В Управлении ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу состоялось совещание, на котором были подведены итоги поступлений в бюджетную систему налога на доходы физических лиц (НДФЛ), единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов. За 8 месяцев 2007 года всего поступило около 17 млрд. рублей. Это на 25,2 % больше, чем в прошлом году. НДФЛ является одним из основных источников пополнения областного бюджета и бюджетов муниципалитетов. Об этом ИА REGNUM сообщили в отделе работы с налогоплательщиками и СМИ Управления.

"Работе по сбору и увеличению поступлений этого налога территориальными налоговыми органами уделяется самое серьезное внимание, - сказал в интервью ИА REGNUM руководитель регионального налогового ведомства, государственный советник Российской Федерации первого класса Дмитрий Вольвач.

По его словам, анализ показывает, что стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц возможен, в первую очередь, за счет роста начисленной заработной платы, как вследствие ее повышения, так и в результате легализации фактически выплачиваемых заработков. Второй фактор - это рост сумм декларируемых доходов и увеличение количества декларантов-"миллионеров". Третий немаловажный фактор - это результаты проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий. В результате проводимой работы в области наметилась устойчивая тенденция как к увеличению заработной платы, так и к росту "легальных", т.е. подпадающих под декларирование и налогообложение доходов. Так, в прошлом году территориальными налоговыми органами выявлено порядка более трех тысяч организаций, которые в 2005 году показывали в отчетах зарплаты своих работников, на тот момент, ниже прожиточного минимума, установленного в области. В результате постоянной целенаправленной работы комиссий около 1200 работодателей повысили официально выплачиваемую зарплату до уровня прожиточного минимума и выше.. Работа по легализации заработной платы в 2006 году дала солидную прибавку казне. В бюджеты дополнительно поступило 82,5 млн. рублей (из них единого социального налога - 10,5 млн. рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 44 млн. рублей, НДФЛ - 44 млн. рублей. При этом выросли реальные доходы работников, соответственно, и их пенсионные накопления. "Вся работа проводится налоговыми органами области и округа в соответствии с рекомендациями ФНС России. В текущем году она имеет отраслевую направленность с целью ориентировать налогоплательщиков на декларирование реально выплачиваемой заработной платы в различных отраслях экономики. Я хочу подчеркнуть, что налоговые органы не требуют от руководителей организаций обязательного повышения зарплат их работников. Наша задача состоит в том, чтобы призвать налогоплательщиков к реальному отражению в отчетности фактического уровня выплачиваемых доходов. Если зарплаты на предприятии по объективным причинам и не дотягивают до среднеотраслевого уровня, то претензий к руководителям предприятий не будет", - отметил Дмитрий Вольвач.

"Если коротко подводить промежуточные итоги работы по легализации зарплаты в этом году, то за 8 месяцев 2007 года на комиссиях всех уровней были заслушаны более 2,5 тысяч налогоплательщиков. Из них на комиссиях в налоговых органах заслушано более 2 тысяч налогоплательщиков (84%), на межведомственных комиссиях администраций муниципальных образований - около 400, или 16% заслушанных. В результате проведенных бесед с руководителями организаций, письменных обращений, направленных налоговыми органами, более 90% работодателей повысили размер оплаты труда, в том числе до среднеотраслевого уровня - 953 налогоплательщика, и менее, чем до среднеотраслевого, но выше прожиточного уровня- 1534. Благодаря работе комиссий дополнительно в бюджет за 8 месяцев 2007 года уже поступило 103,8 млн. рублей в том числе единого социального налога - 14,8 млн. рублей, страховых взносов на ОПС - 56,6 млн. рублей и НДФЛ - 32,4 млн. рублей. Необходимо подчеркнуть, что более пристальное внимание этой проблеме, на мой взгляд, должны уделять муниципальные власти. Вывод зарплат работников организаций из "тени" - это в первую очередь забота органов местного самоуправления. Тем более, что муниципалитеты в этом кровно заинтересованы - ведь от уровня налоговой и финансовой дисциплины налогоплательщиков зависит наполняемость местной казны. У глав муниципальных образований есть административный ресурс, который можно и нужно использовать в наведении порядка на подведомственной им территории. Активное участие муниципалитетов в работе Межведомственных комиссий с участием налоговых органов позволит улучшить ситуацию по легализации налоговой базы, - сказал Вольвач. - Кроме того, перед налоговыми органами области и округа поставлена задача добиться от хозяйствующих субъектов реального отражения уровня рентабельности по отраслям экономики и сокращения количества убыточных предприятий. В связи с этим на комиссии по легализации "теневых" зарплат приглашаются и впредь будут приглашаться руководители тех предприятий, которые декларируют в отчетности убытки от финансово-хозяйственной деятельности в течение последних двух лет. Поэтому Управлением, наряду с работой по легализации заработной платы, проводятся аналитические и контрольные мероприятия в отношении убыточных предприятий, которые, как это ни странно на первый взгляд, являются одним из источников бюджетных поступлений. Могу отметить, что поступление налога на прибыль за истекший период 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризуется положительной динамикой. За 8 месяцев текущего года от предприятий области и округа в консолидированный бюджет поступило налога на прибыль 6,5 млрд. рублей, что на 1,9 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше аналогичного уровня прошлого года. И я думаю, что это не предел".

ИА REGNUM: И каковы результаты работы с убыточными предприятиями?

Дмитрий Вольвач: Контрольная работа ведется налоговыми органами области и округа по конкретным направлениям: аналитическая работа с последующим проведением совещаний с руководством организаций и, непосредственно, контрольная работа в части проведения камеральных и выездных налоговых проверок). За 8 месяцев 2007 года проведено 77 выездных налоговых проверок организаций, получивших в проверяемом периоде убыток в сумме более 800 млн. рублей. По результатам этих проверок убыток был уменьшен на 490 млн. рублей. Доначислено по результатам выездных налоговых проверок этих убыточных организаций 113 млн. рублей. В целом по результатам контрольно-аналитической работы за 8 месяцев этого года необоснованно заявленные убытки были уменьшены почти на 650 млн. рублей. Эта работа будет продолжаться и в будущем и если организация завысила свои убытки и ничем их не обосновала, то в перспективе у нее, как я говорил выше, доначисления в ходе контрольной работы с пенями, штрафами, судебными разбирательствами, которые, как показывает практика, все чаще подтверждают правильность выводов налоговых инспекторов.