Фондовые рынки ряда соседних с Россией стран СНГ развиваются достаточно активно. Однако сейчас, по мнению специалистов, рынки этих стран должны в краткие сроки сделать то, к чему в других странах шли десятилетиями. Готовы ли они к такому быстрому развитию? О проблемах фондовых рынков стран СНГ в интервью ИА "РосФинКом" рассказал партнер консалтинговой компании "Делойт", руководитель департамента по налогообложению и праву Максим Любомудров.

Какие проблемы Вы видите в развитии инфраструктуры фондовых рынков России и стран СНГ?

Думаю, основная проблема в недостаточном количестве инструментов на рынке. Плюс неразвитое законодательство по ряду бумаг. Например, в России обсуждается, что биржевые бонды будут торговаться по упрощенной структуре, обсуждаются российские депозитарные расписки. Но пока не видно, чтобы эти инструменты реально заработали, хотя об этом давно уже говорят.

Неадекватно медленно идет внедрение каких-то новых идей. Это связано с тем, что законодательные органы работают неоперативно. ФСФР быстро прорабатывает процедуры, но потом они проходят согласование в разных государственных ведомствах, принимаются к действию биржей, которая разработает новые правила. Затем они обсуждаются бизнес-сообществом и уже после этого вводятся в действие. А мы должны в краткий срок снабдить рынок таким количеством инструментов, к которым другие страны шли десятилетиями.

Но в России прогресс уже есть?

Да, в России прогресс большой, есть две достаточно крупные зарекомендовавшие биржи - ММВБ и РТС, которые работают, их знают. В качестве базы это все хорошо выглядит, надо только продолжать внедрять новые инструменты. С точки зрения кооперации с другими регионами, с другими биржами - Украины, Белоруссии, Казахстана - не вижу, чтобы новые инструменты особенно работали. Если брать нероссийские биржи, то там инфраструктурные проблемы гораздо более актуальны.

В Казахстане, например, есть биржа, но она недостаточно активно работает. Есть инструменты, в которые входят местные участники. Но их покупают и держат до погашения, то есть ликвидности мало. А если говорить об акциях компаний, то объем торгов мизерный, это значит, что рынок совершенно неликвидный. По Казахстану статистика была - порядка 30 сделок с акциями в день. Это странно для страны с пятнадцатимиллионным населением и огромными денежными потоками от реализации нефти.

Почему это так?

Это связано с тем, что биржа создавалась, когда страна не была настолько богатой. Нужно более активно идти к организациям, в рынок, пропагандировать эти вещи - предлагать инструменты, разговаривать с компаниями на тему выпуска каких-то новых инструментов, проведения IPO местных компаний. Стимулировать нужно, это серьезная работа invest relationships, PR. Сейчас на это есть политическая воля, президент Нурсултан Назарбаев задал тон, заявив, что нужно активизировать рынок, выводить компании на открытые рынки. Думаю, со временем положение улучшится, но деньги уже накопились в экономике, инструментов нет, и они уходят в альтернативные вещи - люди скупают недвижимость, которая стоит пустой. Растет бум, спекуляция, а реально средства могли бы идти на развитие каких либо предприятий, промышленности. В Казахстане ситуация изменится, но вопрос в том, как быстро.

На Украине биржа пока очень слаба. Не верят люди в локальный рынок. Надеюсь, это поменяется в ближайшее время, но пока речь идет о привлечениях средних объемов финансирования, до 500 млн. долларов. Вчера компании были небольшими, сейчас они развиваются, нужно привлекать средства на рост, на местном рынке привлечь эти средства они не могут в силу неразвитости рынка. Смотрят на иностранный рынок. На лондонскую биржу, на польскую, варшавскую, франкфуртскую - будут привлекать там средства. Но сама украинская биржа от этого не выиграет. Структурные проблемы опять же связаны с отсутствием инструментов, государственным регулированием и отсутствием законодательства.

А если говорить о секьюритизационных сделках, какова здесь ситуация в странах СНГ?

На сегодняшний момент есть три страны, о которых имеет смысл говорить, - это опять же Россия, Казахстан и Украина. Остальные, может, и присматриваются, но пока не готовы. По России, как Вы знаете, первая сделка у нас была в 2004 году, ее провел "Росбанк". Сейчас уже много сделано, сделки разнообразны по типам активов, разработаны более или менее стандартные решения - как сделку структурировать, как будут двигаться денежные потоки, кто это обслуживает, какие гарантии, какие контрактные отношения, как отделять риски заемщика от рисков оригинатора. Появилась среда, теперь можно обсуждать новые типы активов секьюритизации.

А по Украине и Казахстану - они отстают на несколько лет. Казахстан более прогрессивен за счет того, что банковская система развивалась там достаточно хорошо. Первые сделки в Казахстане - это секьюритизация swift'овых денежных потоков, она прошла раньше, чем аналогичная в России. Потом была сделка по ипотеке, на тот момент рынок ипотеки был там более развит, чем у нас. Секьюритизация сейчас лежит в сфере интересов банков, для них это возможность высвободить имеющийся капитал, через секьюритизацию расчистить баланс и продолжать наращивать активы, используя портфель кредитов и получая свою комиссию.

Однако для банков второго эшелона в Казахстане кризис ликвидности еще на какое-то время затормозит подобные сделки. Может быть, банки будут присматриваться к рынку CDO (collateralized debt obligations - облигации, секьюритизирующие такие долговые обязательства, которым присвоена одинаковая степень надежности - ИА "РосФинКом"), секьюритизировать портфели корпоративных кредитов и корпоративных ценных бумаг. Секьюритизация в Казахстане будет, но не следует ожидать ее потоком.

Украинский рынок этим инструментом только-только заинтересовался, буквально в прошлом году начались первые обсуждения. Одну из сделок закрыл "Приват-банк", сейчас рынок смотрит на ипотечные секьюритизационные сделки, а также на автокредитные.

Но говорить о том, что начался секьюритизационный бум в СНГ, рано.

"Делойт Туш Томацу" - одна из первых аудиторских и консалтинговых компаний, пришедших на рынок стран СНГ. Компания начала осуществлять проекты в России с конца 1980-х годов и открыла первое представительство в Москве в 1990 году. В настоящее время "Делойт" работает и в других странах СНГ, имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-Ате, Астане, Атырау, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе. На сегодняшний день в России "Делойт" - одна из ведущих аудиторских и консалтинговых фирм, предоставляющая услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга и корпоративных финансов.