"Независимому молдавскому народу нужна независимая молдавская православная церковь", - заявил 8 ноября 2007 года молдавский историк, политолог, член редколлегии интернет-издания Moldovatoday.net Олесь Стан, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM конфликт между Румынской патриархией и Молдавской митрополией Русской Православной Церкви.

"Так называемая Бессарабская митрополия, возглавляемая беглым священником Русской Православной Церкви Петром Пэдурару и пестуемая и лоббируемая унионистами из ХДНП, к церкви и религии вообще не имеет никакого отношения. Это один из проектов румынских националистов, получивший, в нарушение всех церковных канонов и принципа раздельного сосуществования религиозных и светских институтов поддержку сначала Евросоюза, а потом и властей Молдавии, созданный для осуществления духовной и культурной экспансии на территории Молдавии, Приднестровья и молдавских Южной Бессарабии и Северной Буковины, входящих в настоящее время в состав Украины, то есть тех территорий, которые румынские националисты мечтают включить в "великую Румынию", - считает эксперт.

"С другой стороны, противодействие, хотя и довольно вялое, которое оказывает РПЦ экспансионистским действиям Румынской патриархии, несмотря на его полнейшую обоснованность с канонической точки зрения, тем не менее делает ареной многолетней и нескончаемой борьбы молдавский народ, во всяком случае, сферу его духовной жизни, имеющую немаловажное значение для единства и целостности нации", - отметил Стан.

"И эту борьбу, я считаю, надо немедленно прекратить. В противном случае церковный раскол может стать последним ударом по единству молдавской нации и прекратить ее и без того шаткое существование. А для этого Молдавская Православная Церковь, по сути, уже автономная, должна стать истинно национальной молдавской церковью, получить самостоятельность и полное самоуправление, то есть добиться статуса автокефальной церкви, как в свое время, в конце 19-го века, этого добилась румынская церковь", - считает эксперт.

"Причем сделать это нужно, я подчеркиваю, сугубо в рамках церковных канонов, а именно обратиться с прошениями, подкрепленными соответствующей мотивацией и аргументацией, к московскому и константинопольскому патриархам, а параллельно сделать заявления в Европейский суд по правам человека и другие международные инстанции по поводу грубого попрания и нарушения своих прав, осуществляемых Румынской патриархией с подачи и при поддержке властей Румынии и Молдавии. Поскольку Румынская патриархия в своих притязаниях оперирует решениями светских инстанций, которые, как уже было отмечено, вмешались в данном случае не в свою сферу, то в качестве ответной меры необходимо использовать и светский способ воздействия", - заявил молдавский эксперт.

"Независимая и самостоятельная Молдавская Православная Церковь, если таковая состоится, сможет стать мощным консолидирующим институтом для молдавской нации, который защитит духовную сферу нашего народа от притязаний как Румынии, так и России. Кстати, и о распространении своего духовного влияния на исконно молдавские земли Южной Бессарабии и Северной Буковины, на которые претендует Румынский патриархат, тогда можно будет подумать. Опять-таки исключительно в рамках церковных канонов", - заключил Олесь Стан.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение синода Румынской православной церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынии епархии "прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии". "Провокационные действия Румынской патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол", - отмечалось в декларации синода Православной церкви Молдавии.

Ранее духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви также назвало незаконным решение румынских коллег создать собственные епархии в Молдавии и Приднестровье. В резолюции, принятой 30 октября на внеочередном собрании духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии, отмечалось, что в Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви "с большим недоумением и возмущением" восприняли решение синода Румынской православной церкви.

Напомним, 24 октября в ходе очередного заседания синода Румынской православной церкви было принято решение о создании в составе Румынской патриархии семи новых епископатов. В частности, в "Бессарабской митрополии" решено было создать Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти "епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих".

Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".