Армению на первом Киевском форуме по вопросам безопасности на тему "Урегулирование "замороженных" конфликтов в контексте безопасности и стабильности черноморского региона", который прошёл в столице Украины 14-15 ноября, представлял старший аналитик центра стратегического анализа SPECTRUM (Ереван) Сергей Саркисян. В интервью корреспонденту ИА REGNUM в Киеве он поделился мыслями о самом форуме и перспективах разрешения нагорно-карабахского конфликта.

ИА REGNUM: Если позволите, сначала несколько слов о первой Киевской конференции по вопросам безопасности - насколько высок уровень этого форума?

Первый момент. То, что Украина предоставила площадку для переговоров представителеям как официальных властей, так и неправительственных организаций, которые высказывают диаметрально противоположные мнения, это замечательно. Участвуя на протяжении многих лет во всевозможных форумах и конференциях такого класса и такого уровня, я пришел к выводу, что результат будет только в том случае, если такие форму будут проводиться на постоянной основе. Я имею в виду не только ежегодный форум, - собрались, поговорили, высказали свою точку зрения и разошлись, что тоже очень интересно и нужно, - а как раз создание каких-то постоянно работающих групп, которые бы что-то выдавали конкретное и распространяли эту точку зрения не только среди участников таких конференций, но и среди официальных и неофициальных учреждений. Только в таком случае такой форум сможет работать и приносить результат.

Я приветствую то, что такой форум созван именно на территории Украины, которая не является супердержавой в глобальном масштабе. Это, грубо говоря, пока не территория США, какой-то из стран Евросоюза или России. Там конференций такого типа очень много. А вот именно встреча с представителями страны, с которой мы совсем недавно были частью одной страны и обсуждение вопросов "замороженных конфликтов" с точки зрения граждан бывшей единой страны имеет свою специфику и свои привлекательные стороны.

ИА REGNUM: О чем говорили участники обсуждения нагорно-карабахского конфликта?

Тут надо обратить внимание на то, что обычно на таких форумах начинают вдаваться в какие-то исторические аспекты конфликта, начинают приводить хронологию конфликта... Я в своем выступлении вообще не затрагивал этот аспект, хотя в дальнейшей дискуссии к этому пришлось вернуться. Замечу, что этот материал настолько представлен, что можно выбрать на любой вкус: как в пользу азербайджанской точки зрения, так и армянской. Не хватает как раз информации о том, что сейчас происходит, какие изменения проходят в данный момент в этих конфликтах. Это, по моему мнению, гораздо интересней.

ИА REGNUM: Какую роль в примирении в "замороженных конфликтах" играет так называемый экономический фактор? Роль этого фактора в карабахском конфликте гораздо меньше, чем например в Приднестровье. Но имеет большие перспективы. Конечно, хотелось бы, чтобы этот фактор был задействован. Почему карабахский конфликт один из самых тяжелых? Сейчас на территории Нагорного Карабаха и Азербайджана практически не осталось представителей сторон конфликта. В Нагорном Карабахе нет азербайджанцев, а в Азербайджане, несмотря на официальные заявления Баку, практически не осталось армян.

В истории такая ситуация уже имела место. Вспомним трансферт в арабо-израильском конфликте, наиболее показательным является греческо-турецкий конфликт, также можно привести пример Бангладеш, Пакистана и Индии. Мне было очень приятно и даже завидно, что Тирасполь с Кишиневом имеют какие-то контакты, что какие-то передвижения через границу между Молдовой и Приднестровьем есть. У нас пересечения азербайджанско-армянской границы и карабахо-азербайджанской границы практически нет. Это первая проблема. Потому главнейшей задачей на сегодня является - не допустить "горячей" войны. Как только милитаристская риторика Баку прекратится или снизится, можно будет говорить об осуществлении каких-то взаимных проектов.

ИА REGNUM: В чем проблематика вопроса армяно-турецкой границы?

Мы официально заявляем, что готовы без каких-то условий хоть завтра открыть границу. Что касается признания этой границы, то она признана в армянской Конституции. Это прописано в ее тексте. Турция же пытается поймать какие-то зацепки, чтобы не допустить открытия этой границы. Потому что Анкара официально заявила, что армяно-турецкие отношения будут развиваться только с учетом интересов Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте. Поскольку этот вопрос в ближайшее время не будет разрешен, то армяно-турецкие отношения не будут прогрессировать.

О характере турецко-армянских отношений говорит строительство обходной ветки железной дороги из Турции в Азербайджан, минуя территорию Армении. Оно должно скоро начаться, поскольку уже практически заканчивается технико-экономическое обоснование проекта. Выделены определенные суммы на начало строительства. И это несмотря на позицию Вашингтона, который настоятельно рекомендовал Турции не начинать реализацию этого проекта, потому это опять таки приводит к установлению разделительных линий на Кавказе. Но Анкара на это не обращает внимания. Проект, наверное, все-таки будет реализован, несмотря на то, что армянская сторона предложила предоставить грузам, которые следуют из Турции в сторону Азербайджана по территории Армении, уровень экстерриториальности.