ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ" Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим вторую часть работы эксперта "Этнo-конфессиональная политика Грузии". Здесь автор подробно анализирует проблему картвельских народов.

После свержения правительства Э.Шеварнадзе и прихода к власти новой политической элиты под руководством М.Саакашвили, в Грузии конкретизировалась этноконфессиональная политика, как во внутриполитическом направлении, так и во внешнеполитическом аспекте. Имея возможность сотрудничать с различными западными институтами, которые разрабатывают различные подходы и методы этнической и религиозной политики, грузинское руководство на сегодняшний день активным и продолжительным образом осуществляет постепенный процесс к моноэтнизации страны. На сегодняшний день, по сравнению с 2002 г., можно констатировать факт резкого снижения численности негрузинских народов в стране и создание широких грузинских анклавов в регионах, где компактно проживают армяне и азербайджанцы(1).

В последнее время в прессе и в аналитических материалах различных СМИ часто говорится о резко изменяющейся демографической ситуации в Квемо-Картли (азербайджано-населенный регион) и в Самцхе-Джавахке (армяно-населенный регион), однако одновременно пропускается важный, и на сегодняшний день остроактуальный вопрос, каковым является этническая политика Грузии в отношении к картвельским народам. С начала независимости и до последнего времени в Грузии шли процессы государственного распада не только на национальной, но и на племенной основе. Взаимоотношения между метрополией с одной и мегрелами, сванами, аджарцами с другой стороны имеют давнюю историю этнокультурного антагонизма, где немаловажную роль играет экономический и географический фактор.

Cваны, как и мегрелы, являются картвелоязычными народами, однако по сравнению с грузинами Тбилиси, Гори и Кутаиси, у мегрел и сванов есть кардинальные различия не только в культурно-бытовом, но и на языковом уровне(2). Проживая в географически труднодоступных местах, у мегрел и сванов этногенез, как и развитие общности, проходил отдельно от остальных грузин, в результате этого в античном и раннесредневековом периоде на Кавказе можно было увидеть три разных картвельских государства, которые постоянно вели агрессивную политику друг против друга. В результате многовекового сепаратного этнополитического развития у сванов, мегрел и аджарцев мировоззрение начало развиваться отдельно от грузин. Эти народы разделились от грузин до такой степени, что в XIX веке, в период развития грузинского социума в ареале российского общества, мегрелы и сваны, а также аджарцы не считались грузинскими народами и считались отдельным народом как для тбилисских и кахетинских грузин, так и для некартвельских народов кавказского региона.

Аджарский этногенез в корне отличается от развития мегрел и сванов. Есть гипотеза, что нынешние аджарцы это потомки картвелоязычных племен Колхиды, которые, имея слабое общегрузинское самосознание, после вхождения основной части Грузии в состав Османской империи, приняли ислам суннитского наплавления и стали инструментом антихристианской политики в руках османского руководства(3). Избавившись от двойного самосознания, фактически имея тюркское мировоззрение, аджарцы активным образом использовались в подавлении грузинских восстаний и в борьбе Османской империи против островков грузинских княжеств в горах на юге Кавказского хребта.

В советский период большевистское руководство Грузии не изменило своего курса по отношению к аджарцам, основы которого положили меньшевистские руководители. Являясь активно растущим субэтносом в демографическом плане, аджарцев для поднятия грузинской самоидентификации и принятия христианства начали переселять из компактных районов Аджарии в глубины Грузинской ССР, что по понятным причинам не могло не беспокоить Турцию. После распада СССР, в период правления Э.Шеварнадзе регион де-факто был самостоятельным, и вплоть до "революции роз", в регионе царил привлекательный для широких слоев мусульманской элиты и подпитываемый Асланом Абашидзе микроклимат создания Аджарской исламской республики. Официальная Анкара до сих пор имеет хорошие возможности повсеместно использовать аджарский фактор, а также протурецки настроенное население в целом. Кроме того, Турция активным образом вынесла в политическую игру месхетинскую карту. Этим, турецкое руководство не только физически отделит армян от внешнего мира, но и достигнет цели значительно ослабить политику Тбилиси, которая пытается интегрировать аджарский субэтнос в грузинское общество. Таким образом, заселение соседних районов Аджарии турками-месхетинцами значительным образом остановит процессы грузинизации аджарцев, поскольку компактное проживание месхетинских турок, которые близки аджарцам по религии и менталитету, а также своему мировоззрению, создаст широкие возможности сепаратного развития южных мусульман Грузии, укрепит тюркский микроклимат, аналогичный Квемо-Картли.

Политика Грузии по отношению к аджарцам четко спланирована и затрагивает практически все сферы развивающейся грузинской государственности. Эта политика притворяется в жизнь как в обществе, так и в армии, в образовательной системе, в религиозных процессах. Последовательная политика Тбилиси приводит к интенсивной трансформации аджарского социума до полной грузинизации, которая на сегодняшний день находиться на кульминационном этапе.

Этно-конфессиональная политика грузинского истеблишмента по отношению к аджарцам имеет два направления:

1. Процесс постепенной грузинизации непосредственно в составе Аджарской автономии.

2. Политика периодического выселения аджарцев из автономии из-за "оползней" в некоторых районах Аджарии и заселение аджарцев в рамках ареала компактного проживания армян и азербайджанцев в Грузии.

За последние 15 лет в Аджарии на порядок снизилась численность аджарцев и соответственно выросла численность грузинского населения, которое в большинстве своем прибывают из Адигени, Кутаиси, Гори и Зугдиди (мегрелы). Кроме того, после прихода к власти М.Саакашвили в Аджарии начался строительный бум различных церквей и часовен, а Патриарх-Католикос Ильия II стал частым гостем в автономии. Одновременно, телевидение и радио отменили все передачи и программы, рассказывающие о мусульманской религии, и была введена передача по "Ajaria TV", где рассказывается обо всех религиях мира. Аджарская общественность постепенно начинает справлять также христианские праздники, которые в Грузии преподносятся как национальные.

С 1989 г. в Аджарии началась активная христианизация населения, а с 2002 г., процесс пошел с удвоенной силой(4). Христианизации мусульманского грузиноязычного населения способствовала также местная законодательная власть, которая косвенно вынуждала молодых мусульман-аджарцев "возвращаться к своим христианским корням" путем демократизации и либерализации(5). В этом аспекте немаловажную роль в грузинизации и христианизации играет проводимая школьная реформа в Аджарии. Кроме того, развитие туристической отрасли и активизация капиталовложений стали стимулом для миграции в регион населения из других районов страны. Имея высшее образование, они зачастую оттесняют аджарцев на более низкую ступень обслуживающего ресурса. Это останавливает автономизацию самого аджарского общества, и частично становится причиной миграции ее элиты за рубеж.

Сегодня этнокультурная атмосфера в Аджарии такова, что христиане-грузины, имеющие наибольшие места в административном руководстве автономии способствуют становлению ситуации, когда аджарец-мусульманин считается чуть ли не человеком второго сорта. Это заставляет аджарца стать "полноправным грузином", т.е. христианином, забыть свой диалект и стать равноправным членом социума. Этнические аджарцы автономии составляют где-то до 180-200.000 человек, но их численность постепенно уменьшается. Кроме того, если по данным 1991 г., процент мусульман-аджарцев в автономии составлял 70% от общего числа населения, то согласно материалам департамента по статистике Автономной республики Аджария на конец 2006 г., в регионе осталось лишь 30% мусульман и 63% православных грузин(6). Второе направление этно-конфессиональной политики Грузии по отношению к аджарцам является их выселение и заселение в политически неблагоприятные регионы, такие как Самцхе-Джавахк и Квемо-Картли. Несмотря на то, что планы руководства Грузии по "разбавлению" армянонаселенного и азербайджанонаселенного регионов разрабатывались еще в начале 90-ых, переселение аджарцев, а в последнее время и сванов в Самцхе-Джавахк и в Квемо-Картли активным образом начались только с 2002-2003 гг. С началом строительства энерготранспортных коммуникаций в Квемо-Картли, руководство страны активным образом в качестве рабочей силы использовало аджарцев, для которых были приобретены дома в различных районах Квето-Картли.

Особое внимание необходимо уделить развитию этнических процессов в армянонаселенном районе Квемо-Картли - в Цалке. Здесь численность грузиноязычного населения в период строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан увеличилось в 3 раза и составило более 8000 человек, когда согласно материалам всеобщей переписи населения страны 2002 г., численность грузин составляло примерно 2500 человек(7). Армянское население на фоне активной миграции грузиноязычного этнического элемента продолжает покидать регион и при продолжении подобной тенденции уже через несколько лет преобладающим населением в Цалке станут грузины. Исходя из того, что греческое население практически полностью покинуло район и поселилось в Греции, оставив целые селения заброшенными, новые аджарские поселенцы просто вторглись в селения и вселились в дома.

Для введения политики заселения грузиноязычного населения в Самцхе-Джавахке грузинское руководство создает благоприятные условия для миграции грузин из Адигенского района в Ахалцых, одновременно приобретая дома в Ахалкалакском районе. В свою очередь, не позволяя приобретать оставленные дома духоборов в трех селениях Ниноцминды, грузинское руководство искусственным образом отделяют армянонаселенный регион от Армении путем переселения в приграничные села духоборов аджарцев и турок-месхетинцев.

В этом году грузинское руководство приступило к капитальному ремонту основных автомагистралей из Аджарии. Программа осуществляется при содействии западных доноров, а руководство страны уже наметило районы, где трассы автодорог не будут восстановлены, под таковыми подпадают селения, где проживают армяне. Новые автотрассы будут проходить главным образом по грузинонаселенным селениям, преследуя цель в коммуникационном аспекте отделить армянонаселенные регионы.

В азербайджанонаселенном регионе Квемо-Картли власти Грузии осуществляют особую политику, основанную на мягком выдавливании жителей путем ущемления тюркоязычного населения в сельскохозяйственной отрасли. После перераспределения земельных пастбищ грузинскому населению региона по сравнению с азербайджанцами власти предоставили в два, и даже в три раза больше земельных участков, в то время как в среднем у азербайджанского населения в несколько раз больше малого и крупного рогатого скота, чем у грузинского и армянского населения губернии. С 2006 г., в регионе официально была запрещена охота, а ловля рыбы в реках сократилась в несколько раз. Активная миграция азербайджанцев из Грузии сопровождается планомерным заселением грузиноязычных народностей. Кроме попыток вытеснить азербайджанцев из губернии, руководство страны создает атмосферу небезопасности для тюркоязычных граждан: время от времени, по тем или иным причинам организовывая убийства крестьян и егерей. Другим "грузиноязычным" народом Грузии являются мегрелы (мингрелы), их ареал расселения расположен на побережье Черного моря. Этническое расселение мегрел доходит до Сванетии на севере, а на западе - до Абхазии. Численность мегрел достигает до 350.000, включая около 40.000 тысяч мегрел в Абхазии(8). Мегрелы имеют отдельный язык, алфавит, отличающиеся от грузинского обычаи. В советский период, по прямым указаниям Л.П.Берия в мегрельских школах были введены стандартные курсы грузинского языка и литературы, грузинизирован алфавит. В отличие от аджарцев, мегрелы в большинстве своем до сих пор себя грузинами не считают, но нужно констатировать факт удачной этнической политики грузинского руководства, в результате чего эта народность также находится в стадии полной ассимиляции. Идентично политике по отношению к аджарцам, руководство страны создает различные проблемы и способствует миграции мегрел из мест компактного проживания, одновременно, путем организации продолжительных встреч мегрельской интеллигенции и молодежи с общегрузинской, способствует полной интеграции и забвению мегрельского самосознания.

Основной упор в политике ассимиляции делается на образовательной составляющей. У молодежи нет желания изучать родной язык, поскольку знать грузинский на сегодняшний день выгоднее, особенно имея в перспективе возможности получать высшее образование в крупных городах страны. Кроме того, заметен отток населения в различные регионы. Несмотря на то, что абхазская сторона время от времени пыталась как-то поднять самосознание мегрельского населения Абхазии, методы действий и финансы для этого в Самегрело (мегрельский район Грузии) крайне недостаточны, а подход к ней слишком дилетантский. Несмотря на это, на фоне активной грузинизации мегрельского общества в Грузии, Абхазия стала единственной страной, которая не препятствует преподаванию и развитию мегрельского языка и поэзии. На сегодняшний день издается газета на мегрельском языке, которая довольно часто доходит до Зугдиди - столицы грузинских мегрел. Интересно то, что несмотря на плотный прессинг грузинского руководства, в мегрельском обществе есть массы, которые пытаются противится ассимиляции и сопоставляют всему грузинскому свое - местное, национальное. Все это положительным образом распространяется и на мегрельско-абхазские отношения, которые, несмотря на провокации и явные фальсификации грузинской стороны, находятся на добрососедском уровне. Мегрельская общественная элита на сегодняшний день частично переехала в различные крупные города Грузии и в основном проживает в Тбилиси, занимая различные посты в государственных учреждениях или же занимаясь средним и крупным бизнесом. Многие из них, настолько отдалились от своих мегрельских корней и самоидентичности, что ориентируются известным высказыванием И. Чавчавадзе: "Я был в Мегрелии и нашел там Грузию". Иными словами, тбилисские "мегрелы" уверены в том, что мегрельский язык должен исчезнуть и что все они грузины, а все культурно-лингвистические отличия сформировались в результате царской "антигрузинской" политики.

С момента прихода к власти новых руководителей, в мегрельском вопросе была поставлена четкая политика масштабного интегрирования этой народности в грузинское общество. В 2004-2006 гг. были закрыты общественно-художественный журнал "Иритони" и научно-публицистический журнал "Аия", выпускавшиеся на мегрельском языке. Затем, после нескольких арестов было распущено так называемые националистическое движение "Самегрело", которое всего лишь требовало прировнять статус преподавания мегрельского языка в школах до статуса грузинского(9).

Несмотря на идентичную грузинскую политику ко всем картвельским народам, как признают западные аналитики, в мегрелах до сих пор сохранилось чувство ущемления и комплекса неполноценности по отношению к грузинам центральной и восточной Грузии. Как пишут западные исследователи, в мегрельском народе чувствуется четкое разделение на "своих" и "чужих", одновременно, чувство безысходности все больше может углубить этнолингвистический антагонизм к пришельцам-грузинам. Местные мегрелы до сих пор окружающих себя картвел называют "котру", т.е. "грузины", из-за чего можно сделать вывод, что себя они грузинами вовсе не считают. Многие мегрелы уверены, что их история и этногенез развивалась отдельно от общегрузинской, и что у них есть много общего не с грузинами, а с абхазами. В общем контексте, однако, мегрельский субэтнос активным образом подвергается грузинизации путем постепенного изменения мышления и самоидентификации молодежи.

Обобщая вышесказанное, лишь отметим, что многообразная этноконфессиональная политика Грузии является довольно эффективной в достижении приоритетной внешнеполитической цели страны - в достижении моноэтнизма и успешной интеграции, для полного исключения новых процессов распада страны на этно-конфессиональной почве. Нет сомнений, что в этой сфере различным экспертным группам, разрабатывающим этноконфессиональную политику страны, своими проектами и советами помогают западные коллеги, у которых есть много опыта в делах "успешной" интеграции.

1. См.: Джонатан Уитни, доклад №6, Пути к разрядке напряженности в Цалкском районе Грузии: роль международного сообщества и государства. Декабрь 2006 г.

2. http://mx.esc.ru/~assur/ocr/semenov/ch1.htm

3. http://www.archipelag.ru/authors/vykhovanets/?library=419#_Немного_истории

4. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=363&did=1286

5. George Sanikidze and Edward W. Walker (2004), Islam and Islamic Practices in Georgia. Berkeley Program in Soviet and Post-Soviet Studies. University of California, Berkeley Institute of Slavic, East European, and Eurasian Studies.

6.http://en.wikipedia.org/wiki/Adjara#_ref-Adjarastat_1

7.См.: Джонатан Уитни, доклад №6, Пути к разрядке напряженности в Цалкском районе Грузии: роль международного сообщества и государства. Декабрь 2006 г.

8. Two sons of one mother': Georgian, Mingrelian and the challenge of nested primordialisms (chapter 7 of book by L. Broers above).

9. http://www.peacekeeper.ru/index.php?mid=2668