Основные направления совершенствования взаимоотношений между федеральным центром и регионами обозначил министр регионального развития России Дмитрий Козак в своем выступлении в ходе парламентских слушаний "О состоянии государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правового регулирования", которые прошли 25 октября в Совете Федерации, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

То, насколько эффективно будет проводиться на территориях единая политика федерального центра, во многом зависит от того, как организовано взаимодействие центра и территорий, отметил Козак. "Нам необходимо выстроить механизмы, которые обеспечили бы самостоятельность территорий с учетом их особенностей, механизмы ответственности органов региональной, местной и федеральной власти за конечные результаты своей деятельности", - заявил он.

В своем докладе Дмитрий Козак указал направления реформирования трех основных инструментов государственной региональной политики. Такими инструментами, по его мнению, являются распределение полномочий между уровнями власти, федеральная инвестиционная политика и межбюджетные отношения.

Отметив, что курс на децентрализацию полномочий и реализацию принципа субсидиарности в отношениях центра и регионов взят еще 2002 году, Дмитрий Козак констатировал, что к нынешнему времени эта задача выполнена не боле, чем на 30%. "Мы наделили органы государственной власти субъектов Федерации собственными полномочиями, выработали механизм, который не позволяет возникать нефинансируемым федеральным мандатам, и практика показывает, что регионы на сегодняшний день успешно справляются с этими задачами. Что касается делегирования полномочий, то, к сожалению, в 2003 - 2004 году поступили механистически - все то, что не попало в собственные полномочия субъектов Российской Федерации, сделали исключительно федеральными и насоздавали огромную армию территориальных органов федеральных структур. Это нанесло огромный урон не только развитию регионов, но и региональной политике", - заявил министр. В качестве примера он указал на ситуацию в Ростовской области, где количество чиновников в региональных органах власти и органах местного самоуправления вместе взятых и количество чиновников в территориальных органах федеральных органов власти соотносится как 1:3. При этом федеральными остаются органы, от деятельности которых в наибольшей степени зависит экономическое развитие региона, инвестиционный климат, количество административных барьеров для бизнеса и т.п.

При этом, отметил Дмитрий Казак, центр не в состоянии эффективно управлять сетью территориальных органов. "Формально это федеральные органы, а по факту, конечно же, на них ключевое влияние оказывает руководитель региональных или местных органов власти, - констатировал он. - Создав такое противоречие между формальным и фактическим положением для огромной армии людей, мы лишили региональные и местные власти механизма ответственности за конечный результат".

"Необходимо совершенствовать механизмы ответственности региональных руководителей за исполнение федеральных полномочий. Эта ответственность должна быть административная, непосредственно перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, - заявил министр регионального развития РФ. - Мы должны наделить федеральные органы исполнительной власти правом по контролю деятельности и по отмене незаконных актов региональных руководителей. И если у органов государственной власти субъектов Федерации сосредоточить собственные полномочия плюс значительную часть федеральных, которые влияют, прежде всего, на социально-экономическое положение в регионе, мы можем тогда спрашивать с них за инвестиционный климат. Тогда можно будет внедрять и комплексные показатели эффективности их работы".

В то же время, Дмитрий Козак назвал "перекосом" то, что губернаторы наделены правом согласовывать назначение руководителей территориальных органов федеральных органов власти, включая и тех, функцией которых является контроль деятельности региональных органов исполнительной власти. Последние, по его мнению, должны оставаться "подлинно федеральными" и находиться под постоянным и жестким контролем из центра.

Комментируя необходимость внесения изменений в федеральнуюй инвестиционную политику, министр отметил опасную тенденцию нарастания дифференциации социально-экономического развития регионов. Так, если в 2004 г. минимальный и максимальный размеры валового регионального продукта различались в 35 раз, то в 2006 году различие достигло уже 43 раз, отметил он. По уровню безработицы различия за тот же период выросли с 29 до 53 раз, а по объемам инвестиций в основной капитал на душу населения - со 158 до 250 раз. "Сохранение этих тенденций таит в себе огромную опасность, прежде всего, с точки зрения стихийной миграции и вытекающих отсюда межнациональных конфликтов и очагов социальной напряженности", - предупредил Козак. В качестве примера подобной ситуации он указал на Ставропольский край.

Однако "все рассуждения о необходимости введения какого-то контроля за внутренней миграцией - это фантазии. Конституцией гражданам России предоставлено право выбора места жительства и свобода передвижения. Мы можем отрегулировать эти процессы только эффективной экономической политикой", - подчеркнул он.

Дмитрий Козак также обратил внимание на необходимость изменения подхода к распределению федеральной помощи регионам. По озвученным им данным, за последние годы 30% инвестиций из федерального бюджета приходилось на Москву и Санкт-Петербург и столько же - на десяток наименее развитых регионов, а оставшиеся 40% делились между более чем 70 субъектами Федерации; объем федеральной помощи на душу населения в самых богатых, с точки зрения доходов населения, регионах и в самых бедных практически совпадает, составляя 2100 и 2183 рубля соответственно. "Эту ситуацию нужно незамедлительно исправлять", - заявил Козак.

Министр регионального развития также отметил важность принятия федеральных документов стратегического планирования - стратегии социально-экономического развития и схемы территориального планирования страны, и призвал перевернуть ситуацию в этом отношении "с головы на ноги". Именно на основе федеральной стратегии, с опорой на содержащиеся в ней ориентиры, по его мнению, должны формулироваться аналогичные документы регионального и муниципального уровня.

Дмитрий Козак заявил, что считает необходимым уже в ближайшее время собрать данные о стратегических планах развития, имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и естественных монополий, чтобы регионы смогли на этом основании скорректировать свои схемы территориального планирования, а муниципалитеты - скорректировать свои генеральные планы.

"Нам необходимо отказаться от фантазии управления инвестиционными процессами в регионах", - продолжил министр. По его словам, сегодня подавляющее большинство федеральных целевых программ содержат огромное множество региональных объектов. Так, 10 ФЦП, закрепленных за Минрегионом, содержат только 0,86% федеральных объектов, а остальные объекты - региональные и местные, попавшие в ФЦП в результате лоббистских усилий, отметил он. Подобная ситуация ведет к хроническому недофинансированию и росту незавершенного строительства. Так, и из числа федеральных объектов, начатых строительством в 2000 - 2006 гг., на сегодня брошено 4 тысячи, сообщил Козак. "Мы очень богатая страна, если можем таким образом поступать, - заметил он. - Закопаны в землю миллиарды, триллионы денег. Только по Южному федеральному округу стоимость недостроя - 69 млрд рублей".

"Необходимо смелее передавать функции по определению бюджетных инвестиций в регионы и муниципалитеты. Они должны сами принимать решения о том что, когда и в каких объемах строить", - подчеркнул Дмитрий Козак. При этом он высказался за то, чтобы увеличить фонд софинансирования строительства региональной и местной социальной и инженерной инфраструктуры и предоставить руководителям регионов, нуждающихся в федеральной помощи, возможность самостоятельно выбирать объекты для инвестирования.

Данное изменение подходов уже согласовано с представителями Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли, сообщил Козак.

Коснувшись необходимых перемен в системе межбюджетных отношений (напомним, что разработка методологии межбюджетных отношений, ранее находившаяся в ведении Минфина, в сентябре текущего года решением премьер-министра Виктора Зубкова была поручена Минрегиону - прим. ИА REGNUM), министр отметил, что она, прежде всего, должна стимулировать работу органов исполнительной власти и местного самоуправления на конечный результат. В частности, он отметил, что, в соответствии с изменениями, внесенными весной 2007 года в Бюджетный кодекс, "степень политической комфортности" региональных и местных властей зависит от степени дотационности соответствующих бюджетов, однако эта степень может повышаться в случае отказа от части транферта и развития собственны возможностей региона.

"Необходимо перестать бесконечно ссылаться на историю размещения производительных сил на соответствующей территории! Есть множество примеров в нашей стране и за рубежом когда депрессивные территории находили свою нишу в экономике, находили возможность привлечения инвестиций и выходили из депрессивного положения, - подчеркнул Козак. - Сегодня необходимо сделать все, чтобы каждый город и каждый регион стремился к этому".

Особенно деликатным моментом министр регионального развития назвал разработку показателей эффективности работы региональных и местных властей. В связи с этим он заявил о необходимости значительного увеличения объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (в который на 2008 год заложено 2,1 млрд. руб.), с тем, чтобы использовать эти средства для финансового поощрения не столько уже успешных регионов, сколько регионов, демонстрирующих наиболее динамичное развитие.

Как сообщил Дмитрия Козака, эффективность такого подхода экспериментально подтверждена на примере Южного федерального округа. Если сделать успехи в собственном развитии территорий условием получения дополнительной финансовой помощи, "я вас уверяю, что все руководители регионов (а для муниципалитетов тоже необходимо ввести такую систему!) наперегонки будут бороться за то, чтобы улучшить показатели, а не выпрашивать у федерального центра дополнительные дотации", - заявил он.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в ходе парламентских слушаний также были приняты рекомендации, направленные на совершенствование государственной региональной политики, основанные на предложениях, поступивших в верхнюю палату парламента от субъектов Федерации. В частности, председатель Совета Федерации Сергей Миронов высказался за разработку Федерального закона "О государственной региональной политике Российской Федерации". В то же время Дмитрий Козак, комментируя журналистам это предложение, заметил, что у него нет уверенности в необходимости принятия специального закона о региональной политике, так как необходимая нормативно-правовая база содержится в действующем законодательстве, которое, в свою очередь, может совершенствоваться.