период с 1998 по 2000 год было несколько крупных скандалов, один из которых - скандал о трех (пропавших, - ИА REGNUM) миллионах Latvenergo. Расследовавшая это дело комиссия по результатам представила заключительный доклад, где в качестве выводов было черным по белому написано о необходимости начать оперативные разработки против конкретных должностных и частных лиц. Я не исключаю, что какая-то служба приняла это распоряжение не только к сведению, но и к исполнению".

В приложении к интервью газета приводит справку: "В основе уголовного дела о трёх миллионах лежит гарантированный Latvenergo кредит в размере 10 млн. латов. В 1994 году Latvenergo подписало поручительство на заем в 10 млн. латов АО Finansu norekiҐu centrs, который ему выдал Banka Baltija (BB). Центр вскоре был ликвидирован, а поручительство осталось. В 1997 году Верховный суд по иску ликвидатора Banka Baltija решил взыскать сумму долга с поручителя - Latvenergo. Причем интересы ликвидатора Banka Baltija в суде представлял Андрис Грутупс - внештатный советник занявшего к тому времени премьерское кресло Андриса Шкеле. Ну а дальше и была проведена афера с 3 миллионами Latvenergo. Отсуженные деньги действительно поступили на счет Banka Baltija. Но не 10 миллионов, а 5. И не от Latvenergo, а от оффшорной лихтенштейнской компании International Finance Company Establishment (IFCE), которая выкупила долг у Banka Baltija за 5 млн. латов, а потом вытребовала у латвийского энергогиганта 8 миллионов. Таким образом, чистая прибыль IFCE составила 3 млн. латов. Предполагается, что за IFCE в действительности скрывались люди, принадлежащие к правящим кругам Латвии".

100 миллионеров Латвии владеют имуществом, равным четверти ВВП страны. Еженедельное бизнес-приложение к газете "Час" - "Деловой Час" 20 августа публикует первую десятку из списка ста самых богатых людей Латвии, подготовленного компанией Baltic Skreen в сотрудничестве с корпоративной финансовой компанией Laika Stars. Кстати, автор статьи тот самый Лато Лапса, нашедший вышеупомянутые распечатки подслушанных телефонных разговоров. В специально для "Делового Часа" подготовленном материале он отмечает, что общая фигурирующая в списке стоимость имущества "достигает почти четвёртой части внутреннего валового продукта Латвии и обеспечивает почти 50 тысяч рабочих мест (хотя косвенно эта цифра минимум в четыре раза больше)". Первую десятку открывает совладелец Parex banka Виктор Красовицкий с 203 млн латов (10,05 млрд рублей): "Уже второй год подряд статус самого богатого человека Латвии принадлежит совладельцу банка Parex, который поднялся на пьедестал почёта в прошлом году благодаря перипетиям супружеской жизни своего многолетнего компаньона Валерия Каргина. В течение года стоимость имущества Красовицкого выросла почти на два десятка миллионов латов - конечно, в первую очередь благодаря стремительному росту принадлежащего ему пакета акций банка Parex (правда, одновременно не утихают и разговоры об ожидаемой смене владельцев этого кредитного учреждения)".

На втором месте банкир, совладелец банка Aizkraukles banka Олег Филь с 113 млн латов (5,594 млрд рублей), на третьем - второй совладелец и руководитель Aizkraukles banka - Эрнест Бернис с 110 млн латов (5,446 млрд рублей). В свою очередь 4 и 5 место поделили бывшие супруги Валерий и Татьяна Каргины - по 105 млн латов (5,198 млрд рублей): "Прежде самый богатый человек Латвии в этом году остался за пределом первой тройки: даже прирост стоимости банка не смог компенсировать падение стоимости принадлежащего ему имущества, вызванное разделом с бывшей супругой Татьяной Каргиной. И когда у этого разбирательства будет финал, не может прогнозировать никто. (...) Не та мелочь, которую суд определил бывшей супруге руководителя банка Parex после распада брачных уз, и не её личные предприятия, земля и здания являются тем имуществом, которое может обеспечить ей место в первой десятке самых богатых людей. Да, список объектов недвижимости Татьяны Каргиной ещё более внушительный, чем у её бывшего мужа, - в общей сложности 31, большая часть из них находится в Саласпилсе, а также пять владений в Риге и ряд объектов по всей Латвии. Но будем реалистами - если в следующих инстанциях суд останется при мнении, что всё самое ценное имущество уже бывшей четы Каргиных (в первую очередь более 40% акций банка Parex) является только лишь имуществом Валерия Каргина, его бывшую супругу мы найдём хорошо если в самом хвосте сотни самых богатых людей Латвии".

Замыкает первую десятку тройка предпринимателей, поделивших 10, 11 и 12 места с 52 млн латов (2,574 млрд рублей) у каждого: второй крупнейший совладелец банка Rietumu banka и один из самых видных представителей еврейских организаций Латвии Аркадий Сухаренко, представитель телекоммуникационного бизнеса Петерис Шмидре и банкир, хозяин Trasta komercbanka Игорь Буймистер. Добавим, по информации "Делового Часа", за семь месяцев этого года латвийские банки заработали 216,5 млн латов (10,718 млрд рублей). На конец июля прибыль банков была на 83,5 млн латов или на 62,8% больше, чем годом ранее. В Латвии работает 21 банк и три филиала иностранных банков.

Латвия готова арестовать и выдать России её "водочного олигарха". Ещё один штрих из жизни миллионеров. Neatkarīgā; за 18 августа со ссылкой на BNS сообщает: "Московский суд дал распоряжение арестовать собственника крупнейшего акционера Latvijas balzams - российской S.P.I. Group Юрия Шефлера в связи с выдвинутыми против него обвинениями, в том числе за незаконное использования знаменитых водочных брендов "Столичная" и "Московская". (...) Уже несколько лет вовлечённый в судебные процессы Шефлер не пребывает в России, зато часто он заметен в Латвии, где виден на публике, например, посещая вместе с несколькими другими российскими миллионерами конкурс этого года "Новая волна" в Юрмале".

Газета упоминает прозвучавшую в Латвии версию о том, что Шефлер уже объявлен в международный розыск, мол, это вызвало вопрос, почему он в республике спокойно появляется на публике: "Однако в розыск, именуемый водочным олигархом Юрий Шефлер, до сих пор с 2002 года был объявлен только на территории России. Пресс-секретарь Государственной полиции Латвии Иева Рекшня пояснила Neatkarīgā, что арест объявленного в международный розыск лица является обязанностью и правоохранительных органов Латвии. Правда целенаправленный розыск такого лица в Латвии произойдёт только тогда, если Россия потребует его выдачи".

Приближается продажа Lattelecom и Latvijas Mobilais telefons. Завершение приватизации компаний Lattelecom и оператора мобильной связи Latvijas Mobilais telefons (LMT) приобретает все более четкие очертания, пишет 22 августа газета "Телеграф": "По оптимистическим прогнозам, в частных руках оба предприятия окажутся уже в нынешнем году. В результате этой приватизационной сделки, крупнейшей в истории Латвии, государственный бюджет получит около 420 млн. латов (20,792 млрд рублей, - ИА REGNUM), а предприятия попадут к эффективным собственникам. (...) Латвийское правительство, скандинавский телекоммуникационный концерн TeliaSonera и компания Lattelecom подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому все доли капитала Lattelecom будут проданы его менеджерам и работникам, а принадлежащие государству и Lattelecom доли капитала оператора мобильной связи Latvijas Mobilais telefons перейдут в собственность скандинавов". По информации "Телеграфа" предполагается, что до 24 сентября этого года будет подписан окончательный договор, который вступит в силу до конца 2007-го: "В ходе сделки TeliaSonera купит 28% долей капитала LMT, принадлежащих государству, и 23% долей капитала LMT, которыми сейчас владеет Lattelecom. Исходя из ранее произведенных оценок LMT, можно предположить, что за эти акции государство выручит около 275 млн латов (13,614 млрд рублей, - ИА REGNUM). В свою очередь контролируемые скандинавами 49% долей капитала Lattelecom и государственный пакет в размере 51% долей Lattelecom приобретут руководители и работники Lattelecom за 290 млн латов с использованием заемного капитала от консорциума зарубежных инвесторов".

Действия Литвы беспокоят партнёров по строительству АЭС. Всё более неясной становится ситуация с совместным проектом стран Прибалтики по строительству новой АЭС в Литве. Как 20 августа пишет деловая газета Dienas bizness (Бизнес дня), "действия Литвы вызывают опасения за его будущее". Газета напоминает, что в связи с ожидаемым дефицитом электроэнергии после закрытия Игналинской АЭС о строительстве новой АЭС в Литве ещё в прошлом году договорились премьеры трёх стран Прибалтики. Однако, когда партнёры осознали насколько масштабен этот проект не только в плане строительства, но и издержек, к нему были привлечены и поляки, а только что выяснилось, что литовская сторона взвешивает возможность вовлечения и Украины: "Приглашение Украине правительство Литвы, к сожалению, сделало единолично, не только не проконсультировавшись, но и вообще не сообщив об этом другим партнёрам по проекту АЭС. (...) Предприимчивость руководителей Литвы уже в самом начале не вызывала сомнений, что именно Литва могла бы взять на себя инициативу руководства проектом, однако, с единоличным приглашением новых участников АЭС возникает вопрос, насколько Латвия может рассчитывать на новую АЭС, как серьёзного поставщика электроэнергии в будущем". Как отмечает газета, в настоящее время ничто не свидетельствует, что страны Прибалтики действительно могли бы эффективно сотрудничать в хозяйственных проектах, в которых у каждого из государств свои интересы.

На государственной службе Латвии острая нехватка кадров. Об этом 20 августа сообщает газета "Вести Сегодня": "Согласно официальным данным, сегодня дефицит кадров на госслужбе превысил 13%. Из 16 191 места госчиновников заняты лишь 14 190. (...) Также вакантными по-прежнему остаются 1 500 мест простых работников министерств и ведомств". Как пишет газета, рекордсменами по вакантным местам являются Минздрав, МВД, не хватает людей и в Министерстве развития, Министерстве по делам семьи и детей и в Министерстве образования и науки: "Больше всего министерства нуждаются в чиновниках мелкого и среднего уровня - в референтах, начальниках отделов и прочих. Зарплата у этой категории клерков сегодня уже просто смешная - 400 латов "на бумаге" (19 802 рубля, - ИА REGNUM). (...) Практически все министерства и ведомства нуждаются в чиновниках-юристах".