Гражданский транзит

В ноябре 2002 года в Брюсселе состоялась встреча в верхах, на которой руководство ЕС и России договорились о важном компромиссе в отношении Калининградской проблемы. Согласно достигнутой договоренности, с 1 января 2003 года для россиян, желающих проехать в Калининград и обратно, вводится так называемый гибкий визовый режим (из-за неопределенности его технических моментов, впоследствии, в январе и феврале 2003 года и возникли трения между Литвой и Россией). А с 1 июля 2003 года будут в ходу так называемые "упрощенные транзитные документы". В течение двух лет их будут выдавать по внутренним паспортам. Впоследствии для поездок потребуется заграничный паспорт.

Следующий этап, в более отдаленном будущем, - тот, который Россия хотела видеть первым: скоростные "запломбированные" поезда. Они ехали бы без остановки, и это не только бы экономило нервы и деньги россиян, но, самое главное, решало бы психологическую проблему. Причем и для литовцев тоже. Россиянам не надо было бы просить права въехать к себе домой, из России в Россию, было бы ощущение "связанности" основной части России с Калининградской областью (сегодняшние пограничные и прочие формальности от этого ощущения не оставляют и следа). Отсутствие остановки было бы выгодно и для литовцев. Исчезла бы сама возможность попадания на "территорию дома" чужого элемента...

Но почему ЕС и Литва воспротивились этой идее? Построить путь для такого скоростного коридора, обеспечить его развивающими соответствующую скорость поездами, - дело не одного года. А Литва становится членом ЕС уже в 2004 году. У Литвы в этом плане есть серьезные опасения, что даже после ее вступления в ЕС ее не примут в число стран Шенгенского соглашения - если к этому строку не будет гарантий, что поток людей из России через Литву будет строжайшим образом контролироваться. Ни соседние Латвия, Эстония, ни даже Польша (которая, хотя и находится по отношению к Калининграду в похожем положении, даже не захотела говорить ни про какие "коридоры" через ее территорию) - не имеют этой головной боли.

С другой стороны, Литва почему-то продолжает ставить под вопрос идею "безвизового поезда" (одно из опасений: контроль за проездом "безвизовых" пассажиров на деле не будет осуществлен: что тогда?). Уже после брюссельского соглашения министр иностранных дел Литвы Антанас Валёнис в интервью "Независимой газете" заявил буквально следующее: "Идея мчащегося из России в Калининград и обратно через Литву скорого поезда еще недавно вызывала улыбку. Однако в брюссельских документах скорый поезд упоминается среди реальных возможностей транзита. Будут ли все страны Шенгенского договора и Литва считать это надежным способом транзита - на этот вопрос еще предстоит ответить. Любые новые предложения о транзите должны стать частью шенгенского права. Только после такого решения мы сможем приступить к обсуждению технических и финансовых вопросов. Создание условий для такого скорого поезда обошлось бы в сотни миллионов, если не в миллиарды долларов. Поэтому судьба транзитного экспресса прояснится только после изучения всех аспектов такого предложения".

Итак, решение о введении такого железнодорожного сообщения перенесено на период, когда Литва уже будет членом ЕС (и, вероятно, Шенгенского соглашения). Что касается предложения Путина, высказанного еще в августе 2002 года в письме главам государств и правительств европейских странах решить проблему одним махом, введя безвизовый режим для российский граждан для въезда на территорию ЕС, то Брюссель ответил уклончиво: хорошо, согласны, но рассмотрим это "в дальней перспективе". Насколько дальней - непонятно. Конечно, пока Россия имеет открытые границы со странами СНГ и не подписала договоров со странами ЕС о реадмиссии, не может быть даже и разговора, что "старая Европа" откроет двери россиянам.

А какова же позиция Вильнюса на переговорах в Брюсселе? Вильнюсу пришлось проглотить горькую пилюлю: в переговорах между ЕС и Россией по Калининградской проблеме в Брюсселе литовские представители не фигурировали вообще. У правых Литвы, сами собой, понятно, возникли аллюзии с мюнхенским и иными договорами (в частности, Риббентропа-Молотова, согласно которому Прибалтика фактически отошла к СССР)... И однако позиция Литвы на переговорах Романо Проди с Владимиром Путиным была учтена и в общих чертах отстаивалась. Накануне переговоров в Вильнюсе царил боевой настрой: Литва - уверенное государство и пусть россияне, въезжая в Литву, обращаются в литовские консульства за транзитной визой. Однако Литве, по воле ЕС, пришлось пойти на существенные поступки. Согласно брюссельским договоренностям, граждане России, следующие в Калининград и обратно железнодорожным транспортом, не должны обращаться в консульства, а должны иметь возможность получать разрешения для пересечения литовской границы прямо на пограничном пункте, а также через туристические агентства или на вокзалах, если речь идет об одноразовых поездках. Вильнюс также согласился признавать до 31 декабря 2004 года внутренние паспорта граждан России для выдачи транзитных документов (в то время как внутренние транспорта для граждан всех других стран при въезде в Литву уже давно не являются достаточным документом и по ним въехать невозможно). С другой стороны, что такое "транзитный документ" как не та же виза, только получаемая не в консульстве, а "по дороге" и за цену, вероятно, гораздо менее значимую - а, может, и в каких-то случаях бесплатно? С этой точки зрения, Литва победила и России просто подсластили пилюлю. Но литовцам так вовсе не кажется.

30 декабря 2002 брюссельские решения обрели форму конкретной договоренности между российским и литовским правительствами. Правительство РФ одобрило проект соглашения с Литвой о взаимных поездках граждан. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Касьянов. С 1 января 2003 года новый проезд российских граждан через Литву был введен в действие.

Что конкретно предусматривалось правилами? До 1 июля 2003 года транзитный проезд граждан России поездами прямого сообщения принципиальных изменений не предусматривал, кроме, однако, введения литовской стороной полного пограничного (паспортного) и таможенного контроля. Причем от пассажиров требуется не загранпаспорт, как это предусмотрено для граждан всех других стран, а всего лишь какой-нибудь один из документов: внутренний или загранпаспорт гражданина РФ, загранпаспорт с символикой СССР, либо внутренний паспорт с символикой СССР при наличии вкладыша, подтверждающего российское гражданство, свидетельство о рождении для несовершеннолетних. Для граждан РФ, проживающих в Калининградской области, до 1 июля 2003 сохраняется прежний порядок въезда в Литовскую республику. С 1 июля 2003 года граждане РФ, постоянно проживающие в Калининградской области, смогут получать "упрощенные транспортные документы" (УТД - фактически это визы) бесплатно без предоставления приглашения. УТД могут быть многократными - сроком до 1 года с правом пребывания в Литве до 180 суток в течение одного года, не более 90 дней в течение 6 месяцев (общий для стран Шенгена визовый порядок). Что касается порядка транзитного проезда из Калининградской области или в нее через территорию Литвы (включая и поезда прямого сообщения) граждан третьих стран с 1 января 2003 года должен регламентироваться соглашениями о взаимных поездках, заключенными между Литвой и третьими странами. Граждане СНГ для проезда в Калининградскую область или обратно через территорию Литвы должны будут иметь не УТД, а литовскую транзитную визу. Это положение касается и лиц без гражданства, проживающих как на территории России, так и СНГ. В отношении граждан РФ, не проживающих постоянно в Калининградской области, но стремящихся туда попасть, за УТД придется платить. Однако соглашение предусматривает выдачу бесплатных виз "социально чувствительным" группам жителей России и Литвы - пенсионерам, детям, инвалидам, а также лицам, отправляющимся на могилы родных. Намечено также выдавать бесплатные визы без приглашения лицам, направляющимся на культурные или спортивные мероприятия в Россию или Литву. Проект соглашения также предполагает возможность выдачи долгосрочных многоразовых виз без приглашений перевозчикам международных грузов.

Но как реально прошло начало введение паспортного и таможенного контроля на границах Литвы? С первых же дней литовские пограничники столкнулись с проблемой контроля за передвижением российских граждан. Чтобы судить о гражданстве, нужно иметь паспорт гражданина. А каких только документов пассажиры не предоставляли: от водительского удостоверения и военного билета до советских паспортов без указания гражданства и студенческих билетов. Чтобы упорядочить этот хаос, Литва с 1 февраля 2003 вводит ужесточение. Военный билет и свидетельство о рождении, детям до 14 лет, по мнению литовской стороны, не могут считаться достаточным документом для въезда на территорию ЛР. Из поезда на границе были высажены десятки пассажиров. МИД России отреагировал немедленно: представители российского МИД обратили внимание Литвы на то, что ее намерение внести с 1 февраля 2003 изменения в режим пограничного контроля противоречат договоренностям, достигнутым на брюссельском саммите Россия-ЕС. Другое мнение у литовской стороны. Руководитель пресс-службы МИД Литвы Дайва Римашаускайте сказала, что свидетельства о рождении не отвечают требованиям дорожных документов, поскольку в них нет фотографии и других нужных данных, а офицерские удостоверения не оговорены в документе, подписанном в ноябре 2002 Евросоюзом и Россией. Секретарь МИД Литвы Дарюс Юргелявичюс был еще более ловок: "Литва не срывает договоренности ЕС-РФ по проблеме калининградского транзита. Литва не является участником подписанной декларации, поэтому эта декларация для Литвы не является обязательной". Однако "Вильнюс делает все возможное, чтобы основные установки этих договоренностей выполнялись". Литовская сторона считает, наоборот, что пошла на уступки, разрешив транзит предъявителям паспорта бывшего СССР с отметкой, что он является гражданином РФ, хотя это не предусмотрено декларацией России и ЕС. Вторая уступка: по просьбе российской стороны отложила на месяц введение новых правил пограничного контроля, которые должны были вступить в силу еще 1 января 2003. Секретарь МИД Литвы также подчеркнул, что безвизовый транзит возможен и при наличии дипломатического паспорта, служебного паспорта, загранпаспорта гражданина РФ (включая и те, на которых символика "несуществующего государства", СССР), внутреннего паспорта гражданина РФ, паспорта моряка и свидетельства на возвращение, советского паспорта с отметкой о гражданстве РФ.

Казалось бы, уступок достаточно. Однако российская сторона так не считает. Ее особую обеспокоенность вызвало решение Литвы проставлять отметки о въезде-выезде во все признаваемые для транзита внутренние документы, включая внутренний паспорт нового образца. По законам РФ такие отметки делают документы недействительными. Но разве это проблема Литвы? "Измените свои законы, приведите их в порядок с принятыми в мирами" (во всем мире паспорта при "визовом" пересечении госграниц штампуют). Такова логика литовцев. И все-таки спецпредставителю президента России по проблемам Калининградской области Дмитрию Рогозину удалось в Вильнюсе убедить литовцев не штамповать документы. Вместо того придумали ставить отметку в отдельный одноразовый бланк, который российские граждане будут заполнять при въезде и выезде из Литвы (куда вписываются имя-фамилия, номер паспорта). Эти бланки будут оставаться в Литве и позволят вести учет тех, кто пересекает границу. Принимать свидетельство о рождении в качестве достаточного документа литовцы все-таки отказались, дети должны иметь собственные паспорта (в Литве это давно в порядке нормы, а в России - диковинка). Однако понимая нереалистичность такого требования, литовские дипломаты все же пошли навстречу. Договорились, что достаточно упоминания имени-фамилии детей в паспортах родителей, причем неважно - в заграничных или внутренних.

Однако это лишь временная передышка. Главные испытания еще впереди. Долго по советским паспортам ездить через Литву не будут. А обеспечить население всей России загранпаспортами - дело нешуточное. Хотя бы и одной Калининградской области. Загранпаспорта, действительные после 1 января 2004 года, сегодня имеют в области лишь около трети всех жителей. За год УВД области может обеспечить загранпаспортами около 50 тыс. человек. Остаются еще сотни тысяч. "При таких темпах паспортизация займет ближайшие десять лет" (спикер областной Думы Владимир Никитин). Совет Федерации уже обратил внимание Михаила Касьянова на необходимость выделения дополнительного финансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению граждан паспортами.

Еще хуже обстоит дело с калининградскими военными. У 15% из них не то что загранпаспортов - и внутренних нет. Живут по военным билетам, которые литовцы наотрез отказались признать в качестве документа. По словам командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Валуева, в срочном порядке остальным планировалось выдать внутренние паспорта до 1 марта 2003. Это около семи тысяч паспортов. Затем наступит очередь и для загранпаспортов. Есть у литовской стороны и более крупные претензии к России, которая не выполняет своих брюссельских обязательств - ратифицировать договор о госгранице с Литвой и подписать договор о реадмиссии. Правда, что касается второго, то Россия имеет еще время до 1 апреля (а договор о демаркации границы, подписанный Ельциным и Бразаускасом, литовским сеймом был ратифицирован много лет назад).

Страсти в основном разгораются вокруг железнодорожного сообщения, но и есть и другие средства передвижения. Воздушное сообщение пока не меняется и здесь никаких неудобств для российских граждан, направляющихся в Калининград из России и обратно не намечается. Личный дорожный транспорт? Здесь проблема очередей на границах, что должно постепенно решаться сторонами путем усовершенствования пропускной способности пограничных пунктов.

Наконец, есть еще морской путь. Россия уже сделала первые шаги в этом направлении, открыв паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Калининградской областью. Лайнер "Георг Отс" способен принять на борт до 250-ти пассажиров и ста машин. А самое главное, билеты стоят почти как билеты на поезд. Место в каюте на четверых обходится в 1.500 рублей, люкс-каюту - 4.700. Предполагаемое время в пути зимой 45 часов. Летом - 36 часов... Согласно планам, паром будет ходить один раз в неделю - отправление из Петербурга по средам, из Калининграда - по пятницам. Уже в ближайшее время намечается пустить еще два парома.

Что касается "грузов в обход", то эта линия тоже прорабатывается. Прибывающий из Германии паром "Транс-Любек" может взять на борт 90 большегрузных трейлеров. Маршрут следующий: начало в германском Любеке, дальше Балтийск, дальше Петербург. И все-таки: это капля в балтийском море. Литву не обойти и надо договариваться.

Региональное сотрудничество

Неслучайно Владимир Путин выступил категорически против "двойного подхода" к гражданам РФ в вопросе обеспечения их проезда через Литву: вначале предлагалось ввести одни условия для "граждан" Калининградской области и другие (явно более строгие) для граждан России. С экономической и региональной точки зрения это логично и для калининградцев выгодно, но не выгодно (и чревато) в политическом смысле и для России в целом. И так уже у калининградцев есть уже ощущение, что они не такие россияне, как остальные.

Тем не менее Литва готовы углублять сотрудничество с Калининградской областью в транспортной и культурной сфере, модернизировать участки совместной границы и вместе заниматься экологией. Визиты калининградских руководителей в Вильнюс и вильнюсских в Калининград стали регулярными. Еще год назад, на встрече в Вильнюсе первый заместитель главы областной администрации М.Цикель и вице-министр иностранных дел Литвы Э.Игнатавичюс заявили о достигнутом соглашении, касающегося продолжения так называемого проекта "2К", посвященного сотрудничеству портов Калининграда и Клайпеды, а также модернизации транспортной инфраструктуры. Намечено также модернизировать пограничный контрольно-пропускной пункт Кибартай-Чернышевское на границе Литвы и области. Вице-министр и заместитель губернатора области обсудили и предложенную несколько лет назад "Нидскую инициативу", разработанную в рамках проекта Евросоюза "Северное измерение". Эта программа охватывает несколько десятков проектов межрегионального сотрудничества в сфере экономики, энергетики, транспорта, культуры, охраны природы. Недавно представители Калининградской областной администрации обсудили с министром хозяйства П.Чесной реализацию совместных проектов по совершенствованию инфраструктуры пограничных переходов, открытие в Калининградской области совместных предприятий и предприятий со стопроцентным литовским капиталом.

Но не все логично у литовской стороны. Еще несколько лет назад Министерство сообщений Литвы в одностороннем порядке увеличили тарифы на перевозку грузов по железной дороге в Калининград. Россия, естественно, приняла ответные меры. В результате уже года два клайпедский порт не работает на полную мощность (грузы пошли через Ригу и Таллин). Тем временем были расхищены деньги литовских налогоплательщиков: около миллиарда литов было выделено на модернизацию клайпедского порта, однако администрация так и не смогла углубить акваторию для приема более крупнотоннажных судов. Если с Мяжейкяй и Бутингой у Литвы дела (смотри ниже) налаживаются, то Клайпеда, процветающий в советское время порт, - головная боль литовцев.

Экономический транзит

Если с гражданским транзитом имеется много проблем, то с транзитом российских энергоносителей через Литву, наоборот, все не так плохо. Даже, можно сказать, хорошо, если сравнивать с ситуацией в Латвии. Занимавшая не так давно ту же позицию, что и Латвия, в вопросе недопущения к крану "русского Ивана" (выражение министра экономики Литвы, благословившего уступку Мажейкяйского нефтекомплекса (МНК) американской компании "Вильямс"), сегодня Литва прочно сидит в российских нефтяных объятиях. Причем совершилось это без ее воли. "Вильямс", заполучив МНК практически даром, перепродал ЮКОСу свое имущество, когда ему понадобились деньги (о чем аналитики предупреждали в один голос консерваторов Литвы, совершивших эту сделку, с самого начала).

Однако, в результате, проиграв нефтяную войну России, сегодня литовцы находятся в явном выигрыше. Пока МНК владели американцы, ЛУКОЙЛ и ЮКОС держали МНК (нефтеперерабатывающий завод, терминал в Бутинге и нефтепровод) на голодном пайке. То давали немного нефти, то прекращали давать, делая МНК убыточным: "Вильямс" никак не мог найти инвестора для модернизации: условием инвестиций и были долгосрочные договоры на поставки сырья: чего "Вильямс" не имел. После того, как ЮКОС стал владельцем МНК, Мажейскяйский нефтекомплекс на взлете. В интервью главной литовскоязычной газете Lietuvos rytas, новый гендиректор предприятия, назначенный ЮКОС, Пауль Нельсон Инглиш сообщил следующее. Убытки в 2002 году составили 123 млн. литов. Это значит, что за минувший год они сократились более чем вдвое (в 2001, благодаря "Вильямс", они составляли 270 млн. литов). В четвертом квартале 2002 впервые была заработана чистая прибыль - 54 млн. литов. В 2003 году убытки планируется снизить до 85 млн. литов. Идет полным ходом и модернизация предприятия. В целом уже в текущем году на реализацию программы будет инвестировано 60 млн. долларов. Как сообщил гендиректор, начались консультации с Европейским банком реконструкции и развития о возможном его участии в финансировании модернизации концерна. Не исключается и возможность приобретения банком части акций МНК. О растущем доверии к МНК свидетельствует и биржа. Курс акций МНК на Национальной бирже ценных бумаг, при номинале 1 лит, долго пребывал в районе 70 центов. В последнее время он стал стремительно расти и сегодня составляет уже 90 центов.

Второй литовский терминал, в Клайпеде, не может принимать танкеры большой грузоподъемности. Он нуждается в значительных инвестициях и пока его место в общем раскладе транзитных ресурсов незначительное. Между тем Клайпеда продолжает быть привлекательной для кораблей, перевозящих иные грузы, и в этом смысле, в рамках проекта "2К", она имеет значение - не столько для России как таковой, сколько для Калининграда, который сегодня должен искать самые разные пути выхода из анклава.

Кроме того ЮКОС, став владельцем МНК, использует на полную мощность не только его нефтеперерабатывающую часть, но и современный терминал в Бутинге, через который российская сырьевая нефть идет отныне мощным потоком. И не только российская: система нефтепроводов позволяет прокачивать через Литву и казахстанскую, туркменскую, азербайджанскую нефть.