Скандалы, связанные с поставками из Алтайского края металлолома с повышенным радиактивным фоном, побудили руководителя Управления Роспотребнадзора по краю Игоря Салдана издать специальное постановление "Об усилении надзора и контроля за обеспечением радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома на территории Алтайского края". Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM сегодня, начальник отдела надзора за условиями труда Роспотребнадзора Любовь Картавцева, до 2007 года подобная проблема никогда не была актуальной для региона.

Только за этот год с мая по август с территории Алтайского края на "Новокузнецкий металлургический комбинат" (ОАО "НКМК") было оправлено три вагона металлолома с повышенным радиоактивным фоном. 4 мая и 16 июня на комбинате на установке входного радиационного контроля зафиксировано превышение максимальной дозы гамма-излучения при прохождении вагонов от ООО "Алтайвторметалл". Вагоны были обследованы дозиметристами службы радиационной безопасности Кемеровской области ОАО "НКМК".

В результате в обоих случаях выявлены металлические цилиндры диаметром 4 см с двумя прикрученными полусферами с радионуклидом Радий-226. Максимальная мощность дозы на боковой поверхности вагона превышала контрольный уровень. Замеры лома в Алтайском крае перед отправкой производились Барнаульским филиалом ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту". Но результаты не превышали контрольного уровня.

Третий случай был зарегистрирован 10 августа. На комбинат поступил металл от ООО "Алтай-Трейд". Максимальная мощность дозы на боковой поверхности вагона составила 1 мкЗв/ч до 1,3 мкЗв/ч. Источником повышенного радиационного фона стала железная арматура размером 40 см в длину и 4 см в диаметре с радиационным фоном, в 5 - 6,5 раз превышающим допустимый. И снова при проверке в Алтайском крае нарушений выявлено не было.

Сейчас по трем делам ведется расследование, также до 1 октября Роспотребнадзор должен проверить деятельность всех 122 предприятий, которые занимаются заготовкой и реализацией черных и цветных металлов.

"Пока итоги расследований не подводились. Но, вероятнее всего, радиактивный металл попал в вагоны во время пути при дозагрузке. Во всех трех случаях транспортировка металлолома осуществлялась в открытых вагонах, и сами предприятия не исключают такой возможности. Чтобы избежать подобного, в постановлении мы рекомендуем отправлять металлолом в закрытых вагонах, а во время стоянок охранять их. К примеру, в компании "Алтай-Трейд" уже сейчас стали стали закрывать открытые вагоны. Самим же предприятиям невыгодно портить свою репутацию, ведь тогда комбинаты откажутся принимать у них металл", - рассказала Картавцева.