Корреспондент ИА REGNUM продолжает беседу с руководителем Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, советником Министра обороны Армении, доктором политологии, генерал-майором Гайком Саргисовичем Котанджяном. Как уже отмечалось, с целью более раскованного обмена мнениями, он выступает как независимый эксперт с высшей российской и американской научной квалификацией в области этнополитологии конфликтов и политологии национальной безопасности.

ИА REGNUM: Как можно оценить тот факт, что в условиях неурегулированности Карабахского конфликта в отличие от Концепции национальной безопасности Азербайджана Стратегия национальной безопасности Армении опубликована полностью?

Стратегия национальной безопасности Армении опубликована в соответствии со стандартами Плана действий по индивидуальному партнерству НАТО. На электронном сайте Минобороны Армении размещались график и повестка заседаний Межведомственной Комиссии по разработке Стратегии национальной безопасности, а также промежуточные версии проекта Стратегии. Соблюдение принципа прозрачности в данном случае является атрибутом демократизма партнерства как в процессе открытой для общественности и прессы межведомственной подготовки, так и оглашения во внутринациональной аудитории и в международном сообществе окончательного документа. Вместе с тем согласно духу "Программы Партнерство ради мира" широкое оглашение полных текстов этих главных политических документов государств по национальной безопасности представляет собой необходимый элемент участия конкретного национального государства в обеспечении международной, в том числе региональной, безопасности. Исходя из этих принципов и обязательств, проекты Стратегии национальной безопасности Армении прошли публичную апробацию в неправительственных организациях, в Национальном собрании Армении, а также в ведущих профессиональных центрах Москвы, Вашингтона и Брюсселя. Межведомственный процесс разработки армянского документа освещался СМИ.

Требования транспарентности процесса подготовки Концепции национальной безопасности, а также окончательного документа Азербайджаном не соблюдены. Полный текст его Концепции до общественности Азербайджана и международного сообщества не доведен. Подобная конспиративность, противоречащая требованиям программы НАТО, должна вызывать и у международного сообщества, и у неангажированной части азербайджанской общественности озабоченность в связи со скрываемыми стратегическими намерениями Азербайджана в вопросах как своей национальной, так и региональной безопасности.

ИА REGNUM: Каково ваше мнение об активно циркулирующих в интернете сведениях о том, что Азербайджан под прикрытием оборонных реформ, пользуясь помощью НАТО и США, готовится к новой войне с Арменией?

Подобные сведения поступают также по профессиональным каналам. Настораживает тот факт, что на последних обсуждениях в Вене проблем, связанных с ДОВСЕ, Азербайджан, паразитируя на моратории, объявленном Россией, заявил о своем намерении не выполнять обязательства по представлению отчетности, а также вывести свое вооружение из-под контроля международных инспекций. Данная информация переводит пропаганду войны президентом Алиевым за силовое возвращение Карабаха из жанра воинственной риторики в разряд военной угрозы.

Ильхам Алиев как глава "несвободной страны", в преддверии президентских выборов разжигая антиармянскую истерию и костер новой войны, усугубляет в международном сообществе свой имидж восточного деспота. Он подтверждает свою антидемократическую сущность, скрываемую под протокольным политесом вокруг газа и нефти, а также прав и демократических свобод. Одно можно утверждать со всей ответственностью: народам Азербайджана и Армении, региона, а также международному сообществу в целом реваншизм Алиева ничего позитивного не сулит. Подобное положение дел противоречит обязательствам Азербайджана перед международным сообществом и однозначно ставит под вопрос интересы мира и продвижения демократии в регионе.

ИА REGNUM: Какова на ваш взгляд возможная реакция международного сообщества на придание огласке манипуляций режимом Алиева военной помощью, предоставляемой НАТО и США?

Армения, высоко оценивая помощь своих партнеров в организации оборонных реформ, рассчитывает на то, что и в Вашингтоне, и в Брюсселе, а также в международном сообществе в целом теперь "знают, что мы знаем, что они знают" об использованиии Азербайджаном их помощи в проведении оборонных реформ для подготовки к войне с Арменией. Разумеется, подобные манипуляции азербайджанских властей доверием партнеров отнюдь не способствуют поддержанию авторитета как программ двустороннего сотрудничества, так и Плана действий по индивидуальному партнерству с НАТО. Беспрецедентный для Программы "Партнерство ради мира" замысел президента Алиева по использованию Плана индивидуального партнерства с НАТО для подготовки новой войны на Кавказе предполагает соответствующую реакцию вашингтонских и брюссельских партнеров Армении на угрозу дискредитации Плана, направленного на укрепление мира.

ИА REGNUM: Какой, по Вашему мнению, будет реакция армянской стороны на возможное развязывание Азербайджаном новой войны против народов Карабаха и Армении?

Армянские специалисты внимательно прослеживают динамику экономической, политической и военной активности алиевского режима. На мой взгляд, Армения продолжит выполнять свои обязательства перед международным сообществом и перед собственным народом, в том числе в сфере обеспечения национальной и международной безопасности.

Разжигание военной истерии антидемократическим режимом Алиева будет способствовать консолидации интеллектуальных ресурсов всего мирового армянства вокруг разработки эффективных путей устойчивого развития Армении и достойного наказания агрессора, грозящего армянскому народу новым геноцидом. Насколько мне известно, среди армянства идет интенсивное осмысление информации о подготовке Азербайджаном новой агрессии против Армении и НКР.

Как я представляю, произойдет качественное совершенствование системы сотрудничества между Диаспорой и Армении. Суть данных трансформаций будет заключаться в динамическом и инновационном опережении агрессивных замыслов Азербайджана. В результате, Армения приобретет гарантии такого безопасного и устойчивого развития, при котором ресурсы обеспечения безопасности Армении и НКР в любой период реального времени будут надежно уравновешивать затраты Азербайджана на подготовку новой войны.

ИА REGNUM: Каковы, на Ваш взгляд, гарантии успешного отражения возможной агрессии Азербайджана против Армении и НКР?

В качестве таких гарантий, по-моему, будет служить активизация многосторонних и двусторонних отношений в области безопасности, которые связывают Армению с ее союзниками и партнерами, а также с ООН и другими международными организациями. Исходя из уроков прошлого, армянство мобилизует все свои ресурсы на то, чтобы в случае возникновения реальной угрозы повторения геноцида в отношении населения Армении и НКР трансформировать агрессию Азербайджана в победную "контрвойну Судного дня" всего 11-миллионного армянства против антидемократического режима государства-агрессора. Главной же гарантией победы в системно просчитанной армянской "контрвойне Судного дня" является то, что все армяне мира любят свою Армению так же, как все евреи мира любят свой Эрец-Исраэль.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете принцип "территории в обмен на безопасность" в качестве основы для ведения переговоров по Карабахскому урегулированию?

На мой взгляд, переговоры с режимом Алиева, умудряющимся вести подготовку новой войны против Армении под кощунственным прикрытием Программы НАТО "Партнерство ради мира", необходимо вести не по принципу "мир взамен территорий", а по принципу "мир взамен мира". Ведь мир нужен и армянскому, и азербайджанскому народам. С прочностью этого мира связаны геоэкономические и геостратегические ожидания многих государств, чьи интересы представлены в регионе черноморского и каспийского бассейнов.

Есть все основания рекомендовать Сопредседательству Минской группы, а также нашим союзникам и нашим партнерам гарантировать соблюдение принципа "мир взамен мира" как со стороны Армении, так и Азербайджана.

ИА REGNUM: И в заключение, вернемся к свободам в Армении. Как Вы относитесь к пребыванию Жирайра Сефиляна под стражей?

Очевидно, что выражение национальных чувств во взаимоотношениях с государством не должно преступать Закон, и этот подход был отражен в недавнем решении суда. С пониманием непреложности выполнения данного принципа жизнедеятельности национального государства, по-моему, целесообразно рассмотреть возможность освобождения из-под стражи Жирайра Сефиляна как одного из храбрых сынов Армянской диаспоры, в свое время достойно выполнившего свой долг солдата.