Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов подтвердил, что направил в Таганский районный суд Москвы два иска к министру культуры и массовых коммуникаций РФ Александру Соколову о защите чести, достоинства и деловой репутации. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом он заявил на пресс-конференции, проведенной в Третьяковской галерее. Один иск подан от имени музея, другой - от самого Родионова как частного лица. Валентин Родионов требует, чтобы в качестве компенсации морального ущерба за публичные обвинения руководства Третьяковской галереи в коррупции министр выплатил ему один рубль. В то же время директор ГТГ заявил, что готов отозвать иски в случае, если министр публично принесет извинения.

Поводом для иска стала публикация в газете "Московский комсомолец" от 25 ноября, в которой приводились следующие высказывания министра культуры на брифинге, прошедшем накануне. Комментируя скандал, вызванный сокращением состава выставки из собрания Третьяковской галереи и частных коллекций "Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года", которую ГТГ представила в Париже, Александр Соколов сказал: "Это же закон рынка: если ты прописался в Третьяковской галерее, значит, ты автоматически стоишь дороже! И получается такое вторжение частных капиталов в государственную политику (ибо Третьяковка устраивает свои выставки за счет российских налогоплательщиков), а это можно назвать не чем иным, как коррупцией".

О намерении директора ГТГ подать в суд на министра стало известно 20 ноября. Комментируя факт обращения директора Третьяковской галереи в суд через полтора месяца после конфликта, министр культуры РФ заявил: "Я удивлен этим поступком и считаю, что он неадекватен. Времени прошло достаточно много, и время это было потрачено господином Родионовым на то, чтобы объяснить эту ситуацию". Он подчеркнул, что ранее Валентин Родионов сам признал его правоту и "то, что на самом деле нужно было работать внимательнее и, конечно, не засорять настоящую выставку тем мусором, который он согласился на первых порах от имени Третьяковской галереи вывезти во Францию".

Александр Соколов не признал то, что в его высказываниях содержались обвинения в коррупции. Он, в частности, заявил: "В данном случае никаких фамилий не звучало, и я могу повторить это ровно столько раз, сколько потребуется. Речь шла о том, что использование бренда Третьяковской галереи для того, чтобы под этой вывеской показать явно не соответствующие уровню подделки, это вполне может быть рассмотрено как коррупция. Потому что это автоматически поднимает цену такого рода подделок".

"Я удивлен, что он продолжает говорить такое. Это не принесет ничего хорошего. Александр Сергеевич, остановитесь!" - воззвал 22 ноября к министру директор Третьяковки. "Можно все вытерпеть, но обвинить в коррупции - это чересчур! - пожаловался он журналистам. - Мне непонятно, что побудило его это сделать. Вся эта скандальная ситуация мне страшно не нравится, и я хочу, чтобы она поскорее закончилась. Это как страшный сон, и я хочу поскорее проснуться".

Как заявил Валентин Родионов, его претензии распространяются только на самого министра, а от редакции газеты "Московский комсомолец" он опровержений не требует. "Это было опубликовано под рубрикой "Фарс". Позиция МК понятна, она совпадает с моей позицией, и у меня нет претензий к редакции", - сказал он.

Кроме того, Валентин Родионов опроверг и утверждения Александра Соколова о том, что выставки соц-арта проводятся на деньги российских налогоплательщиков, и о том, что ранее директор ГТГ придерживался общей с ним точки зрения на этот вопрос. По его словам, обе выставки - как московская, так и парижская - организованы исключительно на деньги спонсоров. А что касается оценки выставки, то "позиция министра и моя никогда не совпадали. Подчеркиваю, что никогда не соглашался с мнением министра", - заявил Родионов.

При этом директор Третьяковской галереи также отметил, что его выступление против министра, являющегося членом партии "Справедливая Россия", не связано ни с каким политическим заказом. "Клянусь как гражданин России, что нет никакой политической подоплеки", - заявил он. Сам Валентин Родионов, по его словам, является беспартийным.

Напомним, что скандал, в ходе которого прозвучали обвинения в коррупции, начался после высказывания министра на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 8 октября. Александр Соколов, комментируя подготовку к проведению в Париже выставки соц-арта, согласно сообщениям СМИ, заявил: "Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной". Ряд произведений, в частности, фотоработу Владислава Мизина и Александра Шабурова (группа "Синие носы") "Эра милосердия", на которой изображены страстно целующиеся милиционеры, министр назвал порнографией и "эротическими картинками". "Я сделал все, что мог, чтобы она туда не поехала", - заявил Александр Соколов, имея в виду выставку в целом. Впрочем, смягчая впечатление от сказанного, министр тут же подчеркнул, что высказывает свою личную позицию, а музей вправе сам формировать экспозицию. Ответственность за данную выставку "лежит на Третьяковской галерее, ее директоре", - заявил Александр Соколов.

В Париж не были отправлены 17 произведений из ранее запланированных к показу, в том числе "Эра милосердия", а также ряд работ группы "ПГ", Владислава Мамышева-Монро (автопортрет в образе Адольфа Гитлера из цикла "Жизнь замечательных Монро" ), Марии Константиновой и Вячеслава Сысоева.

Между тем вопрос о том, кто именно из чиновников и руководителей повлиял на изменение состава выставки, по-прежнему неясен.

Как ранее сообщил прессе организатор выставки, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, проблемы начались после того, как заместитель директора ГТГ Ирина Лебедева отказалась включить в состав экспозиции, направлявшейся в Париж, видеоинсталляции арт-группы "ПГ" "Мобильная пропаганда".

Еще одно произведение - работа Андрея Будаева, изображающая обнаженных украинских политиков Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко, было изъято из экспозиции по указанию руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого - об этом сообщил он сам. "Мы не имеем права везти в другие страны произведения искусства, оскорбляющие лидеров третьих стран. Это просто невозможно. Если бы картина с Ющенко и Тимошенко оказалась на выставке в Париже, мы получили бы ноту украинского МИДа, и началась бы никому не нужная ерунда. Что касается других произведений, то я просто попросил руководство Третьяковской галереи повнимательнее отнестись к составу экспозиции", - заявил он в интервью, опубликованном в еженедельнике "Новое время" 15 октября.

А 24 октября, на следующий день после открытия выставки в Париже, министр культуры Александр Соколов на пресс-конференции в Москве сообщил журналистам: "Если бы я лично не вмешался на начальном этапе в этот вопрос, не высказался бы остро, то уже сейчас эта выставка бы обсуждалась в политическом контексте". "Соц-арта там нет, там появляется антипод соц-арта", - подчеркнул он и еще раз прошелся насчет исключенных из экспозиции картин: "Вся эта дрянь в Париже в контексте Третьяковской галереи не появилась. Третьяковская галерея не должна пачкаться в подобном контексте".

Тем не менее на пресс-конференции 22 ноября ответственность за изъятие всех этих работ взял на себя директор Третьяковской галереи. "Цензуры у нас нет, а есть право у музея снимать те работы, которые мы считаем необходимым, - заявил он. - И совершенно непонятно, почему министр приписывает себе снятие семнадцати хулиганских работ".

Высказывания министра культуры и последующие события вызвали скандал, причем многие комментаторы характеризовали произошедшее как проявление цензуры, так как ранее, в марте 2007 года, выставка в несколько ином составе под названием "Соц-арт - Политическое искусство в России и Китае", также организованная Третьяковской галереей, прошла в Москве в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. В ее залах экспонировались и некоторые из спорных произведений.

23 октября в Париже открылась выставка, отличавшаяся от московской не только по названию, но и по составу. Как пояснил Валентин Родионов, в данном случае, формируя экспозицию, ГТГ как организатор выставки находилась полностью в своем праве.

Между тем несколько запрещенных произведений все-таки были доставлены в Париж отдельно от основной экспозиции и выставлены в составе выставки. В частности, как рассказал Валентин Родионов, ему с трудом удалось уговорить организаторов выставки с французской стороны отказаться от демонстрации видеоинсталляции "Мобильная пропаганда", которую первоначально хотели показывать в отдельном зале, с указанием, что она официально не входит в состав выставки. Что касается "Эры милосердия", то эта работа выставляется в рамках Международной художественой ярмарки FIAC параллельно с основной выставкой советского соц-арта.