О новых инициативах ЦИК РФ по контролю за исполнением закона о выборах сообщил руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) ЦИК РФ, заслуженный юрист РФ Александр Иванченко в рамках пресс-конференции 13 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Иванченко, 2 декабря будет проводиться пятые в новейшей истории России парламентские выборы. При этом, если в предыдущие разы выборы, проходили по смешанной избирательной системе, то текущая избирательная кампания характеризуется, прежде всего, тем, что Госдума в полном составе будет избираться от политических партий по партийным спискам. Кроме того, в числе нововведений - 7%-ный барьер, отмена графы против всех и порога явки. "Я бы оценил эти нововведения как повышение качественных требований к участникам избирательной кампании, - подчеркнул Иванченко. - Будут крупные партии, крупные средства массовой информации". В целом, по его словам, сегодня уже можно говорить о том, что российская политическая система, пройдя 20-летнюю апробацию, наконец структурирована, и эта избирательная кампания будет новым качественным этапом в развитии политической системы и избирательных технологий.

При этом Александр Иванченко отметил "принципиально иной" технологический подход к организации текущей избирательной кампании. По его словам, мониторинг прессы за аналогичный период 2003 года продемонстрировал в основном негативный тон в отношении избирательной кампании. В свою очередь, август 2007 года прошел "в повышенном тонусе". "По социологическим замерам, которые мы провели, на конец августа 2007 года информированность граждан о предстоящей избирательной кампании еще до ее объявления оказалась существенно выше, чем в 2003 году", - пояснил Иванченко. Он добавил, что в ходе подготовки нынешней избирательной кампании ЦИК и избирательные комиссии на местах выходят с политической рекламой предстоящих выборов. "В ближайшие дни вы увидите растяжки, билборды, плакаты, которые будут информировать граждан о предстоящих выборах, - сообщил он. - Явка в 2003 году была самой низкой за время проведения всех избирательных кампаний. Думаю, есть огромный ресурс, неиспользованные возможности по доведению информации до каждого избирателя, и ЦИК ищет цепочки по доведению этой информации, например, о том, где находятся избирательные участки". 13 сентября руководитель ЦИК уже подписал соответствующие письма о наружной рекламе в избирательных комиссиях субъектов.

Помимо наружной рекламы ЦИК открывает "горячие линии" в Москве, с помощью которых будут собираться и рассматриваться обращения и жалобы граждан в ходе предвыборной кампании и выборов. Кроме этого, анализируются интернет-сайты партий на предмет наличия информационных поводов. В целом, считает руководитель РЦОИТ ЦИК, "избирательная кампания будет существенно отличаться в лучшую сторону с точки зрения информированности граждан о предстоящих выборах".

"Самым главным должен быть тот качественный результат, который дают выборы: не должно быть сомнений в итогах выборов, - добавил Иванченко. - Дума должна быть представительным органом, отвечать интересам различных слоев избирателей. Изменение же законодательства, на которое, кстати, многие политические партии ввиду их высоких требований будут списывать свои неудачи, я считаю деструктивным".

В заключение Александр Иванченко призвал граждан проявлять активность и приходить на выборы, несмотря на то (а возможно, и благодаря тому) что порог явки отменен и результаты выборов будет подводиться независимо от того, сколько голосов избирателей будет подано. "Явка - это важнейший барометр, который показывает интерес граждан к своему реальному участию в политической жизни", - отметил он, выразив надежду, что в декабре 2007 года явка будет выше, чем четыре года назад и, возможно, превысит 60%-ный барьер.