Необходимость создания единого государственного органа, который осуществлял бы нормативно-правовое регулирование и координацию деятельности всех структур ответственных за противодействие ядерному терроризму обсудят 27 сентября в Государственной думе РФ участники совещания на тему противодействия ядерному терроризму, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В России существует более 20 министерств, ведомств, комитетов и структур, ответственных за противодействие ядерному терроризму, поэтому решение многих проблем наталкивается на бетонную стену узковедомственных интересов, следовательно, полагают в комитете Госдумы по безопасности, необходимо создание в рамках Национального антитеррористического комитета (НАК) эффективной государственной подсистемы противодействия ядерному и радиологическому терроризму.

В комитете отмечают, что в контексте накопления уже в к 2010 г. объема плутония значительно превышающего потребности государства потенциальная возможность совершения актов ядерного терроризма существует. Представляется возможным и "рукотворный" Чернобыль, захват преступниками атомной электростанции или другого ядерного объекта с последующим осуществлением теракта. По мнению комитета по безопасности, реальным можно считать создание и применение террористическим организациями радиологического оружия, что, естественно, спровоцирует панику, социальную и экономическую дестабилизацию общества.

Комитет отмечает, что у преступников декларирующих намерение играть с "ярче-тысячи-солнц" ядерным огнем пока еще нет результатов. Самостоятельно на коленке даже с привлечением специалистов вряд ли реально создать смертоносное устройство, но накопление ядерных материалов на планете, появление новых государств-игроков на этом чувствительном поле не исключает возможности создания преступного ядерного устройства.

В комитете, отмечают, что террористы уже сегодня пытаются создать так называемую "грязную бомбу", т. е. емкость с радиоактивным веществом, которое может быть распылено с помощью взрывчатки. Как сообщают в комитете, чертежи подхода к решению этой задачи имеются и в материалах по делу "Аль-Кайды".

Достаточно вероятным называют специалисты и создание радиологического орудия с применение радиоактивных веществ.

Как отмечают в комитете, с 1997 по 2002 гг. в России было зарегистрировано 180 преступлений, связанных с незаконным обращением с ядерными материалами и радиоактивными веществами и 109 преступлений, связанных с хищением или вымогательством ядерных материалов или радиоактивных веществ. В комитете отмечают, что за совершение этих преступлений к уголовной ответственности было привлечен 130 и 128 человек соответственно.

Согласно последним данным МАГАТЭ, в 2005 г. в мире было зафиксирован 103 подтвержденных случая нелегального оборота и другой незаконной деятельности, касающейся ядерных и радиоактивных материалов. 18 подтвержденных случае касались ядерных материалов, 76 - радиоактивных веществ, в 2 других речь шла как о ядерных, так и о радиоактивных материалах, а еще 7 преступлений касались радиационно-зараженных материалов.

Как отмечают в комитете, 2 из названных сюжетов касались небольшого количества высокообогащенного урана, который является расщепляющим материалом. Было заявлено о потере в Нью-Джерси (США) пакета, в котором содержалось 3,3 г высокообогащенного урана. Второй инцидент произошел в Фукуи (Япония), где на атомной станции пропал детектор нейтронного потока, в котором содержится 0,017 г высокообогащенного урана. По мнению комитета, с точки зрения угрозы терроризма эти случаи не вызывают обеспокоенности, однако они демонстрируют уязвимость систем безопасности на опасных объектах.

В 1980 г. в Вене была принята Конвенция о физической защите ядерного материала, которая вступила в силу в 1987 г. после того как была ратифицирована 21 государством. В июле 2005 г. в Вене в штаб-квартире МАГАТЭ принципиальными поправками к этой конвенции редакция этого глобального договора была значительно усилена.

Как отмечают в комитете по безопасности, у террористов новой формации нет сдерживающих центров, они заинтересованы уже не столько в точечных убийствах, а в гибели максимального количества людей, принадлежащих к враждебной этнической, религиозной, идеологической группировке.