ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ" Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим очередную статью автора в этой серии.

Ингилойцы являются одним из политически активных этнических меньшинств Азербайджана. Имея за спиной поддержку руководства Грузии и грузинской общественности, в политическом и культурном плане ингилойский этнический элемент оказывается в более выгодном положении в сравнении с другими этноконфессиональными меньшинствами Азербайджана.

Есть основанное на историко-антропологических исследованиях научное мнение, что ингилойцы являются потомками геллов. Геллы являлись одним из 26 племен, входивших в состав государства Кавказская Албания, сформированного на основе племенных союзов в I веке н. э. Геллы проживали на левом (северном) берегу реки Куры, где по соседству с ними на севере жили леги - предки нынешних лезгиноязычных народностей, в частности, лезгин и цахуров. Цахуры на сегодняшней этнополитической карте расположены по соседству с ингилойцами. Ареал обитания геллов включал в себя южные части Кахского и Шекинского районов Азербайджана и доходил до берегов Каспийского моря.

В период активной христианизации Кавказа в IV - V веках геллы также приняли христианство монофизитского толка. С начала ослабления оплота монофизитской направленности христианства - армянской государственности, то есть с VII - VIII веков, в религиозно-культурном плане активную роль в регионе начали играть картвельские царства, которые начали распространять свое влияние на Северный и Восточный Кавказ.

Уже в IX веке Грузинская церковь имела сильное влияние не только на некоторые народы былого Албанского государства, но и на Северный Кавказ и Армению. С принятием православия геллы, а также ряд других народов региона приняли также грузинскую письменность, и начался процесс постепенной ассимиляции восточных албанцев. Согласно грузинской летописи "Картлис Цховреба" область Эрети (Закатало-Шекинская зона, сегодня - север Азербайджана) была крещена святой Ниной, а находящийся в этой области город Кахи в период кратковременного грузинского владычества рассматривался как церковный центр (1).

С началом арабских завоеваний началась активная и насильственная исламизация кавказских племен и народов. В результате в регионе сформировались около десятка мусульманских государственных образований. Исламизации подверглись, в первую очередь, народы, потерявшие государственность. Поэтому подавляющее большинство огрузиненных геллов приняло ислам. Арабские завоеватели, а затем и персы активно распространяли ислам в регионе. Персы, как и переселившиеся на Южный Кавказ тюркские племена, начали называть автохтонных обитателей "ени гелои", т. е. "новые геллы"(2). От этого, как предполагается, и происходит сегодняшнее название грузиноязычной, но в историко-антропологическом плане горско-албанской народности - "ингилойцы". Процесс полной исламизации западных албанских народностей завершился во время походов на Кавказ персидского шаха Аббаса I в самом начале XVII веке, когда последние христианские общины или мигрировали, или приняли ислам.

В период походов персидского шаха регион в этнокультурном плане претерпел кардинальные изменения: горские народы от Кахи до Ширвана были или истреблены, или же мигрировали. Прежние их места обитания шах Аббас I заселил тюркскими племенами для охраны своих северных границ от горских набегов. Шах также частично подверг истреблению аварские поселения Верхней Алазани, на землях которых в дальнейшем поселились картвельские племена.

Сразу после персидских походов в регионе появилось Какское муравство, которое представляло собой автономное образование, где доминировали цахуры и илисуйцы, являющиеся лезгиноязычными народами. Какское муравство распространялось на сегодняшние Кахский и Закатальский районы Азербайджана. Ингилойские поселения также были включены в состав этого государственного образования. После поражения Какского муравства в 1716 г. в битве у селения Тала было сформировано новое государственное образование под названием Джаро-Белоканский султанат, или Джарское джамаатство, где главенствующую роль начал играть аварский этнос.

В течение двух веков в регионе происходила постепенная этноконфессиональная интеграция аварского с одной и цахурско-илисуйского этнического элемента с другой стороны. После входа в регион русских войск в 1803 г. во главе с князем Цициановым процесс интеграции на основе религиозной общности усилился, но с середины XIX столетия опять начался частичный рост этнического самосознания у аварцев и цахур.

После присоединения грузинских княжеств к Российской империи возобновилась и религиозная экспансия Грузинской православной церкви в низовье Алазанской долины. Однако второй этап христианизации ингилойцев начался после восстания Шамиля, когда российская администрация региона обещала грузиноязычным крепостным в случае возвращения в христианскую веру, наряду с предоставлением других льгот, освободить их от феодального подчинения. Таким образом, при поддержке местной российской администрации начиная с 1850 по 1857 гг. христианство приняли ингилойцы деревень Илисуйского участка Закатальского округа: Кахи, Алибегло, Караган, и Мешабаш, а также часть лезгиноязычных жителей деревень Шотавар и Котуклу. В 1858 году христианство было принято обществами деревень Тасмало, Загям, Лала-Паша, Мирсая и Енгиан(3). Следует отметить, что неингилойская часть населения через некоторое время снова приняла ислам из-за попыток грузинской стороны ввести в быт лезгиноязычных жителей грузинскую письменность и язык. Иными словами, грузинская сторона организовывала проповедническую деятельность в местах проживания лезгин и аварцев, но, не получив ожидаемых результатов, сконцентрировалась на полной грузинизации ингилойцев региона.

После провозглашения независимости республик Закавказья в 1918 году грузинские вооруженные формирования неоднократно вторгались в Закатальский округ под предлогом защиты грузинского населения от цахур и аварцев. Они имели неоднократные вооруженные стычки с местным аварским населением, которое на протяжении веков доминировало в Закатальском (Джарском) регионе. Ингилойцы, численность которых в начале XX века составляла около 3000 человек, после 1918 года желали войти в состав Грузии из-за постоянных набегов цахур и аварцев. Дагестаноязычные же народы после появления на политической карте Северного Кавказа Горской республики примкнули к ней, одновременно отказываясь как от грузинского, так и от азербайджанского подчинения.

После включения региона в состав советского Азербайджана в 1920 году протест аварского и цахурского населения против азербайджанского подчинения значительно ослаб. Ингилойцы в Азербайджанской ССР были в более выгодном положении, чем другие национальные меньшинства. Однако закрытие грузинских школ в регионе привело к частичной ассимиляции и тюркизации двух крупных ингилойских селений Закатальского района, исповедующих ислам. Кроме того, в 1920-е и 1930-е годы статус грузинских школ в Закатальском и в Кахском районах по решению азербайджанских властей несколько раз менялся - из грузинских на азербайджанские и наоборот(4). Политическое руководство Грузинской ССР пыталось сохранить грузинское самосознание ингилойцев, предоставляя им льготные места в вузах страны и проводя периодические этнокультурные мероприятия, в которых принимала участие активная и перспективная ингилойская молодежь.

После распада СССР ситуация начала накаляться, и уже в 1991-1992 гг., когда к руководству в Грузии пришел Звиад Гамсахурдия, азербайджанская сторона, находясь в конфликте с армянами Нагорного Карабаха, из-за опасений распада азербайджанского государства приняла меры по отношению к этническим меньшинствам страны. После того, как в Алиабаде, Мосуле и Ках-Ингило в течение года около ста ингилойцев при активной агитации грузинской стороны приняли христианство, Баку после подписания перемирия с руководством НКР начал проявлять особое внимание к религиозным вопросам в ингилойских районах.

На сегодняшний день ингилойцы разделены на ингилойцев-мусульман (сунниты) и ингилойцев-христиан (православные), кроме того, есть несколько семей ингилойцев-баптистов. Несмотря на разное вероисповедание, быт и многие черты культуры у христиан и у масульман-ингилойцев очень схожи. По переписи населения 1999 г., численность "грузин" (к ним относили ингилойцев в ходе той переписи) в Азербайджане составляет примерно 14 900 человек, однако реальная численность ингилойцев, по-видимому, в три раза больше. Дело в том, что с активизацией грузинских миссионеров после распада СССР поднялось грузинское самосознание христиан-ингилойцев, в то время как основная часть мусульман-ингилойцев и сегодня считают себя азербайджанцами. Поэтому во время переписи населения 1999 г. грузинами в Азербайджане представлялись лишь ингилойцы-христиане. При этом примечательно, что в последнее время грузинский язык не только сохраняется христианами, но и получает распространение и популярность в мусульманских селах ингилойцев.

Численность христиан-ингилойцев в Кахском районе составляет около 9000, в Закатальском районе - более 2,500 и в Белоканском районе - около 500 ингилойцев-христиан. Также около 2000 ингилойцев-христиан проживает в Баку, Гяндже, Шеки и Мингечауре. В Белоканском районе христиане-ингилойцы вместе с мусульманским большинством проживают в селе Ититала, которое расположено на равнинной части района возле реки Катех. В Закатальском районе христиане также вместе с мусульманами проживают в поселке городского типа Алиабад, в то же время рядом с Алиабадом расположены большие села Мосул и Енгиян, населенные ингилойцами-мусульманами. Все эти селения расположены в равнинной части района, на левом берегу реки Алазань, а по соседству с ними разбросаны аварские и цахурские села. В Кахском районе ингилойцы (в основном христиане) проживают в селах Тораган, Шотавар, Ингило-Кетюклю, Ках-Ингилой и в Алибейли, а также в совхозе Ибахлы к северу от Алибейли и в небольшом ауле Беюк-Алатемир.

С 1995 г., в ингилойских селениях из-за активности турецких и саудовских религиозных эмиссаров начали распространяться различные исламские течения, что создало немало проблем для грузинской и азербайджанской сторон. После визита в апреле 1996 г. в Алиабад главы азербайджанских мусульман шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде и советника президента Азербайджана Идаята Оруджева в поселке начали строить небольшую мечеть. Интересно, что на той же встрече Пашазаде предложил изгнать или истребить христиан-ингилойцев из региона (5). В течение двух лет после этого в Кахе и в Закатале активно действовали турецкие миссионеры, распространяя радикальную исламскую литературу и пропагандируя нетерпимость к христианской части ингилойцев. (автору об этом поведали сами очевидцы)

В середине 1990-х гг. азербайджанское руководство запретило приезд учителей грузинского языка из Грузии, а также сократило количество часов преподавания на родном языке в школе до 4 часов в неделю. Кроме того, были отменены определенные льготы, существовавшие для представителей малочисленных народов, поступающих в вузы Азербайджана(6). Таким образом, из-за низкого уровня образования в средних школах уроженцы северных и северо-восточных районов республики в большинстве случаев для получения высшего образования вынуждены были уезжать или в Дагестан (в случае с аварцами и лезгинами) или же в Грузию, как это делают ингилойцы. Подобная политика, безусловно, стала причиной массовых недовольств ингилойского населения, которая требовала восстановления специальных льгот для поступления в вузы для ингилойцев и улучшения преподавания в школах как грузинского, так и азербайджанского языка. Однако после некоторого периода времени требования ингилойского населения кардинально изменились. В настоящее время грузиноязычное население требует усиления грузинского уклона в школах для дальнейшего поступления ингилойской молодежи в различные вузы Грузии.

Из-за укрепления грузино-азербайджанских связей, которое обуславливается участием в общих энергокоммуникационных проектах, положение ингилойского меньшинства в последние годы улучшилось. С 2003-2004 гг. претерпело улучшение преподавание грузинского языка в ингилойских школах, началось активное посещение региона как представителями азербайджанского руководства, так и политическими и духовными лидерами Грузии. Начинают открываться грузинские школы, основывается Геретская епархия Грузинской православной церкви в райцентре Кахского района Азербайджана.

После первого посещения грузинским патриархом Илией II Кахского района в 1997 г. полуразрушенный храм села Ках-Ингилой, построенный армянами в XIX веке, был восстановлен на средства Грузинской патриархии и в 2002 г. он был освящен в честь святого Георгия. Настоятелем храма является иеромонах Иоанн (Абасашвили). Службы в церкви проводятся регулярно. По словам отца Иоанна, храм Св. Георгия имеет большое влияние и на ингилойцев-мусульман Закатальского района, которые периодически приезжают в Ках-Ингилой в день святого Георгия(7). Всего на сегодняшний день в Закатальском и в Кахском районах республики действует три грузинских православных храма.

Другой христианской святыней в Азербайджане является албанская церковь "Кюрмюк килеси", которая была частично отреставрирована, вернее, переделана и открыта в 2005 году. Однако после известного скандала, когда армянские надписи на стенах церкви были полностью стерты, норвежский фонд, финансирующий проект восстановления церкви, остановил работы. Через некоторое время азербайджанские специалисты уже собственными силами завершили начатое дело.

Церковь "Кюрмюк килеси" расположена в Кюрмюкском (груз. Курмухли) ущелье близ села Нидж, где компактно проживают удины. Азербайджанское руководство после завершения восстановительных работ планировало превратить церковь в музей албанской архитектуры. Однако в конце 2005 г., после волны протеста ингилойцев и по личной просьбе грузинского патриарха Илии II, на куполе "Кюрмюк килеси" был поставлен крест и ингилойской общине было разрешено организовывать периодические богослужения и крестные ходы из Кахи в Кюрмюкское ущелье.

В этой связи странным представляется то, что азербайджанские религиозные и политические лидеры никак не отреагировали на многократные заявления ингилойских духовных и общественных лидеров в 2006 г. о возможности в скором будущем создания (или восстановления) грузинской Гиш-Курмухской епархии (8). Исходя из этого, можно сделать вывод, что азербайджанское руководство не препятствует распространению влияния Грузинской православной церкви в стране и даже способствует переориентации удин из прихожан Армянской апостольской церкви в последователей православия (9). Тем не менее после того, как в 2005 г. Кюрмюкская церковь была переименована в церковь Св. Георгия, ее активным образом начали посещать туристические и религиозные группы из самой Грузии. Кроме того, в одной из статей, вышедшей в азербайджанской газете "Зеркало" в 2007 г. под заголовком "Перебор толерантности?", автор подвергает критике ингилойское меньшинство и косвенным образом руководство страны и отмечает, что в Закатало-Шекинской зоне все крепости и христианские памятники культуры и архитектуры не только местное руководство, но и население называет грузинскими.

Распространение грузинского православия продолжилось и в конце 2005 г., когда была отреставрирована небольшая церковь в Ках-Ингилой, которая была построена грузинами в XVI веке. Во время приезда в район вместе с семьей в апреле 2006 г. Ильхам Алиев лично посетил эту церковь.

Другая церковь, принадлежащая Геретской православной епархии, находится в ингилойском селе Гум, расположенном рядом с райцентром Ках. По некоторым данным, она является албанской церковью построенной в V веке. После ее восстановления в 2006 г. на личные средства бывшего посла США в Азербайджане Рино Харниша, памятник истории и архитектуры был торжественно открыт, а через несколько месяцев передан Геретской епархии на попечительство. Грузинская патриархия время от времени проводит в нем богослужения и распространяет христианскую литературу. Отметим, что село Гум является многонациональным. Здесь проживают как ингилойцы, так и азербайджанцы и цахуры.

В рядах ингилойского населения Кахского района циркулирует слух, согласно которому Грузинская православная церковь намерена восстановить полуразрушенную часовню возле ингилойского села Алибейли. Исходя из основ церковной политики Грузии в свете улучшения грузино-азербайджанских отношений, по всей видимости, такое намерение у грузинской стороны реально присутствует. Периодически посещающие село грузинские священнослужители также поднимали этот вопрос в Тбилиси. Дело в том, что священнослужители в Алибейли приезжают из соседней Кахетии, что создает трудности как для их продолжительного пребывания, так и для постоянного общения с местным населением и христианами из соседних селений.

Однако и в грузинизации ингилойцев не все шло гладко. Еще в середине 1990-х гг. из Грузии в населенные пункты Мосул и Алиабад проникло баптистское религиозное течение, которое путем материальной финансовой поддержки уже в 1999-2000 гг. овладело умами неимущих слоев ингилойских селений. Интересно то, что баптистство принимали как православные, так и мусульмане. Руководит местной баптистской общиной некий Заур Балаев. Его финансируют из-за рубежа, в частности, из Молдавии, где в 2005-2006 гг. в баптистской школе проходили обучение два молодых ингилойца из Алиабада (10). Однако к настоящему времени, по нашим данным, численность баптистов сократилась до 300 человек, что, скорее всего, было результатом совместных действий Грузинской православной церкви и азербайджанских властей. Надо отметить, что активную роль как в духовной, так и в общественной жизни ингилойцев Закатальского района начала играть молодежь, представители которой, окончив различные вузы в Грузии, приняли христианство и вернулись в родные села(11).

Необходимо уделить особое внимание современной образовательной политике Азербайджана по отношению к грузиноязычному населению страны. Как уже было отмечено, в советский период и в первые годы независимости страны осуществлялись старые сценарии азербайджанизации всех учебных заведений. Одновременно снижалась заработная плата грузинских учителей и были ликвидированы различные образовательные льготы для этнических меньшинств страны. После изменения политики Азербайджана начали ремонтироваться и открываться грузинско-азербайджанские школы, в которых предпочтение отдавалось не азербайджанскому, а именно грузинскому языку.

В самом крупном ингилойском поселении - в Алиабаде - сейчас действуют четыре общеобразовательные школы, которые посещают около 2000 учеников. Из них три являются грузино-азербайджанскими, а одна - русско-азербайджанской. В то же время в селе Мосул есть две школы, где также обучают грузинскому языку и частично азербайджанскому. В селе Енгиян образование в основном ведется на азербайджанском языке из-за недостатка грузиноязычных учебников. Грузинская сторона два раза в год организует конкурсы по истории Грузии, кроме того, периодически проводятся экскурсии ингилойских детей в Грузию. В последний раз подобное мероприятие было осуществлено в конце 2006 г., когда несколько десятков ингилойских детей из частично ассимилированных мусульманских сел Белоканского и Закатальского районов были отправлены в Тбилиси. После культурно-спортивных мероприятий и экскурсий по городу дети встретились с президентом страны, который рассказывал о стране и о том, что они живут на древней грузинской земле - Саингило. Затем была организована встреча с церковнослужителями и организована экскурсия по различным церквям страны. В конце экскурсии всем детям были подарены крестики и было заявлено, что они должны любить свою родину. Все это было показано по центральному телевидению Грузии - телеканалу "Рустави-2". Кроме того, в марте 2007 г. стало известно, что телекомпания L-TV в Лагодехи (грузинский город, наиболее близкий к Закатальскому району) планирует усилить свой передатчик с тем, чтобы транслировать свои передачи уже и на территории Азербайджана. Отметим также, что канал L-TV транслировал на Азербайджан пробные передачи по изучению грузинского языка и истории, что и стало предвестником расширения трансляции. Кроме того, как заявила руководитель компании Лали Хубулава, "проживающее в Саингило грузинское население общается с пограничным Лагодехским районом, и, естественно, ему будут интересны информационные передачи" (12). Азербайджанская сторона пока что не прокомментировала это намерение, однако стоит напомнить, что в 2006 году в Азербайджане лишились лицензий аварские телеканалы за то, что они после решения Национального совета по телерадиовещанию полностью не перешли на азербайджанский язык. Кроме того, азербайджанская сторона запретила трансляцию российских и дагестанских каналов на территории страны.

На сегодняшний день, несмотря на то, что состояние азербайджанского населения в грузинской области Квемо-Картли остается критическим, официальный Баку в вопросе ингилойцев придерживается пассивности и практически не препятствует усилению грузинского влияния в Кахском и в Закатальском регионе. Одновременно грузинское руководство, часто организуя фальшивые акции протеста ингилойцев как в Грузии в канун важных межгосударственных встреч, так и в Азербайджане, пытается получить максимальную выгоду в этнополитическом плане, как это произошло в июле 2004 г., во время визита Ильхама Алиева в Грузию (13).

За последнее время намечаются интересные процессы, согласно которым, возможно, в ближайшем будущем начнется незначительное, но интенсивное переселение грузинского сельского населения с правого берега Алазани в Кахский и Закаталский районы. Доказательством вышеуказанному можно считать обращение населения приграничного грузинского села Самтацкаро Лагодехского района к президенту Азербайджана. Старейшины просят выделить жителям села землю в Кахском районе, где проживают их родственники, а также предоставить им азербайджанское гражданство (14). Просьбы обосновывались тем, что переход границы часто бывает невозможным из-за зимних осадков и разрушения моста. С января 2007 г. подано уже около 100 заявок на получение азербайджанского гражданства, кроме того, с февраля 2007 г. в городе Закаталы началось приобретение квартир и домов ингилойцами, что также может являться частью политики Грузии по усилению своего влияния в регионе.

За последнее время, точнее с конца 2006 г., участились требования ингилойцев к Тбилиси содействовать изменению окончаний их фамилий с азербайджанских на грузинские. Дело в том, что основная часть ингилойского населения имеет мусульманские имена и фамилии из-за запрета в советский период иметь грузинские. Однако в советский период подавляющая часть ингилойского населения находилась в стадии полной азербайджанизации. Сегодня же при крещении ингилойский ребенок получает грузинское имя, что никак не фиксируется со стороны азербайджанских властей. Получается так, что многие ингилойцы имеют два разных имени и фамилии.

Омбудсмен ("народный защитник") Грузии Созар Субари уже дважды поднимал этот вопрос при встрече с азербайджанским коллегой. Кроме того, с 2005 г. фактически под его эгидой в Тбилиси организуются митинги ингилойцев перед зданием посольства Азербайджана с различными требованиями. Очевидно, эти акции имеют цель "держать на уровне" актуальность проблем ингилойцев.

18 марта 2007 г. регион посетила мать президента Грузии Гиули Аласания. Она поздравила ингилойцев-мусульман Закаталы и Кахи с предстоящим праздником Новруз и призвала их помнить свое грузинское начало и стать частью грузинского социума.

Грузинские историки для повышения роли грузинского этнического элемента в регионе в своих публикациях приходят к выводам, что в ареале расселения ингилойцев (Саингило) якобы проживают более 100 000 азербайджанизированных грузин, в состав которых входят элисуйские лезгины, которые в действительности никакого отношения к грузинам не имели и не имеют, а также азербайджанизированные цахуры, представляемые грузинской стороной как тюркоязычные грузины. Основываясь на подобных мнениях, грузинские делегаты уже посещали село Илису Кахского района, население которого, очевидно, встретило их с насмешкой, но гостеприимно, как это принято у лезгинских народов.

Создание и укрепление грузинского фактора в Азербайджане на руку не только стране с вечными территориальными претензиями, каковой является Грузия, но и, в первую очередь, официальному Баку, который после определенного обострения вокруг аварцев, проживающих в Закатальском и Белоканском районах, в 2001 году(*), стал более внимательно относиться к этнической ситуации в регионе.

В этой связи примечательным является смещение с должностей этнических цахур в районной администрации Кахи. На сегодняшний день, как признаются некоторые азербайджанские журналисты, в Кахи 13 высших и средних руководящих постов, начиная с районной администрации, заканчивая милицией, занимают этнические ингилойцы. В Закаталах девять ингилойцев занимают ответственные должности. И, наконец, еще одним фактом политического поощрения ингилойцев является апрельский визит Ильхама Алиева в Шеки-Закатальский регион в 2006 г. Интересно то, что во время посещения Кахского района Алиев не только побывал в двух грузинских церквях, но и провел встречу с грузиноязычным населением региона. Выступая перед собравшимися, он заявил, что будет продолжать политику защиты прав национальных меньшинств страны и религиозной толерантности. Касаясь грузино-азербайджанских отношений, президент отметил, что они находятся на высоте и совместные проекты будут способствовать более тесным взаимоотношениям обоих народов. Затем Алиев поинтересовался проблемами ингилойцев, после чего обещал посетить регион вместе с президентом Грузии.

Обобщая, можно констатировать, что положение ингилойцев в Азербайджане меняется в благоприятную сторону, и в скором будущем этот народ сможет играть важную роль в грузино-азербайджанских отношениях. Что касается ситуации внутри региона проживания ингилойцев, то официальный Баку, как видим, заинтересован в росте их влияния там, что не может не оказать влияния и на ситуацию вокруг дагестанских народов Северного Азербайджана.

1. http://www.pravoslavie.ru/guest/040608105128

2. http://atlas.musigi-dunya.az/atlas/ru/et_ilisu_.html

3. Этнография и история народов транскавказского региона, Общественный фонд перспективных исследований "Бастион", Москва, - 1999 г., с.30. http://www.bastion.ru/files/trans.doc

4. Бурджаев Т., Исаев С., Алибегов Б., Трагедия грузин-ингилойцев, Тбилиси, 2003 г., с. 3.

5. там же

6. http://zerkalo.az/rubric.php?id=14473&dd=24&mo=2&yr=2007

7. http://www.pravoslavie.ru/guest/040608105128

8. там же

9. http://mitq.org/udin07_11.html

10. http://www.day.az/print/news/politics/27002.html

11. http://zerkalo.az/rubric.php?id=14473&dd=24&mo=2&yr=2007

12. http://www.khabal.info/news.php?subaction=showfull&id=1173004352&archive=&start_from=&ucat=6&

13. http://www.echo-az.com/archive/2004_06/851/politica02.shtml •

14. http://trend.smart.az/cgi-bin/readnews2.pl?newsId=884877〈=RU

(*) В августе 2001 г. официальные азербайджанские источники сообщили о ликвидации в Закатальском районе банды экстремистов во главе с Гаджи Магомедовым - предположительно бывшим водителем депутата Милли меджлиса Азербайджана, лидера аварцев региона Али Анцухского (убит в 1996 году). О том, что реально происходило тогда в Закатальском районе, различные источники дают очень разную информацию.